Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
РазвитиеРедактор: Дарья Староверова

Криптоарт для бизнеса: обзор популярных NFT-маркетплейсов, где можно провести необычную пиар-кампанию

Рассказываем об особенностях площадок для покупки и продажи NFT — где и как это лучше делать, что важно учитывать и с какими сложностями можно столкнуться

Эксперты в области NFT

Эксперты в области NFT

На NFT-маркетплейсах можно купить предметы цифрового искусства или выставить их на продажу. Разобрались, как выбрать подходящий, вместе с экспертами — Константином Савкиным, независимым консультантом по NFT, создателем проекта NFT crypto Capital, и Богданом Хоменко, CEO маркетплейса NFT STARS.

Что такое NFT

Один художник ежедневно создавал новое изображение на протяжении 5 тысяч дней подряд. Рассказывал об этом в соцсетях, а потом сделал коллаж из иллюстраций и продал его на NFT-аукционе за 69 млн долларов. Что это за технология, которая так увеличивает стоимость?

NFT, или невзаимозаменяемый токен, — это цифровой слепок с любого уникального предмета. Им может быть фотография, гифка, игровой артефакт, твит, фрагмент текста или аудио.

На предмет из физического мира — например, картину, автомобиль или дом — тоже можно создать NFT. Но NFT на автомобиль — малопонятная категория, потому что он не подтверждает право собственности на вещественный объект. Поэтому «вещественные» NFT используются редко, и в этой статье мы рассказываем о типичных NFT, которые создаются на базе цифровых активов: изображений, гифок, аудио и видео.

Ценность NFT в его уникальности. Если вы покупаете NFT на твит или игровой артефакт, то такая виртуальная собственность будет только у вас. Каждый невзаимозаменяемый токен привязан к уникальной записи в блокчейне — цепочке блоков, в которых хранится информация. Эти блоки разбросаны по всему свету и имеют множество владельцев. Отличие NFT от обычного токена как раз в неповторимости: обычный токен дублируется в цепи блокчейна бесконечное множество раз.

Стоимость NFT зависит от контекста и личности автора. NFT-версия «Черного квадрата» вызовет ажиотаж среди коллекционеров, а работы подающего надежды Пети Вездесущего заинтересуют только его друзей. Любой человек может выставить свой твит на NFT-аукционе, но вряд ли он получит за него 3 млн долларов, как основатель компании Twitter Джек Дорси. Это не значит, что не стоит пробовать — всегда есть шанс, что необычным NFT-предметом кто-то заинтересуется. Технологию можно применять в бизнесе.

Как применять NFT в бизнесе

Самый распространенный сценарий — использовать NFT в маркетинге и пиаре.

Привлечь внимание к бренду. Сервис онлайн-доставки продуктов «Самокат» создал свою NFT-коллекцию с фотографиями еды в кислотных цветах и разыграл ее среди своих клиентов. О необычной пиар-акции написали в крупных СМИ.

Loading...
Самокат превратил обычную еду в объекты криптоарта

Создать искусственный ажиотаж. Cеть бельгийских закусочных выставила на продажу NFT с аудиозаписью рецепта соуса для бургеров. Компания объявила, что раскрывает коммерческую тайну, ведь секрет популярности фастфуда именно в этом соусе. NFT купили за 7 ETH, это 1,6 тысячи долларов по курсу на 01.09.2022. Цена в ходе торгов выросла в 70 раз — стартовая цена лота была 0,10 ETH.

Loading...
Аудиозапись с рецептом соуса для бургеров подорожала в десятки раз.

Дотянуться до новой аудитории. Бренд одежды Balmain выставил на продажу NFT с куклами Barbie в одежде из новой коллекции. Покупатели получали право собственности на цифровой объект и физический набор одежды от бренда в кукольном размере. Компания привлекла аудиторию геймеров и других пользователей NFT, среди которых много молодых людей.

Loading...
Коллаборация с Barbie и использование NFT помогли компании Balmain привлечь новых клиентов.

Что нужно знать об NFT-маркетплейсах

NFT-маркетплейсы — это площадки, где можно создавать и хранить токены, а также покупать их и продавать за криптовалюту. Рассчитаться обычными деньгами не получится.

Для сделок понадобится криптокошелек — приложение, которое позволяет пользоваться криптовалютой. Самый распространенный — MetaMask, его поддерживают почти все маркетплейсы. Если у вас его еще нет, в интернете есть множество видеоинструкций по созданию и управлению криптокошельками.

Маркетплейсы работают в формате аукционов. Это значит, что продавец выставляет на продажу токен, а потенциальные покупатели оставляют предложения, за сколько готовы его купить. Побеждает тот, кто предложит самую высокую цену.

На большинстве маркетплейсов нет возможности продвигать свои произведения. Это значит, что если вы просто выставили на продажу NFT, то нет гарантии, что его кто-то купит. Начинающим продавцам стоит это учитывать и позаботиться о рекламе самостоятельно. Вариант — обратиться к консультантам по NFT, которые помогут разработать стратегию продвижения.

Новичку может показаться, что все маркетплейсы примерно одинаковые, но на самом деле они отличаются аудиторией, блокчейном и дополнительными опциями. Рассмотрим отличия более подробно.

Аудитория. Есть маркетплейсы для разных аудиторий.

Например, площадки Axie Infinity и CryptoKitties ориентированы на геймеров — туда стоит идти за игровыми предметами и аватарами с персонажами игр. Другие рассчитаны на спортивных болельщиков — например, на NFT-площадке NBA можно стать владельцем видеофрагмента с матча. А вот площадки Foundation, Sotheby's и Christie's подходят для художников и коллекционеров — там создают и выставляют на продажу цифровые произведения искусства или ищут что-то уникальное в коллекцию.

Есть и универсальные площадки — OpenSea, LooksRare или Rarible. Здесь можно найти цифровые картины известных художников, видео с поющими школьницами или гифки с единорогами.

«Плата за газ». Любая криптовалюта существует в блокчейне — базе данных, распределенной по разным компьютерам. Каждый, кто совершает транзакцию в криптовалюте, должен «заплатить за газ» — возместить стоимость энергии, которая нужна для производства этой криптовалюты. Плата поступает майнерам — тем, кто поддерживает блокчейн в работоспособном состоянии. «Плата за газ» зависит от загруженности блокчейна. Большинство NFT-маркетплейсов работают в блокчейне Ethereum. Он самый популярный, поэтому и «газ» здесь самый дорогой.

«Платить за газ» придется каждый раз, когда вы переводите кому-то криптовалюту или выпускаете NFT. Проблема в том, что размер «платы за газ» не фиксирован. В отличие от банковской комиссии, комиссия меняется несколько раз в течение суток — вы просто видите итоговую сумму в криптокошельке. Если «плата за газ» покажется слишком высокой, можно отказаться от оплаты и зайти на площадку в другое время.

Покупателю NFT «газ» обходится в копейки — на то, чтобы совершить транзакцию, энергии требуется не так много.

А вот создание NFT — очень энергоемкий процесс, поэтому продавцам NFT особенно важно ориентироваться в ценах на «газ» и хотя бы немного разбираться в их суточных колебаниях. На Ethereum за это придется заплатить не меньше 60 $, а в напряженные дни — больше 100 $. Для сравнения, в менее загруженном блокчейне Tezos плата за создание NFT — не выше 0,5 $, но и шансов на удачную продажу здесь гораздо меньше. Внимание коллекционеров больше приковано к площадкам на Ethereum.

Комиссия маркетплейсов. Кроме «платы за газ» есть еще комиссия самих маркетплейсов. Ее могут платить продавец, покупатели или и тот, и другой — зависит от условий площадки. В отличие от «платы за газ», эта сумма зафиксирована в правилах маркетплейса и меняется нечасто.

Дополнительные опции. Это может быть невысокая комиссия, бесплатное создание и продвижение NFT, возможность загрузить на платформу сразу несколько NFT-объектов, заплатив комиссию как за один, или получение бонусов за активность на площадке.

Loading...
Новые маркетплейсы появляются каждую неделю, но неизменным лидером по числу пользователей на этом рынке остается платформа OpenSea. Источник: телеграм-канал CryptoDiffer

Эксперты ранжируют маркетплейсы не только по числу пользователей, но и по объему сделок, числу известных художников, выставляющих свои работы, удобству интерфейса и по типу выставляемого контента — фотографии, цифровое искусство, предметы из компьютерных игр.

Мы выбрали самые интересные маркетплейсы из разных рейтингов и рассказали об их особенностях.

OpenSea

Аудитория. Универсальный маркетплейс, рассчитанный на широкую аудиторию. Здесь можно продавать и покупать цифровое искусство, фотографии, музыкальные треки, игровые предметы и даже доменные имена.

На каких блокчейнах работает. Ethereum, Solana.

Комиссия маркетплейса. 2,5% с продавца.

Особенности. OpenSea — cамый крупный маркетплейс для торговли невзаимозаменяемыми токенами. В мае 2022 года на него приходилось 84% всех сделок с NFT.

Здесь большой выбор для покупателя — на площадке выставлено более 80 тысяч NFT общей стоимостью 20 млн долларов. Продавцы столкнутся с конкуренцией и высокой «платой за газ» — в пиковые часы при создании NFT в блокчейне Ethereum она может превысить 100 $. Но недавно маркетплейс начал работать в блокчейне Solana и, чтобы привлечь аудиторию в Solana, отменил «плату за газ» — это хороший вариант для начинающих продавцов, которые хотят попробовать свои силы в NFT.

Loading...
Примерно за 13,5 $ на OpenSea можно стать владельцем симпатичного блокчейн-домена — его можно использовать в процессе расчетов вместо длинного адреса криптокошелька, а еще его никто не сможет заблокировать. Это ценно, потому что в криптосреде популярно использование названий животных, многие маркетплейсы предлагают товары с анималистской тематикой. Источник

Magic Eden

Аудитория. Геймеры и авторы произведений по мотивам компьютерных игр.

На каких блокчейнах работает. Solana — он менее загружен, чем мегапопулярный Ethereum. Это упрощает процесс создания токена — требуется меньше энергии, поэтому «плата за газ» здесь ниже, обычно в пределах 0,00025 $ за одну транзакцию.

Комиссия маркетплейса. 2% от цены сделки, платит продавец.

Особенности. Magic Eden — маркетплейс, запущенный в сентябре 2021 года. Здесь можно купить картину, нарисованную при помощи искусственного интеллекта, или игровой арт — NFT-объект по мотивам компьютерных игр. Аукцион длится только 24 часа: если его не продлить, то он автоматически закрывается. Зарегистрироваться может любой желающий.

Есть раздел Launchpad, через который можно найти инвестора для своего NFT-проекта. В Launchpad регистрация избирательная: нужно подать заявку и дождаться, когда по ней примут решение.

Loading...
Одна из самых популярных NFT-коллекций на маркетплейсе Magic Eden — пропуски в метавселенную Portals. Это браузерная игра, где можно вместе с другими пользователями блуждать по центру города. Стоимость — от 3 SOL, или 122 $ по курсу на 02.08.2022. Источник

Rarible

Аудитория. Универсальный маркетплейс, как и OpenSea. Рассчитан на широкую аудиторию художников, геймеров, фотографов, спортивных болельщиков и любителей NFT-арта.

На каких блокчейнах работает. Ethereum, Flow, Solana, Tezos, Polygon.

Комиссия маркетплейса. 1% с покупателя и 1% с продавца от цены NFT.

Особенности. Rarible — площадка, созданная в 2019 году российскими разработчиками Александром Сальниковым и Алексеем Фалиным. Одна из особенностей маркетплейса — функция Free Minting, которая позволяет выставить NFT на продажу без «платы за газ».

Безусловный плюс для продавца — создание токена произойдет в момент покупки. Но это стоит учитывать покупателю, потому что «плата за газ» ляжет на его плечи, и итоговая цена может оказаться гораздо выше первоначальной. Поэтому стоит обратить внимание на сумму в кошельке перед оплатой покупки. Если она не устраивает, еще не поздно отказаться от сделки.

«OpenSea и Rarible — универсальные платформы, они подойдут большинству фотографов, блогеров и художников. У них низкий порог вхождения, отбор работ или конкурс не проводится, поэтому здесь проще всего затеряться, но и выставить свои работы может каждый».

Loading...

Богдан Хоменко

CEO маркетплейса NFT STARS

Loading...
Карточку со «скучающей обезьяной» из самой известной NFT-коллекции BoredApeYachtClub можно купить на Rarible за 100 000—113 000 ETH, это примерно 120 000 $ по курсу эфира на 02.08.2022

SuperRare

Аудитория. Специализированный арт-маркетплейс для художников и коллекционеров. Акцент на эксклюзивности работ подчеркивается самим названием маркетплейса: super rare в переводе означает «очень редкий».

На каких блокчейнах работает. Ethereum.

Комиссия маркетплейса. Продавец платит 15% от цены NFT, покупатель — 3%.

Особенности. Маркетплейс создала компания Pixura в марте 2021 года. Изначально туда можно было попасть только по ссылке-приглашению или после одобрения модераторов — для этого нужно было подать заявку, заполнить портфолио и ждать решения. Сейчас регистрация доступна всем, но есть требование к эксклюзивности — предполагается, что все, что здесь выставлено, существует в единственном экземпляре. За нарушение аккаунт блокируют.

Одна из немногих площадок, где есть возможность продвигаться, как в соцсетях  — то есть повышать свое положение в выдаче за счет «лайков» от других пользователей. Самые популярные картины отображаются на главной странице в галерее «Лучшие художники», «Лучшие коллекционеры» и «Крупнейшие коллекции». Работам из подобных подборок проще вызвать интерес на аукционе.

Loading...
На SuperRare можно купить фрагмент видеоинсталляции Allegoria Sacra российской группы художников AES+F. Предыдущий ушел за 7,5 ETH, или за 26,788 $ на момент продажи в мае 2021 года. Источник

Foundation

Аудитория. Специализированный маркетплейс для художников и коллекционеров.

На каких блокчейнах работает. Ethereum.

Комиссия маркетплейса. Продавец платит 15% от цены продажи.

Особенности. Создатель маркетплейса — Кайвон Теграниан, компания зарегистрирована в 2020 в Сан-Франциско. Сегодня на Foundation выставлено более 90 тысяч работ. Сюда стоит идти тем, кто разбирается в цифровом искусстве. Каждый вновь зарегистрированный художник получает возможность рассказать о себе на главной странице маркетплейса — это хороший «аванс» для начинающего автора. Художники могут продать здесь NFT любого формата — статичную картинку, видео, 3D, VR и даже физические работы.

«Платформы Foundation и SuperRare направлены на самостоятельных художников. Раньше туда было сложно попасть, сейчас ограничений нет, но контент по-прежнему более качественный. SuperRare делает акцент на единичных, штучных продажах наиболее редких видов искусства. Foundation тоже, но недавно платформа сменила политику и открыла возможность всем желающим создавать свои NFT — пока непонятно, к чему это приведет».

Loading...

Богдан Хоменко

CEO маркетплейса NFT STARS

Loading...
В августе 2022 года актер Джим Керри выставил на продажу анимированную картину «Мордоворот в лунном свете» за 50 000 $. Желающий купить ее за 57 000 $ появился почти сразу же. Источник

Выбираем NFT-маркетплейс

Универсальный совет: начинающему продавцу или покупателю стоит попробовать себя на топовых площадках универсальной тематики вроде OpenSea и Rarible. Если специализация — гейм-арт, то можно идти на Magic Eden. SuperRare и Foundation подойдут продвинутым продавцам и тем, кто хочет вложить деньги в цифровое искусство.

«С точки зрения продаж и продвижения нет никакой разницы, на каком маркетплейсе вы выставляете работы или покупаете. Любая топовая площадка — это миллионные посещения и более-менее одинаковые условия.

Представьте, что вы во Владивостоке и вам нужно отправить груз в Москву. Вы будете искать грузовую компанию и поймете, что каждая из них берет определенную сумму за доставку, но когда рынок сформировался, у всех она будет более-менее одинаковой, и вы просто выберете одного из топовых игроков.

В мире NFT-маркетплейсов это OpenSea, Rarible и Foundation. Вы можете выбирать любой из них, условия там будут плюс-минус одинаковые. Дальше, чтобы иметь успех, вам нужно создать своему продукту дополнительную ценность».

Loading...

Константин Савкин

Создатель и визионер проекта NFT crypto Capital

«Продажи в криптосфере, как и во многих других, напрямую зависят от вашей аудитории — чем она больше, тем выше вероятность удачной сделки. Но шансы на успех есть даже у начинающих — иногда активные коллекционеры просто серфят по маркетплейсам в поисках чего-нибудь интересного и покупают то, что им понравилось, не глядя на имя продавца».

Loading...

Богдан Хоменко

CEO маркетплейса NFT STARS

NFT-площадок несколько сотен, и каждую неделю появляются новые. Многие из них быстро поднимаются в топ. Перед тем как сделать выбор, составьте для себя сравнительную таблицу — она поможет выделить основные преимущества. Ниже такая таблица с маркетплейсами, которые мы рассмотрели выше. В вашей таблице площадки могут быть другими.

МаркетплейсСпециализация Комиссия и кто ее платитБлокчейн
OpenSeaУниверсальная2,5% с продавцаEthereum, Solana
Magic EdenГейминг2% с продавцаSolana
RaribleУниверсальная1% с продавца, 1% с покупателяEthereum, Polygon, Solana, Flow, Tezos
SuperRareАрт15% с продавца, 3% — c покупателяEthereum
FoundationАрт15% с продавцаEthereum

NFT-базары: факторы риска

Богдан Хоменко предостерегает от нескольких опасностей, с которыми могут встретиться новички при выходе на NFT-маркетплейсы, — они связаны с техническими и с человеческими факторами.

Риск для продавца: слишком высокая стоимость «газа». В часы пиковой нагрузки затраты на создание токена могут просто перекрыть цену, которую можно выручить за NFT.

Как бороться: искать закономерности самостоятельно — заходить в профиль в разное время суток, фиксировать размер «платы за газ» и найти самое выгодное соотношение параметров. Вариант — проконсультироваться со специалистом или полностью поручить ему все сделки.

Риск для покупателя: обман со стороны продавца. Если хотите вместе с токеном получить оригинал на физическом носителе, то вы очень рискуете. Нет никаких законодательных норм, которые обязывают владельца, например, картины передать вам подлинник после покупки токена. А платформа не несет за это никакой ответственности.

Как бороться: всегда работать только с проверенными художниками или не покупать физические картины, если что-то вас настораживает.

Объективные факторы риска, от которых трудно себя обезопасить, например любая площадка может закрыться.

Так, осенью 2021 года платформа Hic et nunc просто перестала работать, хотя входила в десятку лучших бирж этой направленности.

На маркетплейсе было зарегистрировано около 50 тысяч продавцов, он работал в блокчейне Tezos и привлекал пользователей низкой «платой за газ». И хотя они сохранили доступ к своим NFT, блокчейн Tezos некоторое время считался не самым надежным в криптосообществе.

Loading...

Сейчас читают

Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнесаЧитайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса
Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram