Если ФАС сочтет, что реклама бизнеса кого-то оскорбляет или вводит покупателя в заблуждение, предпринимателю грозит суд и внушительный штраф. Но критерии запрещенной рекламы в законе довольно размыты, и иногда трудно понять, что можно рекламировать, а что нет. Разобраться помогут реальные судебные дела и письма ФАС.
Эта статья от юриста, поэтому разбираем только правовую сторону дела.
Есть примеры, когда реклама нарушила закон на полмиллиона, но благодаря шумихе вокруг нее компания получила в десятки раз больше. Стоит ли использовать подобную рекламу, каждый бизнес решает сам. Но в любом случае советуем просчитать материальные и репутационные риски.
Что считается рекламой
На бытовом уровне реклама — это все, что мотивирует нас что-то сделать: открыть дверь, оставить отзыв, скачать памятку, купить — любое действие, связанное с компанией.
Юридически не все, что мы видим и что включает призыв к действию — реклама. В законе о рекламе есть отсылка, но она довольно общая, и по ней сложно определить, будет условный баннер считаться рекламой или нет.
Разобраться помогает письмо ФАС. Если коротко, то рекламой считается только то, что подчеркивает особые свойства объекта, например размер, цвет, пользу и так далее. Давайте на примерах.
Чек-лист «Как избежать штрафа за рекламу»
Основную информацию из статьи собрали в краткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и проверяйте, нарушает ли ваш текст закон о рекламе или нет. В чек-листе вы также найдете примеры реальных судебных исков. Они помогут понять, какая реклама с большей вероятностью вызовет негатив.
Кто решает, реклама с нарушениями или нет
За нарушением законодательства о рекламе следит Антимонопольная служба — ФАС. Для регулирования есть отдельный закон, он так и называется — закон о рекламе.
В законе есть специальные требования к рекламе — прозрачные и понятные. Например, нельзя рекламировать наркотики. Есть список наркотиков, запрет четкий — никаких вопросов. Проблема в том, что в законе много других ограничений, и с ними как раз возникают вопросы.
Один из частых примеров — нарушения, связанные с оскорблениями. Что именно считать такой рекламой, четкого описания нет. Поэтому решение принимается в каждом конкретном случае. Для этого ФАС может привлекать экспертов, проводить опросы и даже собирать что-то вроде комиссии.
Риски из-за рекламы
У бизнеса два основных риска из-за ненадлежащей рекламы: получить штраф и получить запрет использовать рекламу.
Варианты штрафов за незаконную рекламу:
- Нарушение требований к рекламе — до 800 000 ₽ для компании и до 50 000 ₽ для директора или ИП.
- Невыполнение предписания удалить рекламу — до 500 000 ₽ для компании и до 20 000 ₽ для директора или ИП.
- Реклама табака — до 600 000 ₽ для компании и до 25 000 ₽ для директора или ИП.
Ответственность за незаконную рекламу несут все, кто участвовал в ее создании: клиент, рекламное агентство и даже площадка. При этом неважно, был ли договор с исполнителями или нет — ФАС все равно может потребовать штраф с заказчика.
Ситуация лучше, если договор есть и там прописано условие со смыслом: придет штраф за нарушения в рекламе → агентство возместит деньги. В этом случае у компании есть шансы не платить полумиллионный штраф из своего бюджета.
Последний отчет на сайте ФАС о нарушениях в рекламе — за 2021 год. Но думаем, что и в 2023 году картина примерно такая же. Объем штрафов за год — 115 млн рублей.
Итоги работы ФАС в рамках закона о рекламе за 2021 год:
- 17 000 заявлений о нарушениях в рекламе;
- 3763 дел, которые возбудила ФАС;
- 137 млн рублей — объем штрафов.
Как заранее понять, что реклама с нарушениями
Универсального решения, как не выпустить рекламу, из-за которой придет ФАС, не существует. Зато есть несколько советов.
Проверить профильные законы для своей сферы бизнеса. Кроме общих правил — например, нельзя рекламировать порнографию, — есть специальные требования, и они относятся только к определенным отраслям. Их стоит изучить, чтобы не попасть впросак.
Примеры требований и обоснование
Посмотреть примеры рекламы по схожей теме в базе ФАС. Служба открыто публикует решения и разборы случаев, которые вызывали вопросы. Почти всегда есть примеры рекламы — или их можно найти минут за десять.
Проанализировать пояснения ФАС. Ведомство выпускает серию писем, комментирующих частые вопросы компаний. Такие письма — не закон, и у них нет подобного статуса. Зато они помогают лучше понять логику ФАС.
Примеры писем о рекламе в разных сферах
Изучать реакцию профессионального сообщества. Допустим, если реклама обыгрывает отношения в паре или характеристику женщины, можно посмотреть оценку рекламы в феминистических сообществах. Если подобную рекламу принимали остро, скорее всего, выпускать подобные кампании не стоит.
Что нельзя рекламировать
Запрещенный список можно разделить на три группы. Первая — перечень конкретных товаров, например:
- услуги по написанию курсовых;
- наркотики;
- интимные услуги;
- вейпы;
- бомбы.
Еще одна группа — с четким критерием. Например, нельзя допускать в рекламе:
- мелкий кегль;
- иностранные слова без перевода;
- товары или услуги, если для них нужны лицензии, а у компании их нет;
- неполную информацию об акции, точной стоимости.
Самая сложная группа — та, где нет списка, а критерии размытые. Среди них запрещена реклама, где есть:
- призывы к насилию;
- обман покупателей;
- некорректное сравнение с конкурентами или их унижение;
- оскорбления.
Вот с этой группой давайте и разберемся.
❌ Призывы к насилию
О чем речь. Реклама не должна призывать к жестокости или оправдывать такие действия. В законе об этом говорится: нельзя показывать неэтичные, жестокие, аморальные сцены, нельзя призывать к нарушению закона.
Триггеры. Обращайте внимание на контекст и глаголы. Не должно быть ничего, что приведет к травмам — эмоциональным или физическим.
Например, глагол «наказать». Если в рекламе один партнер говорит другому, что накажет его в спальне, возможно, ФАС решит, что это такая шутка или намек на интимные пожелания пары. Но если к такой рекламе добавить что-то из атрибутов возможного наказания, например, партнер будет держать в руке утюг — это уже вполне тянет на нарушение.
«Прочистить тебе нос?»
Сотовый оператор запустил рекламу, посыл такой: переходите к нам, у нас лучше.
В рекламе есть эпизод с отсылкой к фильму Тарантино «Бешеные псы». Одному из персонажей, страдающему аллергией, предлагают «прочистить нос» с помощью дрели. По мнению заявителя на рекламу и ФАС, в этой фразе есть призыв к насилию, что нарушает закон РФ о рекламе.
❌ Оскорбления и неэтичная реклама
О чем речь. Кажется, что все просто — никаких оскорблений. Называешь клиента дураком → нарушаешь закон. Проблема в том, что считать оскорблениями. То же самое с этикой: понятно, что материться вроде как нельзя, но непонятно, где грань между шуткой и неэтичной рекламой.
Триггеры. Оскорблениями и неэтичной рекламой может считаться практически все. Неважно, оскорбился один человек или тысяча, все равно у ФАС есть право начать рассматривать дело.
Обращайте внимание на такие выражения или смысл:
- Ненормативная лексика. Допустим, мат, тюремный жаргон, сленг, который подразумевает негатив. Ставить звездочки или как-то еще скрывать часть слова не поможет, это все равно может считаться оскорблением.
- Сексуальный подтекст. Это могут быть фразы — например, известный слоган «Сосу за копейки», — или контекст. Например, если вкус шаурмы обыгрывают через оральный секс.
- Негативная оценка тех, кто не становится клиентом компании. Частый прием: «Вот та семья не стала использовать рассрочку, и теперь живет в однушке. А эта — молодец: живет в трешке».
- Сравнение людей с животными, птицами, рыбами и так далее. Одна из автошкол сравнила женщин с обезьянами — вот так не надо.
Использовать сакральные символы тоже нельзя. Это все, что может быть важно какой-либо группе людей или транслируется как ценность с помощью государственных площадок. Например, хлеб, флаг страны, семейные ценности, отношение к пожилым людям.
«Вставляет как никто»
Экспертный совет ФАС по Москве признал неэтичной наружную рекламу девелопера. Он использовал слоган «Вставляет как никто». По официальным комментариям, компания ничего такого не имела в виду.
❌ Призыв к нарушению закона и продвижение противоправных или опасных действий
О чем речь. Сюда можно отнести все, что романтизирует ситуацию: вот есть опасное действие, но если так делать, ты герой и вообще классный.
Отдельно в законе есть оговорка о рекламе, ориентированной на несовершеннолетних. Правило такое же: не создавать и не продвигать опасный образ жизни или поведение.
Триггеры. Нужно разделить две темы: нарушение закона и что считается продвижением. Давайте на примерах.
Есть требование — не находиться обнаженным в публичном месте. Если компания использует слоган «Приходи голым и получи завтрак, обед и ужин на всю семью бесплатно!» — это и есть призыв к противоправным действиям.
Теперь о безопасности. Если ребенок гуляет темной ночью, есть риск, что он упадет или пострадает еще по какой-то причине — даже если идет не один, а в компании с друзьями. Если реклама показывает, как здорово гулять по темному городу вдвоем, поглощая шоколадки, — это пример продвижения опасного поведения.
Для ориентира держите в голове требования и ограничения в законе и устоявшиеся модели поведения. Что, скорее всего, вызовет реакцию:
- громкая вечеринка;
- собрание подростков вечером на улице;
- активные виды спорта без должной подготовки;
- купание в ледяной воде или, наоборот, нахождение на солнце часами;
- ограбления;
- гипериспользование — например, облить себя дезодорантом.
Если реклама ориентирована на детей, в ней не должно быть ничего, связанного с опасностью. Например, нельзя показывать, как дети без специальной подготовки прыгают с вышки или в ледяную воду, выполняют трюки на мотоциклах. Даже отдых с палатками в лесу без взрослых может выглядеть как опасное поведение. В общем, тут лучше полагаться на здравый смысл.
Запомнить
- Насколько реклама соответствует закону, отслеживает ФАС. Эксперты ФАС могут сами заинтересоваться рекламой или начать разбирательство из-за жалоб.
- В законе есть четкие и понятные запреты: например, нельзя рекламировать наркотики и производство бомб.
- Еще есть категория ограничений, у которой нет универсальных критериев. Например, нельзя использовать неэтичную рекламу или допускать в ней призывы к насилию.
- Чтобы убедиться, что в рекламе нет нарушений, советуем изучить профильные законы или статьи для вашей сферы бизнеса, разъяснения и итоги разбирательств ФАС.
Поделитесь, какие из этих требований вам кажутся самыми сложными и почему?
Сами не понимаете, что печатаете (лишь бы поумничать!). Вы указываете «Что нельзя делать. Игнорировать ограничения закона для отдельных категорий товаров и услуг: алкоголя, медуслуг, лекарств,
добавок
, азартных игр, финансовых услуг». И ссылаетесь в качестве доказательств своей правоты на »
Ст. 21 — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/e4311f6720a4a4457f53bce4382af75b7858054e/
,
24 — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/8fbc3d05dbc778e17bfc1b45fb7339df525c1985/
,
27 — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/542c1d26e7bf4493d8f54c8ea2edf498dd68e6b2/
,
28 — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/0021818db8b93ae5fbd38076074a7182e157186c/
ФЗ «О рекламе». Но к добавкам не чего из указанного вами перечня не подходит и близко! А регламентирует рекламу добавок ст. 25 ФЗ «О рекламе», которую вы как раз не указали. Позор, а ещё людей пытаетесь дезинформацией поучать. Вот так сплетни и рождаются, благодаря таким умникам.
Здравствуйте.
Спасибо, что обратили наше внимание на ст. 25 ФЗ «О рекламе».
В ближайшее время обновим информацию в статье.
Больше половины русскоязычного Youtube так можно закрывать! Не работают эти правила.