Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнес на NFT: как заработать на токенах в 2023 году


Стоит ли связываться с NFT, как можно использовать технологии с пользой для бизнеса и какие есть риски


Алина Десятчикова

Алина Десятчикова

Основательница маркетингового агентства ALDES.AGENCY по продвижению NFT

Стоит ли связываться с NFT, как можно использовать технологии с пользой для бизнеса и какие есть риски


Алина Десятчикова

Алина Десятчикова

Основательница маркетингового агентства ALDES.AGENCY по продвижению NFT

Рынок NFT сейчас нестабилен. Так, в 2021 году коллекционеры покупали NFT-токены за миллионы долларов, а в 2022 году их цена упала в несколько раз. Снижение популярности было связано с падением рынка криптовалют, от которого напрямую зависит цена NFT.

В начале же 2023 года рынок NFT снова показал значительный рост — в январе было совершено 9,5 млн сделок, что на 42% больше, чем в декабре. Несколько крупных брендов проявило интерес к NFT:

  • Nike объявил о запуске NFT-коллекции кроссовок;
  • социальная сеть «ВКонтакте» представила свою первую NFT-коллекцию;
  • Amazon запустил NFT-маркетплейс.

При этом некоторые компании, которые ранее внедрили NFT-технологии в свой бизнес, в 2023 году стали от них отказываться. Например, Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) отказалась от поддержки NFT для Facebook и Instagram. В компании заявили, что вместо поддержки NFT будут разрабатывать собственные платежные системы.

В статье разбираемся, можно ли все-таки заработать в сфере NFT-технологий и как бизнес может извлечь из них выгоду.

Что такое NFT простыми словами и зачем он нужен

NFT — это цифровой актив, который может быть представлен в виде фотографии, видео, текста, аудио или гифки. В переводе с английского NFT — non-fungible token — невзаимозаменяемый токен. Он существует только в виртуальном мире.

Особенность NFT заключается в его уникальности. Если человек покупает NFT, то такая цифровая собственность будет только у него. NFT-файлы нельзя потерять или повредить.

Итальянская галерея Уффици оцифровала картину Микеланджело «Мадонна Дони» и продала ее за 140 тысяч евро. Позже Эрмитаж также выпустил NFT-коллекцию — оцифровал картины «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога. На продаже этих NFT-копий Эрмитаж заработал более 32 млн рублей.

По сути, NFT нужен, чтобы закрепить право собственности на цифровой объект и, возможно, получить доход от его продажи.

ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Телеграм-канал: 3763 читателя

ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Кто и зачем покупает NFT за миллионы

Чтобы зарабатывать на NFT, нужно понимать мотивы тех, кто покупает токены. Люди покупают NFT, как правило, по трем причинам — для инвестирования, коллекционирования или чтобы подчеркнуть свой социальный статус.

Инвестирование. Некоторые покупают NFT с целью со временем продать токены дороже. Например, люди раскупили вторую часть NFT-коллекции Дональда Трампа менее чем за час. Цифровые изображения политика тут же появились на вторичном рынке в 2,5 раза дороже их изначальной цены. Инвесторы рассчитывают продать популярную коллекцию и получить с нее прибыль.

Если человек покупал сразу 47 токенов, он мог участвовать в розыгрыше ужина с Трампом в его резиденции. Источник

Коллекционирование. NFT для коллекционеров такое же искусство, как и изобразительное, только цифровое. Им важен не материал, а смысл, который заложен в NFT. Сейчас среди ценителей популярна коллекция «Скучающие обезьяны» — Bored Ape Yacht Club. Среди известных личностей, которые стали владельцами этого NFT, — участник группы Linkin Park Майк Шинода, американский ведущий Джимми Фэллон, легенда НБА Шакил О’Нил, рэперы Snoop Dogg и Eminem.

Стартовая цена каждого NFT из коллекции «Скучающих обезьян» составляла 370 $. Сегодня некоторые из токенов стоят миллионы долларов. Источник

Подчеркнуть социальный статус. Помимо коллекционной составляющей, вместе с покупкой NFT человек получает возможность показать уровень своего благосостояния.

«Когда я только знакомилась с этой сферой, я прочитала комментарий про NFT. Его смысл был таким — зачем иметь „ламборгини“ в Швейцарии, припаркованную около дома, которую видят только соседи. Если ее можно иметь в NFT, и ее будет видеть весь мир. К сожалению, в NFT есть некое разделение социума и понты».

Алина Десятчикова

Алина Десятчикова

Основательница маркетингового агентства ALDES.AGENCY по продвижению NFT

Еще NFT может быть пропуском на закрытые вечеринки или встречу с артистом. Например, американский рэпер B-Real создал NFT в коллаборации с художником Mister Cartoon. Покупатели токена могли лично встретиться с B-Real и побывать за кулисами во время его выступления.

Так выглядел цифровой NFT-пропуск за кулисы. Источник

Способы заработка на NFT

Бизнес может заработать на NFT несколькими способами:

  • продажа NFT как самостоятельных активов;
  • раздача токенов для повышения лояльности покупателей;
  • стейкинг;
  • проведение семинаров и мастер-классов по теме NFT;
  • продюсирование;
  • продажа NFT внутри игрового пространства;
  • краудфандинг.

Рассмотрим каждый подробнее.

Продажа NFT как самостоятельных активов. NFT можно использовать как инструмент для привлечения клиентов и инвестиций в традиционный бизнес. Для этого бизнес создает собственную NFT-коллекцию, продает ее и зарабатывает на выручке от продажи. Пользователи, которые купили этот NFT, могут получать процент с прибыли. В этом случае больше важна не визуальная составляющая токена, а его смысл — что именно покупатель получит взамен.

«Человек хочет открыть кафе, но у него нет денег. Он может создать NFT-коллекцию, продать ее и на собранные деньги открыть свое заведение. А покупатели NFT впоследствии будут получать, например, процент с прибыли. В этом случае цена NFT должна коррелироваться платежеспособностью бизнеса».

Алина Десятчикова

Алина Десятчикова

Основательница маркетингового агентства ALDES.AGENCY по продвижению NFT

Раздача токенов для повышения лояльности покупателей. Бизнес может раздавать собственные токены бесплатно. Это поможет привлечь к себе внимание, найти спонсоров и покупателей. В этом случае NFT работает как скидка на товары или услуги, доступ к VIP-сервису, билет на особые мероприятия. Такие токены представлены в виде цифрового изображения, которое надо показать и получить скидку или пройти на мероприятие.

На 20-летие бренда российская компания Befree выпустила бесплатную NFT-коллекцию из тысячи токенов — маскотов бренда — Befreaks. Обладателями токенов стали первые участники розыгрыша. Они получили скидку 15% на коллекции бренда, а также доступ к виртуальным проектам Befree — вечеринкам в метавселенной.

Так выглядит NFT-коллекция Befree, которая представлена в виде птичек-маскотов. Источник

Стейкинг. Суть стейкинга заключается в том, чтобы продать NFT, но не выводить вырученную за него криптовалюту сразу, а подождать, пока курс вырастет, и заработать на его разнице. Этот способ ненадежный, потому что криптовалюта может не вырасти, а, наоборот, упасть в цене.

В большинстве случаев NFT продается на базе криптовалюты Ethereum. В ноябре 2021 года Ethereum установил свой рекордный максимум — 4794 $. Стоимость Ethereum по курсу на 13 июня 2023 — 1742 $. Источник

Семинары и мастер-классы. Чтобы зарабатывать деньги на мастер-классах по NFT, создайте канал на YouTube и заведите блог в социальных сетях. Продумайте обучающую программу. Можно рассказывать о своем опыте в NFT, на каких площадках продавать токены, как работает авторское право в цифровом искусстве, как продвигать себя. Если у вас уже есть своя аудитория — это будет плюсом при продвижении курса.

Продюсирование. Продюсер — это человек, который помогает другим людям создавать NFT, а после их продать. За это он берет процент с продаж. Такой способ заработка скорее актуален для PR-агентств, у которых уже есть опыт в продюсировании. Чтобы занять нишу в этой сфере бизнеса, необходимо понимать, у какого автора есть перспективы стать востребованным.

Агентство Peppermint, которое специализируется на продюсировании NFT, разработало совместно с группой Little Big коллекцию токенов. Коллекция состоит из тысячи яиц — внутри каждого спрятана коллекционная фигурка с участниками группы.

Покупатели NFT от Little Big узнали, какая именно фигурка им попалась, через неделю после покупки токена. Источник

Специальной платформы для поиска NFT-авторов нет. Их можно искать на маркетплейсах, тематических форумах и в группах в соцсетях. Если автор ранее продавал собственные работы, это поможет привлечь больше покупателей. Главное — перед началом сотрудничества обговорите все условия и заключите договор.

«Российское криптосообщество очень маленькое. Можно походить по форумам и NFT-завтракам, которые проходят в нескольких городах России. Есть много тематических телеграм-чатов, где можно поискать NFT-художников».

Алина Десятчикова

Алина Десятчикова

Основательница маркетингового агентства ALDES.AGENCY по продвижению NFT

Продажа NFT внутри игрового пространства. Компании, которые занимаются разработкой игр, могут внедрять NFT в свой бизнес. NFT в играх может быть представлен в виде персонажа, оружия, брони. Геймеры готовы тратить реальные деньги, чтобы купить уникальные предметы для победы в игре.

В игре Gods Unchained можно купить броню, стоимость которой зависит от курса Ethereum. Источник

Краудфандинг. С помощью NFT можно организовать краудфандинг и собрать деньги на свой бизнес-проект — кафе, фильм, мобильное приложение. Проект может быть как социальным, так и коммерческим. Для этого бизнес создает NFT, продает, а деньги с продажи токенов идут на финансирование бизнеса.

Например, создатели социального проекта «Женщины и дороги. Путь к себе» собираются снимать фильм про женщин в Узбекистане на деньги от продажи NFT-коллекции. Покупатели их токенов получат несколько привилегий — от упоминания в титрах фильма до возможности поехать на съемки.

От чего зависит цена NFT

Стоимость NFT устанавливает сам предприниматель при размещении токена. Цена NFT ничем не ограничена и может достигать тысячи долларов. Но стоит понимать, что спрос на продукт зависит от популярности бренда. Маловероятно, что неизвестный бренд получит большие деньги за свой NFT.

Как вариант, при определении цены NFT можно ориентироваться на другие российские компании. Например, первичная стоимость одного токена ВКонтакте была 379 ₽. При перепродаже на вторичном рынке цена поднялась до 1600 ₽. Всего компания выпустила 8 тысяч токенов.

Gucci выпустил NFT-коллекцию, которая была разработана вместе с брендом дизайнерских игрушек Superplastic. Стоимость такого NFT-медведя — 1400 $. Источник

Всегда есть шанс, что кто-то заинтересуется оригинальным NFT. Еще цена NFT-коллекции может резко вырасти из-за того, что медийная личность купила или прорекламировала токен.

«Человек сам определяет цену NFT, исходя из того, насколько будет реально создать ценность токену и донести ее до покупателя. Есть кейсы, когда люди выставляли свои NFT за несколько тысяч долларов, и кто-то их покупал».

Алина Десятчикова

Алина Десятчикова

Основательница маркетингового агентства ALDES.AGENCY по продвижению NFT

Возможные риски

Главный риск на рынке NFT — потеря денег. Стоимость токенов зависит от курса криптовалют, который отличается повышенной волатильностью — сильными колебаниями цены. Поэтому на рынке NFT, как и на любой бирже, можно как заработать, так и потерять деньги. Можно купить токен за 100 $, но нет гарантии, что когда-нибудь он будет стоить 200 $. Не исключено, что он обесценится и опустится до 3 $. Причем ситуация на NFT-рынке гораздо менее предсказуемая, чем на биржах с обычными акциями компаний.

Боксер Майк Тайсон выпустил собственную коллекцию NFT в виде иллюстраций самых знаменитых моментов в его карьере. Но коллекция оказалась не очень популярной — с момента ее размещения и до последнего дня продажи средняя цена токенов упала на 95%.

Вместе с развитием рынка NFT появляются и мошеннические схемы. По данным аналитического бюро Elliptic, в период с июля 2021 года по июль 2022 года было украдено токенов на сумму более 100 млн долларов. Самым дорогим стал токен из коллекции CryptoPunks, который на момент его кражи в ноябре 2021 года стоил 490 000 $.

Самое большое число токенов — 4647 — было украдено в июле 2022 года

Рассмотрим распространенные приемы, которыми пользуются мошенники.

Фишинг. Это самый частый тип мошенничества. Суть фишинга в том, что злоумышленники подделывают сайты реальных маркетплейсов и их страницы в социальных сетях. Жертвы переходят по вредоносным ссылкам, и хакеры крадут их данные.

Скам. Злоумышленники создают целые проекты с сайтами, презентациями, промокампаниями и соцсетями, чтобы привлечь инвесторов. И когда ничего не подозревающие инвесторы вкладываются в скам-стартап — мошенники исчезают с их деньгами.

Еще в сфере NFT выпускают много скамных коллекций — копии чужих работ. Крупные проекты создают в соцсетях группы, где публикуют дубликаты своих NFT, чтобы люди опасались подобных мошенников.

«Есть много случаев, когда хакеры размещали копипаст чужих произведений и продавали на другом маркетплейсе. Люди покупали такие скамные коллекции и теряли деньги».

Алина Десятчикова

Алина Десятчикова

Основательница маркетингового агентства ALDES.AGENCY по продвижению NFT

Кража денег при покупке NFT. Когда пользователь расплачивается за NFT криптовалютой, он копирует номер кошелька продавца, который состоит из большого числа символов, чтобы отправить на него деньги. В момент транзакции вирус, который пользователь незаметно для себя подхватил ранее, подменяет номер кошелька, и деньги уходят злоумышленникам. Поэтому перед каждой транзакцией нужно проверять все символы криптокошелька.

Подозрительный рост цены NFT. Мошенники искусственно создают ажиотаж на рынке вокруг своего же NFT. Человек покупает сам у себя токен, завышает на него цену, что создает неоправданный рост стоимости малоизвестного проекта. Подобные ненастоящие продажи используют, чтобы избавиться от неперспективного токена.

Примеры NFT-проектов

С помощью NFT можно продать практически любой цифровой предмет. Ниже собрали примеры успешных продаж NFT различных компаний.

Adidas. Бренд внедрил NFT в свое производство и выпустил свою первую коллекцию виртуальных курток, которая состоит из 16 предметов. Adidas заработал на продаже цифровой одежды более 360 000 $.

Виртуальные куртки Adidas можно применять для ношения в метавселенных. Источник

Starbucks. Кофейня запустила программу лояльности — посетители за покупку NFT от Starbucks получают баллы, которые можно обменять на бесплатный кофе в течение месяца или на мастер-класс по приготовлению кофе.

Цена токенов Starbucks варьируется от 25 до 700 $. Источник

Aristov. Винный бренд Aristov представил NFT-коллекцию, которая была создана в коллаборации с российскими художниками. Все деньги от продажи токенов — около 1400 $ — были направлены на развитие программы помощи молодым художникам московской галереи BIS ART GALLERY.

NFT-коллекция от Aristov выполнена в разных стилях народных промыслов России в их современной интерпретации. Источник

Главное

  1. NFT — это не только красивое произведение искусства, но и технология, которую можно внедрять в бизнес.
  2. На NFT можно заработать несколькими способами. Для начала выберите один из них и со временем подключайте другие.
  3. Стоит учитывать, что NFT — ненадежный метод для инвестиций. Помните, что при инвестировании в NFT можно как заработать деньги, так и потерять.
  4. Если вы решите продюсировать NFT-автора, перед началом сотрудничества обсудите вашу совместную работу и заключите с ним договор.
  5. При размещении NFT на маркетплейсе реалистично оценивайте его перспективы и устанавливайте оптимальную цену.
  6. В криптомире много мошеннических схем. Стоит внимательно проверять каждую сделку.
Развитие бизнеса
Юля Майорова
Юля Майорова

Какие возможности для своего бизнеса вы видите в NFT?

kondratiykk

Хороший заработок


Больше по теме