Если у вас дома скопился спортивный инвентарь, а в гараже после ремонта осталась гора инструментов, можете открыть прокат. Так и поступили предприниматели из Смоленска, Ростова-на-Дону и Владимира.
Прокат велосипедов в Ростове-на-Дону
Дмитрий Гусев — основатель компании «Юсфулсофт», которая разрабатывает ПО для бизнеса: сервисы учета и автоматизации, мобильные приложения, маркетплейсы. Этот бизнес вырос из проката велосипедов.
Идея возникла в 2009 году. Друзья часто брали велосипед покататься, но не всегда отдавали вовремя, могли что-то поцарапать или вовсе сломать. Да и вместе покататься не получалось. Оказалось, что в то время в Ростове-на-Дону не было проката велосипедов. Тогда Дмитрий решил занять эту нишу.
На свои сбережения Дмитрий купил два велосипеда, багажник на машину и написал объявление на Авито. Через пару часов у него уже был первый заказ.
Постепенно бизнес развивался. Предприниматель открыл в центре города пункт проката, куда приходили клиенты благодаря сарафанному радио. Тогда Дмитрий ушел из найма и полностью посвятил себя прокату велосипедов. Даже научился чинить их настолько хорошо и быстро, что через пару лет запустил свою мастерскую.
К 2015 году вокруг проката сформировалось комьюнити велосипедистов, и в качестве эксперимента предприниматель открыл велокурьерскую службу. Поначалу она была почти не востребована: многие скептически относились к велодоставке. Но в 2020 году грянула пандемия. Люди сидели дома, стали чаще заказывать еду с помощью курьерских служб — спрос на доставку подскочил. В итоге в 2022 году оборот бизнеса достиг 22 500 000 ₽.
Дмитрий искал сервис для автоматизации работы прокатных пунктов, но не получалось найти подходящий вариант. Классические CRM не учитывали движение инвентаря, нельзя было создавать календари бронирований и гибкие тарификации. Еще в них нельзя разделить доход от проката и от мастерской, а для компании это было важно.
Предприниматель вместе с командой разработал свое программное обеспечение — Rent in Hand. Так называется ERP-система, которая автоматизирует бизнес-процессы — от учета и отношений с клиентами до маркетинга и финансов. Разработка позволила компании стать резидентом Сколково.
Изящные электросамокаты и велики в Смоленске
Иван Олейников — в прошлом лыжник-экстремал. Во время спортивной карьеры он получал от спонсоров лыжи, сноуборды и другое оборудование. К моменту ухода из профессионального спорта их скопилось столько, что пришла идея открыть прокат.
Открывать прокат только зимнего спортинвентаря было невыгодно. В Смоленске зимы бывают теплые, так что, если зима придет бесснежная и слякотная, клиентов не будет совсем. Предприниматель решил, что нужно делать круглогодичный прокат: зимой сдавать лыжи и сноуборды, а летом — велосипеды. Причем акцент сделать на моделях для города, потому что они эстетичнее смотрятся на центральных улицах.
Для проката Иван снял помещение в центре города, на пешеходной улице. К 2021 году парки и лесопарки в регионе уже были заняты другими прокатчиками. А вот спонтанного проката, когда гуляешь по центру, увидел велосипед и решил прокатиться, в городе еще не было.
Первые несколько дней были пустыми: клиентов не было, велосипеды никто не брал. Те, кто подходил, спрашивали самокаты: кто-то хотел самокат, потому что это модно, кому-то было любопытно, как это — нажать на кнопку и ехать. Тогда предприниматель добавил в прокат самокаты. Можно было бы купить неубиваемые самокаты, с мощными батареями, которые обычно предлагают в шерингах. Но брендовые самокаты изящнее, клиентам на них приятнее кататься, поэтому предприниматель выбрал именно их.
На электросамокаты клиенты сразу стали приходить, иногда даже образовывались очереди и нужно было немного подождать. Когда появились самокаты, велосипеды тоже перестали простаивать. Их арендовали горожане, когда прогулки на электросамокатах приедались и хотелось чего-то более активного.
После электросамокатов предприниматель докупил сапборды — надувные доски для плавания. Их стали бронировать на выходные для поездок на озера.
В 2022 году бизнес приносил Ивану до 500 тысяч рублей оборота в сезон. В зимний период, когда в прокате происходит спад, предприниматель придумал задействовать пространство под cтоковый мультибрендовый магазин.
Из проката инструментов в гараже выросла франшиза
Андрей Ермоленко и Владимир Панкратов — друзья с детства. У обоих после ремонта и строительства без дела лежали запасы инструмента. Тогда они решили сдавать их напрокат. Компанию назвали «Стаханов-Групп» и стали сдавать в аренду строительные инструменты, садовую технику, оборудование для окраски, клининга, сантехнических и бетонных работ.
В старт бизнеса предприниматели вложили свои сбережения — 700 000 ₽. Для этого они проанализировали, без чего точно не обходится стройка или ремонт, составили список самого необходимого и закупили инструменты. В основном это были виброплиты, строительные пылесосы, отбойные молотки, перфораторы.
Поначалу инструменты для проката хранили в гараже. Их развозили на старенькой ВАЗ-2104. Это был такой мобильный прокат: в любой момент можешь договориться с человеком о встрече и отдать ему заказ.
В качестве площадки для продвижения предприниматели выбрали Авито — размещали там объявления. Клиент приходил на Авито, например, за подержанным сварочным аппаратом, вводил в поиске название инструмента, попадал на объявление проката, понимал, что арендовать будет дешевле, и обращался в компанию.
Андрей и Владимир быстро поняли, что спрос есть, и решили открывать полноценный пункт проката. Для него выбрали место в торговом кластере товаров для дома: по их гипотезе, именно там обитала их потенциальная аудитория.
Со временем бизнесмены выявили закономерность. Услугой проката в 75% случаев пользуются частные клиенты, которые сами делают ремонт, что-то строят на загородном участке или работают на даче. Бывает, что некоторые инструменты нужны им на несколько часов или дней и из-за этого их выгоднее не покупать, а взять напрокат.
Остальные 25% клиентов — юридические лица, которые приносят половину всего дохода. Это строительные бригады, ремонтно-строительные организации. У них есть свои инструменты, но бывают ситуации, когда их недостаточно. Сегодня у бригады один объект, а завтра они выиграли тендер — и у них уже пять объектов, то есть оборудованием нужно обеспечить пять бригад одновременно.
Со временем бизнес вырос во франшизу. К 2022 году у компании 17 точек проката в разных регионах, при этом оборот фирмы составляет 35 млн в год.
Прокат каких товаров вы бы открыли в своем городе?