В 2021 году Марк Цукерберг объявил о создании метавселенной, назвал ее «олицетворенным интернетом» и пообещал, что это будет новая веха в развитии технологий. А уже через два года он уволил сотрудников, которые разрабатывали метавселенную, и погрузился в развитие генеративного искусственного интеллекта.
Вслед за Цукербергом гиганты рынка тоже отказываются от этой идеи. Однако исследования говорят, что метавселенные займут место в ежедневной рутине людей уже через несколько лет.
В статье разбираем, какие перспективы у метавселенных и как их использовать в своем бизнесе.
Что такое метавселенная
Про метавселенную заговорили относительно недавно, но этот термин появился еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». Там автор описывал виртуальный мир, в котором живут не реальные люди, а их аватары. Примерно такую реальность хотят создать современные компании.
Метавселенную считают следующим витком развития интернета. Она должна стать единым трехмерным виртуальным пространством, существующим параллельно с реальным миром.
Метавселенные уже существуют. Вот примеры самых популярных платформ:
- Roblox. В метавселенной есть игры, элементы социальной сети и торговая площадка. Пользователи общаются друг с другом с помощью аватаров, обмениваются предметами и вместе участвуют в играх.
- Decentraland. Это виртуальное поселение людей. В нем устраивают
NFT-выставки, спортивные соревнования и даже вечеринки. - The Sandbox. На этой площадке пользователи сами придумывают и разрабатывают игры, а также могут общаться с другими пользователями на их участках.
Как устроены метавселенные
Метавселенные похожи на компьютерные игры без прописанного сценария — то есть пользователи не выбирают действие из предложенных вариантов, а принимают решения самостоятельно.
Это вызывает эффект погружения — как в реальной жизни. Чтобы его добиться, параллельно с метавселенной развиваются технологии, которые обеспечивают ее работу. Например, искусственный интеллект, блокчейн, 3D-моделирование и дополненная реальность. При этом метавселенные остаются виртуальными мирами, а не просто набором технологий.
По мнению Джона Радоффа, геймдизайнера и предпринимателя, даже с разным набором технологий метавселенные представляют собой структуру из семи уровней.
- Инфраструктура — техническое оборудование, которое позволяет создавать метавселенные и поддерживать их работу.
- Человеческий интерфейс — технологии, которые помогают пользователям погружаться в метавселенные: смартфоны, VR-очки и компьютеры.
- Децентрализация — благодаря тому, что метавселенная — это открытая система, любой разработчик может создать в ней свой мир.
- Пространственные вычисления — технологии, которые соединяют виртуальную и дополненную реальности.
- Экономика творцов — контент могут создавать все пользователи, которые поддерживают экономику метамиров.
- Открытие — пользователи получают информацию быстрее и проще.
- Опыт — метавселенная позволяет получить опыт, который невозможен в реальной жизни: отправиться на Луну, побывать в жерле вулкана или прожить жизнь звезды.
Случится ли метавселенная
На октябрь 2022 года Цукерберг вложил 36 млрд долларов в развитие метавселенной. Параллельно с ним в разработку технологии с энтузиазмом вкладывались многие крупные компании, такие как Microsoft, Walmart и Disney.
Сейчас приоритеты изменились. Крупные компании оптимизируют расходы и сокращают малоперспективные проекты. Disney сокращает штат на 7000 человек, связанных с созданием метавселенных, Meta уволила 10 000 сотрудников и планирует уволить еще больше, а Microsoft закрывает все проекты, связанные с метавселенной, и фокусируется на развитии генеративного ИИ.
При этом исследования рынка говорят, что скоро метавселенная станет частью реальности. Например, консалтинговая компания Gartner посчитала, что каждый четвертый человек будет ежедневно проводить час в метавселенной к 2026 году.
По данным McKinsey & Company, окупятся и все вложения в разработку технологий. К 2030 году метавселенная принесет примерно 5 трлн долларов, при этом
В то же время другие эксперты считают, что метавселенная уже не будет реализована, потому что многие компании вложились в искусственный интеллект. Сейчас эта сфера настолько активно развивается, что входит в число самых крупных секторов экономики по числу стартапов-единорогов. Отчасти это связано с тем, что ИИ легко встраивается в бытовые задачи без дополнительных приспособлений.
У метавселенной есть и другие проблемы. Например, отсутствие правил конфиденциальности, нераспространенность технологий и вопросы совместимости проектов. Последнюю проблему уже решают разработкой универсальных стандартов. Это позволит переносить предметы и даже аватар из одной метавселенной в другую.
Собрали в таблице все за и против метавселенных.
Общего представления о будущем метавселенной нет. Лорен Любецкий,
- Метавселенная остается областью нишевых приложений для развлечений и игр, а не всеобщей виртуальной реальностью.
- Метавселенная контролируется крупными конкурирующими экосистемами с ограниченной совместимостью. Например, компаниями Apple и Android.
- Метавселенная — это динамичное, открытое и полностью совместимое пространство, которое представляет собой трехмерный интернет.
Как бизнесу использовать метавселенные
Сейчас метавселенные нужны, чтобы человек мог проживать новый социальный опыт с помощью технологических возможностей. Виртуальный мир — это более иммерсивный, то есть вовлекающий, способ донести информацию, чем, например, текст, видео или аудио.
Возможности метавселенных для решения бизнес-задач неочевидны, но на деле платформы могут сэкономить бюджет и время сотрудников.
Метавселенные и HR-задачи. Метавселенная подходит для обучения сотрудников и онбординга. Этот формат подойдет многим компаниям, например доставке пиццы или даже заводу. В виртуальном мире можно обучаться без участия тренеров. Это не только сэкономит бюджет, если у вас большой поток новых сотрудников, но и повысит качество онбординга из-за вовлеченности в процесс.
Метавселенные можно использовать для предотвращения критических ситуаций на работе. Например, вместо многостраничных документаций к оборудованию можно показать принципы работы техники в метавселенной.
Еще в метавселенных можно проводить собеседования или устраивать ярмарки вакансий для пользователей.
Метавселенные и маркетинг. Метавселенные можно использовать для повышения узнаваемости и вовлечения в бренд, особенно для молодой аудитории. Например, в Roblox есть шоурумы брендов, которые поддерживают актуальность своих миров.
Бренды устраивают промокампании новых продуктов, создают собственные игры или отстраивают магазины. В метавселенной можно прокатиться на автомобиле или примерить платье из новой коллекции.
Еще одна возможность — создание сообществ для бизнеса. Пользователи заводят социальные связи, и метавселенные становятся более иммерсивным вариантом соцсетей. Этот способ продвижения все еще отстает от более охватных вроде таргетированной рекламы, но его можно использовать как дополнительный канал коммуникации с клиентами.
Метавселенные и продукт. Речь идет о расширении продуктовой экосистемы, то есть построении дополнительных моделей монетизации продукта. Метавселенные часто включают в себя NFT-транзакции, поэтому можно продавать прямо в них.
Еще один вариант: сделать в метавселенной виртуальный каталог. Например, воссоздать комнаты из ИКЕА или сделать 3D-модели мебели, которые с помощью очков дополненной реальности можно примерить к квартире.
Как заработать на маркетплейсах
- Как рассчитать цену товара, чтобы остаться «в рынке» и не уйти в минус
- Обзор на популярные сервисы аналитики для маркетплейсов: как использовать и какой выбрать
- 8 элементов продающей карточки товара
- «Выйдете на оборот в миллион рублей через месяц». Стоит ли верить онлайн-курсам по маркетплейсам
- 7 способов увеличить продажи с помощью товара-локомотива
Примеры метавселенных
Сейчас метавселенные используют преимущественно зарубежные компании. Например, Coca-Cola создала собственные NFT и продала их на аукционе к Международному дню дружбы.
В метавселенной развиваются государственные учреждения. Так, Сеул должен стать первым в мире городом с платформой метавселенной для государственных услуг. Уже сейчас Metaverse Seoul позволяет создавать свой аватар и гулять по городу.
Тренд на развлечение остается, но запросы бизнеса перестают быть только маркетинговыми.
Так Lexus запустил новые модели в Саудовской Аравии с помощью метавселенной. В ней есть шоурум, где клиенты выбирают модель автомобиля и общаются с консультантами. А в параллельном пространстве Lexus обучает новых сотрудников и устраивает групповые ивенты.
Лидер мобильного банкинга в Польше PKO Bank Polski провел ярмарку вакансий в конце мая. Участникам рассказывали о работе банка и об открытых вакансиях. Некоторые пользователи сразу договаривались о собеседовании с рекрутерами.
Российский рынок осторожнее взаимодействует с метавселенными. Некоторые компании адаптируются под новые площадки, чтобы привлечь новую аудиторию.
Например, OMODA, третий по размеру автомобильный бренд в Китае, создал шоурум в метавселенной, чтобы презентовать новый автомобиль на российском рынке. За пару месяцев в шоуруме побывало больше 30 000 человек, при этом 60% участников были моложе 35 лет.
Премиальный российский застройщик Hutton одним из первых запустил виртуальное пространство и презентовал его на выставке Cosmoscow. В нем пользователи оказываются на Луне, где их знакомят с ценностями компании, реализованными проектами и новыми домами. Мир существует уже год и продолжает привлекать тысячи человек. В среднем клиенты проводят внутри метапространства семь минут.
Как принять решение: вкладываться или нет
Идею метавселенной можно внедрять в бизнес по-разному. Например, одни предприниматели хотят создать метавселенную сами, другие — внедряют отдельный функционал, чтобы встроиться в чужое виртуальное пространство. Так или иначе, если вы думаете над реализацией метавселенной, сначала нужно посчитать бюджет разработки и понять, окупится ли она.
По данным Oyelabs — компании по разработке технологий, — стоимость внедрения решений, связанных с метавселенной, может варьироваться от 10 до 400 тысяч долларов.
Все зависит от того, что именно бизнес хочет внедрить. Виртуальная или дополненная реальность в комплекте с гарнитурами, инструментами искусственного интеллекта, 3D-моделированием и блокчейном стоят дорого, потому что технологии только начинают развиваться. Но может получиться дешевле.
Метавселенная еще не стала частью быта, поэтому у нее небольшая аудитория. Делать ставку на этот способ коммуникации не нужно, но если у вас есть свободные ресурсы, можете перенести свой бренд в одну из метавселенных.
Чтобы это сделать, сформулируйте идентичность бренда, цели бизнеса и целевую аудиторию. Эти составляющие помогут понять, как построить взаимодействие между брендом и аудиторией в метамире. Советуем вам смотреть на свой бренд с точки зрения теории архетипов. Так вы не потеряете голос бизнеса и быстрее сложите стратегию выхода в метавселенную.
Собрали схему переноса бренда в метавселенную.
Главное
- Простыми словами, метавселенная — это концепция бесшовного соединения цифрового и реального опытов для достижения каких-то целей, а не конкретная платформа.
- Возможности метавселенных для решения бизнес-задач неочевидны, но с помощью них можно делать маркетинг, развивать продукт и решать
HR-задачи. - Цены на развитие метавселенной сильно снизились. Если раньше предпринимателям нужно было 100 тысяч долларов, то сейчас использовать часть функций можно бесплатно.
- Метавселенная еще не стала частью быта — у нее небольшая аудитория. Поэтому пока лучше решать в метавселенной конкретные задачи, а не просто встраиваться в существующие платформы.
Как вы считаете, когда метавселенные смогут решать задачи бизнеса в России?