IVA Technologies разрабатывает продукты для корпоративной видеоконференцсвязи — делает созвоны удобными и защищенными от внешних атак. Продукты IVA используют несколько федеральных министерств, администрации Москвы и Санкт-Петербурга, Центробанк, РЖД, ВГТРК и еще около 300 клиентов.
На фоне информации о готовящемся IPO компании изучили, как она развивалась и чем отличается от Zoom.
Что произошло
Российская ИТ-компания IVA Technologies собирается провести IPO в течение 2024 года, сообщили три источника Ведомостей. Они утверждают, что компания уже наняла банковских консультантов и юристов. По данным издания, в ходе IPO компанию могут оценить в 35—40 млрд рублей.
В самой IVA не стали комментировать информацию, а лишь отметили, что компания «рассматривает различные стратегические варианты развития».
Что было до IVA Technologies
Основатель компании IVA Станислав Иодковский родился в 1988 году в Челябинске. В 2011 году окончил Российский государственный социальный университет по специальности «Финансы и кредит».
В 2013 году Иодковский вместе с партнерами основал компанию «ХайТэк». Это был системный интегратор — компания помогала бизнесу объединять несколько ИТ-продуктов в одну систему.
В 2016 году ХайТэк стала не только устанавливать чужое оборудование, но и выпускать свое — под брендом IVA. Команда выделила направление собственной разработки в компанию IVA Technologies. Станислав Иодковский стал гендиректором IVA и сохранил пост первого зама в ХайТэк.
Первым продуктом IVA стала платформа для видеоконференцсвязи IVA MCU. Еще на старте IVA выпустила IP-телефоны и систему подводной связи.
В 2017 году ХайТэк получила статус резидента особой экономической зоны «Иннополис» в Татарстане. В этот же год рейтинговое агентство RAEX включило ХайТэк в топ-50 крупнейших ИТ-компаний России.
Сама IVA Technologies стала резидентом Иннополиса в 2021 году. Статус помог компании получить по региональной программе льготный кредит на полмиллиарда рублей под 3% годовых.
В чем уникальность сервиса
С 2018 года IVA Technologies создает не отдельные продукты, а экосистему для бизнес-коммуникаций — IVA UC. Станислав Иодковский отмечал, что быстрому росту компании способствовали коронавирус и самоизоляция. До 2019 года рабочие видеоконференции были чаще имиджевым атрибутом, который показывал статусность бизнеса. Но с 2020 года ВКС стала необходима многим.
В экосистему входят несколько продуктов, вот три основных:
IVA MCU, корпоративная платформа для видеоконференций и вебинаров на 10 000 участников. Это самый популярный продукт компании: в 2022 году он принес 90% выручки.
IP-телефоны — для них не нужно прокладывать по офису телефонные кабели, сигнал идет через интернет.
Приложение IVA Connect. В нем есть мессенджер, список контактов и доступ к видеоконференциям и всей экосистеме. Если бизнес использует ВКС или другие сервисы IVA, сотрудникам будет удобнее пользоваться мессенджером от этой же компании — все функции уже интегрированы в него.
Всего компания предлагает 13 продуктов, которые помогают упростить и защитить коммуникации в бизнесе. Пользоваться экосистемой можно в облаке либо on-premise — то есть встроить ее в свой ИТ-периметр и интегрировать с другими приложениями и сервисами.
Станислав Иодковский отмечал, что одно из ключевых преимуществ IVA — экосистемность. Например, уже сейчас в системе IVA больше функций, чем у Zoom и других мировых сервисов.
В 2022 году компания стала крупнейшим поставщиком решений по видеоконференцсвязи в России по версии CNews Analytics.
На международный рынок IVA Technologies только выходит: пока компания выполняет небольшие проекты на 50—100 тысяч долларов, но через три года планирует стать полноценной заменой Microsoft Teams. Это ведущий конкурент IVA на мировом рынке: Microsoft тоже встроил сервис ВКС в свою экосистему с другими популярными приложениями для офисной работы.
Чтобы превзойти Microsoft, IVA внедряет искусственный интеллект — корпоративного электронного помощника.
Перспективы IVA Technologies
IVA Technologies, скорее всего, сможет выгодно разместить акции на бирже, считают аналитики. Сейчас спрос инвесторов на бумаги российских ИТ-компаний очень велик: даже высокорисковые компании при IPO имеют аллокацию не выше 15%. Это значит, что в среднем инвесторам удается купить только 15% от объема акций, на который они подавали заявку.
«Высокий спрос инвесторов на бумаги российских ИТ-компаний связан с сильными отчетами разработчиков, которые уже вышли на биржу. Сейчас инвесторы наблюдают очень редкое явление: прибыльные компании ИТ-сектора, выручка которых увеличивается вдвое за год.
Более того, эти компании даже платят дивиденды, что редкость для сектора. Microsoft не платила дивиденды первые два десятилетия своего пребывания на фондовом рынке и начала лишь после краха интернет-пузыря начала века, чтобы продемонстрировать финансовую устойчивость. Выплаты дивидендов также повышают привлекательность компании».
Леонид Делицын
Аналитик ФГ «Финам»
Леонид Делицын отметил, что есть три условия успеха IPO: значительная выручка, высокие темпы ее прироста и выплата дивидендов. Сейчас во многих сегментах ИТ-рынка выполняются все три условия. Однако в дальнейшем рост компаний будет сдерживать острая конкуренция.
«Российские компании давно работают в сегменте видеоконференцсвязи и разрабатывают собственные решения. Компаний в этом секторе много, и заказчики их знают. Видеосвязь принадлежит к достаточно высококонкурентным сегментам рынка: в рейтингах за 2022 год фигурирует около 25 игроков, а значит, средняя доля рынка не превосходит 5—10%. На таком рынке вряд ли возникнет доминирующий игрок, который сможет извлекать стабильную прибыль из высокой доли рынка».
Леонид Делицын
Аналитик ФГ «Финам»
Выручка IVA Technologies растет с каждым годом. В 2022 году она оценивалась в 1,5 млрд рублей. За 2023 год компания пока не раскрыла информацию, но источники Ведомостей полагают, что ее выручка выросла еще вдвое — до 3 млрд рублей.
Если темпы роста сохранятся, выручка IVA Technologies в 2024 году может составить 4,5 млрд рублей, допускает Делицын. Исходя из этого, вероятно, в ходе IPO компанию оценят в 30—45 млрд рублей.
Давно перешли на труконф и не жалеем. Есть свои нюансы, но продукт активно допиливается и на обратную связь ребятам вроде как не пофиг.