Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Qummy: история фудтех-стартапа из Краснодара


Qummy делает готовые блюда и замораживает их по собственной технологии «Умный лед». В таком виде еда хранится до 180 дней. Разогреть ее можно в робопечи Qummy, которая автоматически распознает блюдо и подберет оптимальную программу разморозки.

Стартап помогает организовать питание в офисе, на заправочных станциях и в отелях без кухни. Заказывать еду можно и домой: постоянным клиентам компания дает печь в пользование.

Что произошло

В конце 2023 — начале 2024 года Qummy закрыла новый инвестиционный раунд на 93 млн рублей, о чем стало известно только в июне. 40 млн рублей в проект инвестировал венчурный фонд «Восход», 30 млн — инвестор Александр Еронин, 22 млн — Moscow Seed Fund, 1 млн рублей — инвестор Даурен Токтамысов.

Некоторые аналитики оценивают компанию в 0,9—1,3 млрд рублей. В Qummy не раскрыли свою оценку после инвестиций, но отметили, что она «значительно больше» уровня, который предполагают эксперты.

Этот инвестиционный раунд — пятый с момента основания компании в 2019 году и не самый крупный. Расскажем, в чем уникальность стартапа и почему инвесторы почти каждый год готовы давать ему деньги.

Что было до Qummy

Стартап придумал краснодарец Артем Симонянц, но едой он занялся далеко не сразу. После Академии МВД Симонянц работал в отделе по борьбе с терроризмом спецподразделения МВД. В 2007 году в звании капитана завершил службу по состоянию здоровья.

В МВД будущий предприниматель научился вести переговоры и распознавать ложь по невербальным признакам. Опираясь на эти навыки, он запустил собственные тренинги по публичным выступлениям и деловым переговорам, а после — открыл консалтинговое агентство «Стерлинг Энерго Групп».

Спустя время к агентству обратилось отделение телеканала «Рен-ТВ» в Армавире — родном городе Артема. Его выступление как консультанта увидел владелец телеканала и предложил Симонянцу возглавить «Рен-ТВ Армавир».

Артем Симонянц два года руководил телеканалом, а в 2016 году открыл продюсерский центр «Студия РА». Центр обучал отельеров и рестораторов маркетингу и управлению персоналом.

Артем Симонянц, основатель стартапа Qummy
Артем Симонянц, основатель стартапа Qummy

Полезные в бизнесе навыки Симонянц получил на службе в МВД. Фото с личной страницы Артема Симонянца в Инстаграме*

Полезные в бизнесе навыки Симонянц получил на службе в МВД. Фото с личной страницы Артема Симонянца в Инстаграме*

Во время работы в Студии РА Симонянц узнал о технологии акустической заморозки еды: пищу замораживают в специальной камере с ультразвуком или инфразвуком, что позволяет лучше сохранить вкус и внешний вид блюд. Эта идея легла в основу Qummy.

Как появилась Qummy

Артем Симонянц решил протестировать технологию акустической заморозки с готовой едой, чтобы кормить людей полноценными блюдами быстрее, чем это делает фастфуд. Ему посоветовали обратиться к краснодарскому изобретателю Алексею Кислуну, у которого уже тогда были десятки патентов. Например, первый патент на цепную передачу с малым межосевым расстоянием он получил еще в университете. Технологию внедрили на заводе по штамповке пивных бутылок в Новочеркасске.

Чтобы сделать софт, Симонянц пришел к знакомому программисту Евгению Писареву, который работал начальником ИТ-отдела в краснодарском офисе Магнита.

Основатели Qummy
Основатели Qummy

Основатели стартапа Артем Симонянц, Евгений Писарев и Алексей Кислун. Фото со страницы Qummy в Инстаграме*

Основатели стартапа Артем Симонянц, Евгений Писарев и Алексей Кислун. Фото со страницы Qummy в Инстаграме*

Команда начала экспериментировать: искала способ замораживать и размораживать ресторанные блюда без потери вкуса и внешнего вида. Акустическая заморозка работала неидеально: например, творожные и яичные белки сворачивались, а картофель терял текстуру.

Вместо акустической предприниматели стали использовать шоковую заморозку — температуру продуктов снижали очень быстро. Алексей Кислун предложил софт, который будет менять способ разморозки в зависимости от блюда. Программа менялась в зависимости от количества воды, жира, вида крахмалов и белков в продукте. Технология получила патент и название «Умный лед».

Как развивалась Qummy

Компания отмечает, что готовит блюда ресторанного уровня. Чтобы подавать их гостям, нужно всего 2 м² площади с морозильной камерой и умной робопечью — собственной разработкой Qummy. На устройстве нет кнопок. Печь сама определяет блюдо по QR-коду на упаковке и разогревает его по индивидуальной программе.

Умная печь Qummy
Умная печь Qummy

Печь похожа на микроволновку, где вместо кнопок — один сканер QR-кодов. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP

Умная печь Qummy
Умная печь Qummy

Печь похожа на микроволновку, где вместо кнопок — один сканер QR-кодов. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP

Печь похожа на микроволновку, где вместо кнопок — один сканер QR-кодов. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP
Как работает печь Qummy
Как работает печь Qummy

Для каждого блюда Qummy подбирает оптимальный режим разогрева. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP

Как работает печь Qummy
Как работает печь Qummy

Для каждого блюда Qummy подбирает оптимальный режим разогрева. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP

Для каждого блюда Qummy подбирает оптимальный режим разогрева. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP

Для запуска бизнеса Qummy привлекла первые инвестиции: 9 млн рублей в обмен на долю в 9% дал предприниматель Андрей Полухин — друг Артема Симонянца.

Qummy начала работу в разгар пандемии — 1 марта 2020 года. Компания арендовала половину небольшого кафе, поставила морозилку и печь. На месте работал один сотрудник — он принимал заказы на доставку, разогревал блюда и передавал курьеру. В первый месяц выручка была 59 000 ₽: половина этой суммы ушла на аренду, другая — на выплату зарплаты сотруднику.

Основатели поняли, что блюда Qummy удобно продавать там, где нет кухни, но есть потребность предлагать гостям полноценные блюда. Поэтому компания начала поставлять блюда на заправочные станции, в офисы и отели, в которых нет кухни либо повара работают только днем, а постояльцы могут заехать и захотеть есть и ночью.

Из-за пандемии продажи шли плохо — компания работала в убыток, а первые 9 млн инвестиций быстро закончились. Спас положение инвестор Ринат Салихов, который через несколько месяцев после запуска вложил 57 млн рублей и получил 25% компании. Эти деньги позволили команде работать дальше.

Инвестиции дали компании новый толчок: к команде присоединился бренд-шеф Валерий Порядин, который до этого был шеф-поваром ресторана Cristal в Петербурге. Благодаря ему Qummy расширила ассортимент и разделила его на категории: полезное питание, еда для вегетарианцев, пища с увеличенным и уменьшенным содержанием калорий.

Производство еды Qummy
Производство еды Qummy

Qummy открыла фабрику площадью 3 000 м² в Краснодаре. На ней готовят блюда русской, европейской и индийской кухонь. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP

Qummy открыла фабрику площадью 3 000 м² в Краснодаре. На ней готовят блюда русской, европейской и индийской кухонь. Фото: ютуб-канал QUMMY GROUP

Постепенно Qummy определила свою бизнес-модель: компания бесплатно устанавливала оборудование постоянным клиентам и зарабатывала только на еде. Благодаря этому есть блюда можно было и дома — клиент оставлял печь у себя, пока продолжал заказывать еду.

Несмотря на общий рост и расширение бизнеса, первый год работы компания закончила с выручкой 16 млн рублей и чистым убытком 6,3 млн рублей. Однако инвесторы продолжали верить в стартап. В 2021 году Qummy привлекла почти 120 млн рублей. Деньги дали Инвестиционный офис Joint Journey Сергея Дашкова, частные инвесторы Сергей Родионов и Даниил Филатов, а также Ринат Салихов, который вкладывал деньги в компанию уже не первый год. Часть денег стартап планировал направить на экспансию в США и ОАЭ, однако позже от выхода за рубеж компания отказалась.

В 2022 году Qummy закрыла новый инвестиционный раунд — на 220 млн рублей. Эта сумма — одна из крупнейших инвестиций в российские стартапы в тот год.

Сейчас Qummy производит 20 млн порций еды в год. В ассортименте — 225 блюд. С момента открытия компания собрала 2 000 робопечей.

Несмотря на ежегодные инвестиции, прибыль компании остается нестабильной.

Выручка и прибыль Qummy по данным системы «Глобас», ₽
ВыручкаПрибыль
2021
145 млн
− 13 млн
2022
385 млн
143 млн
2023
273 млн
− 82,5 млн

Гендиректор консалтинговой компании RestCon Елена Перепелица отмечает, что для инвесторов текущая прибыль компании — не главное.

«Если бы предприятие не выглядело перспективным, вряд ли в него кто-нибудь инвестировал. Скорее всего, они показывают инвесторам растущее количество клиентов и выручки от продаж, качественный бизнес-план, и инвесторов это убеждает».

Елена Перепелица

Елена Перепелица

Гендиректор RestCon

Qummy владеют Ринат Салихов — 19%, УК «Восход» — 18%, Евгений Писарев, Алексей Кислун и Артем Симонянц — примерно по 15% и Сергей Родионов — 10%, а также миноритарные акционеры с меньшими долями.

Перспективы Qummy

В 2024 году Qummy планирует провести pre-IPO, то есть предложить инвесторам купить акции компании, хотя та еще не стала публичной. Обычно этот шаг — подготовка к первичному размещению акций на бирже. Полноценное IPO компания может провести в течение трех лет, рассказал сооснователь Евгений Писарев.

Елена Перепелица полагает, что успешность Qummy сильно зависит от того, удастся ли стартапу переключиться на поставки готовой еды крупному бизнесу. Компания уже сотрудничает с Лукойлом, РЖД и Самокатом, но для стремительного роста этих партнерств будет недостаточно.

«Никто не хочет зависеть от одного поставщика. Никто не любит девайсы с одной функцией. К примеру, робопечью Qummy можно разогреть только их блюда, а обычная микроволновка разогреет все.

Кроме того, эта печь низкопроизводительна. Возможно, на АЗС она будет иметь смысл, но даже в вагоне поезда, где 36 мест и люди хотят есть горячее примерно в одно время, одной печи не хватит. К тому же если в поезде есть вагон-ресторан, то блюда Qummy будут с ним конкурировать.

В гостинично-ресторанном бизнесе даже сложно представить, кому будет интересна печка, способная обслужить всего 5—6 клиентов в час. Нужно учесть время на то, чтобы достать блюдо из морозилки, разогреть его, вынуть из печи и выдать покупателю».

Елена Перепелица

Елена Перепелица

Гендиректор RestCon

Консультант отмечает, что рынок готовой еды довольно насыщен. На нем много малых и крупных предприятий и довольно серьезная конкуренция. Если Qummy смогут заключить контракты с крупными предприятиями, вытеснить конкурентов и будут поддерживать качество блюд и услуг на высоком уровне, то смогут успешно работать на рынке.

* Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Павел Карпов
Павел Карпов

Как считаете, насколько рынок готовой еды сейчас открыт для входа молодого бизнеса?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации