Qummy делает готовые блюда и замораживает их по собственной технологии «Умный лед». В таком виде еда хранится до 180 дней. Разогреть ее можно в робопечи Qummy, которая автоматически распознает блюдо и подберет оптимальную программу разморозки.
Стартап помогает организовать питание в офисе, на заправочных станциях и в отелях без кухни. Заказывать еду можно и домой: постоянным клиентам компания дает печь в пользование.
Что произошло
В конце 2023 — начале 2024 года Qummy закрыла новый инвестиционный раунд на 93 млн рублей, о чем стало известно только в июне. 40 млн рублей в проект инвестировал венчурный фонд «Восход», 30 млн — инвестор Александр Еронин, 22 млн — Moscow Seed Fund, 1 млн рублей — инвестор Даурен Токтамысов.
Некоторые аналитики оценивают компанию в 0,9—1,3 млрд рублей. В Qummy не раскрыли свою оценку после инвестиций, но отметили, что она «значительно больше» уровня, который предполагают эксперты.
Этот инвестиционный раунд — пятый с момента основания компании в 2019 году и не самый крупный. Расскажем, в чем уникальность стартапа и почему инвесторы почти каждый год готовы давать ему деньги.
Что было до Qummy
Стартап придумал краснодарец Артем Симонянц, но едой он занялся далеко не сразу. После Академии МВД Симонянц работал в отделе по борьбе с терроризмом спецподразделения МВД. В 2007 году в звании капитана завершил службу по состоянию здоровья.
В МВД будущий предприниматель научился вести переговоры и распознавать ложь по невербальным признакам. Опираясь на эти навыки, он запустил собственные тренинги по публичным выступлениям и деловым переговорам, а после — открыл консалтинговое агентство «Стерлинг Энерго Групп».
Спустя время к агентству обратилось отделение телеканала «Рен-ТВ» в Армавире — родном городе Артема. Его выступление как консультанта увидел владелец телеканала и предложил Симонянцу возглавить «Рен-ТВ Армавир».
Артем Симонянц два года руководил телеканалом, а в 2016 году открыл продюсерский центр «Студия РА». Центр обучал отельеров и рестораторов маркетингу и управлению персоналом.
Во время работы в Студии РА Симонянц узнал о технологии акустической заморозки еды: пищу замораживают в специальной камере с ультразвуком или инфразвуком, что позволяет лучше сохранить вкус и внешний вид блюд. Эта идея легла в основу Qummy.
Как появилась Qummy
Артем Симонянц решил протестировать технологию акустической заморозки с готовой едой, чтобы кормить людей полноценными блюдами быстрее, чем это делает фастфуд. Ему посоветовали обратиться к краснодарскому изобретателю Алексею Кислуну, у которого уже тогда были десятки патентов. Например, первый патент на цепную передачу с малым межосевым расстоянием он получил еще в университете. Технологию внедрили на заводе по штамповке пивных бутылок в Новочеркасске.
Чтобы сделать софт, Симонянц пришел к знакомому программисту Евгению Писареву, который работал начальником ИТ-отдела в краснодарском офисе Магнита.
Команда начала экспериментировать: искала способ замораживать и размораживать ресторанные блюда без потери вкуса и внешнего вида. Акустическая заморозка работала неидеально: например, творожные и яичные белки сворачивались, а картофель терял текстуру.
Вместо акустической предприниматели стали использовать шоковую заморозку — температуру продуктов снижали очень быстро. Алексей Кислун предложил софт, который будет менять способ разморозки в зависимости от блюда. Программа менялась в зависимости от количества воды, жира, вида крахмалов и белков в продукте. Технология получила патент и название «Умный лед».
Как развивалась Qummy
Компания отмечает, что готовит блюда ресторанного уровня. Чтобы подавать их гостям, нужно всего 2 м² площади с морозильной камерой и умной робопечью — собственной разработкой Qummy. На устройстве нет кнопок. Печь сама определяет блюдо по QR-коду на упаковке и разогревает его по индивидуальной программе.
Для запуска бизнеса Qummy привлекла первые инвестиции: 9 млн рублей в обмен на долю в 9% дал предприниматель Андрей Полухин — друг Артема Симонянца.
Qummy начала работу в разгар пандемии — 1 марта 2020 года. Компания арендовала половину небольшого кафе, поставила морозилку и печь. На месте работал один сотрудник — он принимал заказы на доставку, разогревал блюда и передавал курьеру. В первый месяц выручка была 59 000 ₽: половина этой суммы ушла на аренду, другая — на выплату зарплаты сотруднику.
Основатели поняли, что блюда Qummy удобно продавать там, где нет кухни, но есть потребность предлагать гостям полноценные блюда. Поэтому компания начала поставлять блюда на заправочные станции, в офисы и отели, в которых нет кухни либо повара работают только днем, а постояльцы могут заехать и захотеть есть и ночью.
Из-за пандемии продажи шли плохо — компания работала в убыток, а первые 9 млн инвестиций быстро закончились. Спас положение инвестор Ринат Салихов, который через несколько месяцев после запуска вложил 57 млн рублей и получил 25% компании. Эти деньги позволили команде работать дальше.
Инвестиции дали компании новый толчок: к команде присоединился бренд-шеф Валерий Порядин, который до этого был шеф-поваром ресторана Cristal в Петербурге. Благодаря ему Qummy расширила ассортимент и разделила его на категории: полезное питание, еда для вегетарианцев, пища с увеличенным и уменьшенным содержанием калорий.
Постепенно Qummy определила свою бизнес-модель: компания бесплатно устанавливала оборудование постоянным клиентам и зарабатывала только на еде. Благодаря этому есть блюда можно было и дома — клиент оставлял печь у себя, пока продолжал заказывать еду.
Несмотря на общий рост и расширение бизнеса, первый год работы компания закончила с выручкой 16 млн рублей и чистым убытком 6,3 млн рублей. Однако инвесторы продолжали верить в стартап. В 2021 году Qummy привлекла почти 120 млн рублей. Деньги дали Инвестиционный офис Joint Journey Сергея Дашкова, частные инвесторы Сергей Родионов и Даниил Филатов, а также Ринат Салихов, который вкладывал деньги в компанию уже не первый год. Часть денег стартап планировал направить на экспансию в США и ОАЭ, однако позже от выхода за рубеж компания отказалась.
В 2022 году Qummy закрыла новый инвестиционный раунд — на 220 млн рублей. Эта сумма — одна из крупнейших инвестиций в российские стартапы в тот год.
Сейчас Qummy производит 20 млн порций еды в год. В ассортименте — 225 блюд. С момента открытия компания собрала 2 000 робопечей.
Несмотря на ежегодные инвестиции, прибыль компании остается нестабильной.
Гендиректор консалтинговой компании RestCon Елена Перепелица отмечает, что для инвесторов текущая прибыль компании — не главное.
«Если бы предприятие не выглядело перспективным, вряд ли в него кто-нибудь инвестировал. Скорее всего, они показывают инвесторам растущее количество клиентов и выручки от продаж, качественный бизнес-план, и инвесторов это убеждает».
Елена Перепелица
Гендиректор RestCon
Qummy владеют Ринат Салихов — 19%, УК «Восход» — 18%, Евгений Писарев, Алексей Кислун и Артем Симонянц — примерно по 15% и Сергей Родионов — 10%, а также миноритарные акционеры с меньшими долями.
Перспективы Qummy
В 2024 году Qummy планирует провести pre-IPO, то есть предложить инвесторам купить акции компании, хотя та еще не стала публичной. Обычно этот шаг — подготовка к первичному размещению акций на бирже. Полноценное IPO компания может провести в течение трех лет, рассказал сооснователь Евгений Писарев.
Елена Перепелица полагает, что успешность Qummy сильно зависит от того, удастся ли стартапу переключиться на поставки готовой еды крупному бизнесу. Компания уже сотрудничает с Лукойлом, РЖД и Самокатом, но для стремительного роста этих партнерств будет недостаточно.
«Никто не хочет зависеть от одного поставщика. Никто не любит девайсы с одной функцией. К примеру, робопечью Qummy можно разогреть только их блюда, а обычная микроволновка разогреет все.
Кроме того, эта печь низкопроизводительна. Возможно, на АЗС она будет иметь смысл, но даже в вагоне поезда, где 36 мест и люди хотят есть горячее примерно в одно время, одной печи не хватит. К тому же если в поезде есть вагон-ресторан, то блюда Qummy будут с ним конкурировать.
В гостинично-ресторанном бизнесе даже сложно представить, кому будет интересна печка, способная обслужить всего 5—6 клиентов в час. Нужно учесть время на то, чтобы достать блюдо из морозилки, разогреть его, вынуть из печи и выдать покупателю».
Елена Перепелица
Гендиректор RestCon
Консультант отмечает, что рынок готовой еды довольно насыщен. На нем много малых и крупных предприятий и довольно серьезная конкуренция. Если Qummy смогут заключить контракты с крупными предприятиями, вытеснить конкурентов и будут поддерживать качество блюд и услуг на высоком уровне, то смогут успешно работать на рынке.
* Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.
Как считаете, насколько рынок готовой еды сейчас открыт для входа молодого бизнеса?