В 2021 году Марк Цукерберг объявил о создании метавселенной, назвал ее «олицетворенным интернетом» и пообещал, что это будет новая веха в развитии технологий. А уже через два года он уволил сотрудников, которые разрабатывали метавселенную, и погрузился в развитие генеративного искусственного интеллекта.
Вслед за Цукербергом гиганты рынка тоже отказываются от этой идеи. Однако исследования говорят, что метавселенные займут место в ежедневной рутине людей уже через несколько лет.
В статье разбираем, какие перспективы у метавселенных и как их использовать в своем бизнесе.
Что такое метавселенная
Про метавселенную заговорили относительно недавно, но этот термин появился еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». Там автор описывал виртуальный мир, в котором живут не реальные люди, а их аватары. Примерно такую реальность хотят создать современные компании.
Метавселенную считают следующим витком развития интернета. Она должна стать единым трехмерным виртуальным пространством, существующим параллельно с реальным миром.
Метавселенные уже существуют. Вот примеры самых популярных платформ:
- Roblox. В метавселенной есть игры, элементы социальной сети и торговая площадка. Пользователи общаются друг с другом с помощью аватаров, обмениваются предметами и вместе участвуют в играх.
- Decentraland. Это виртуальное поселение людей. В нем устраивают
NFT-выставки, спортивные соревнования и даже вечеринки. - The Sandbox. На этой площадке пользователи сами придумывают и разрабатывают игры, а также могут общаться с другими пользователями на их участках.
Как устроены метавселенные
Метавселенные похожи на компьютерные игры без прописанного сценария — то есть пользователи не выбирают действие из предложенных вариантов, а принимают решения самостоятельно.
Это вызывает эффект погружения — как в реальной жизни. Чтобы его добиться, параллельно с метавселенной развиваются технологии, которые обеспечивают ее работу. Например, искусственный интеллект, блокчейн, 3D-моделирование и дополненная реальность. При этом метавселенные остаются виртуальными мирами, а не просто набором технологий.
«Я не разделяю метавселенную на технологии. Для меня важно, что в метавселенной обязательно есть персонаж или аватар, виртуальное пространство, которое может быть соединено с физическим или нет, и цифровой предмет.
Это три компонента, которые позволяют назвать цифровое пространство метавселенной. А вот присоединять ли блокчейн, использовать ли VR — это открытый вопрос. Это все вспомогательные, но не обязательные элементы».
Иван Пузырев
Сооснователь metaverse-платформы W3rlds
По мнению Джона Радоффа, геймдизайнера и предпринимателя, даже с разным набором технологий метавселенные представляют собой структуру из семи уровней.
- Инфраструктура — техническое оборудование, которое позволяет создавать метавселенные и поддерживать их работу.
- Человеческий интерфейс — технологии, которые помогают пользователям погружаться в метавселенные: смартфоны, VR-очки и компьютеры.
- Децентрализация — благодаря тому, что метавселенная — это открытая система, любой разработчик может создать в ней свой мир.
- Пространственные вычисления — технологии, которые соединяют виртуальную и дополненную реальности.
- Экономика творцов — контент могут создавать все пользователи, которые поддерживают экономику метамиров.
- Открытие — пользователи получают информацию быстрее и проще.
- Опыт — метавселенная позволяет получить опыт, который невозможен в реальной жизни: отправиться на Луну, побывать в жерле вулкана или прожить жизнь звезды.
Случится ли метавселенная
На октябрь 2022 года Цукерберг вложил 36 млрд долларов в развитие метавселенной. Параллельно с ним в разработку технологии с энтузиазмом вкладывались многие крупные компании, такие как Microsoft, Walmart и Disney.
Сейчас приоритеты изменились. Крупные компании оптимизируют расходы и сокращают малоперспективные проекты. Disney сокращает штат на 7000 человек, связанных с созданием метавселенных, Meta уволила 10 000 сотрудников и планирует уволить еще больше, а Microsoft закрывает все проекты, связанные с метавселенной, и фокусируется на развитии генеративного ИИ.
При этом исследования рынка говорят, что скоро метавселенная станет частью реальности. Например, консалтинговая компания Gartner посчитала, что каждый четвертый человек будет ежедневно проводить час в метавселенной к 2026 году.
По данным McKinsey & Company, окупятся и все вложения в разработку технологий. К 2030 году метавселенная принесет примерно 5 трлн долларов, при этом
В то же время другие эксперты считают, что метавселенная уже не будет реализована, потому что многие компании вложились в искусственный интеллект. Сейчас эта сфера настолько активно развивается, что входит в число самых крупных секторов экономики по числу стартапов-единорогов. Отчасти это связано с тем, что ИИ легко встраивается в бытовые задачи без дополнительных приспособлений.
У метавселенной есть и другие проблемы. Например, отсутствие правил конфиденциальности, нераспространенность технологий и вопросы совместимости проектов. Последнюю проблему уже решают разработкой универсальных стандартов. Это позволит переносить предметы и даже аватар из одной метавселенной в другую.
Собрали в таблице все за и против метавселенных.
Общего представления о будущем метавселенной нет. Лорен Любецкий,
- Метавселенная остается областью нишевых приложений для развлечений и игр, а не всеобщей виртуальной реальностью.
- Метавселенная контролируется крупными конкурирующими экосистемами с ограниченной совместимостью. Например, компаниями Apple и Android.
- Метавселенная — это динамичное, открытое и полностью совместимое пространство, которое представляет собой трехмерный интернет.
«Предугадать, когда и как к нам придет метавселенная, невозможно. Если мы попытаемся ответить на тот же вопрос про интернет, поймем, что у всех это происходит по-своему.
Например, сегодня ко мне домой провели интернет, но сам интернет появился раньше. То же самое происходит и с метавселенной — она придет к каждому в свое время. Если вы следите за трендами, а ваши дети проводят время в Roblox, метавселенная уже где-то рядом с вами. Как говорится, будущее уже наступило, оно просто неравномерно распределено».
Иван Пузырев
Сооснователь metaverse-платформы W3rlds
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Раз в неделю
Как вести бизнес в России
Самые важные бизнес-новости, разборы законов и пошаговые инструкции для развития вашего дела
Раз в две недели
Мероприятия для бизнеса
Анонсы вебинаров, конференций и других событий для предпринимателей
Раз в две недели
Как зарабатывать на маркетплейсах
Новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Раз в две недели
Рассылка для бухгалтеров
Новости и советы, которые помогут упростить работу и больше зарабатывать
Как бизнесу использовать метавселенные
Сейчас метавселенные нужны, чтобы человек мог проживать новый социальный опыт с помощью технологических возможностей. Виртуальный мир — это более иммерсивный, то есть вовлекающий, способ донести информацию, чем, например, текст, видео или аудио.
Возможности метавселенных для решения бизнес-задач неочевидны, но на деле платформы могут сэкономить бюджет и время сотрудников.
Метавселенные и HR-задачи. Метавселенная подходит для обучения сотрудников и онбординга. Этот формат подойдет многим компаниям, например доставке пиццы или даже заводу. В виртуальном мире можно обучаться без участия тренеров. Это не только сэкономит бюджет, если у вас большой поток новых сотрудников, но и повысит качество онбординга из-за вовлеченности в процесс.
Метавселенные можно использовать для предотвращения критических ситуаций на работе. Например, вместо многостраничных документаций к оборудованию можно показать принципы работы техники в метавселенной.
Еще в метавселенных можно проводить собеседования или устраивать ярмарки вакансий для пользователей.
Метавселенные и маркетинг. Метавселенные можно использовать для повышения узнаваемости и вовлечения в бренд, особенно для молодой аудитории. Например, в Roblox есть шоурумы брендов, которые поддерживают актуальность своих миров.
Бренды устраивают промокампании новых продуктов, создают собственные игры или отстраивают магазины. В метавселенной можно прокатиться на автомобиле или примерить платье из новой коллекции.
Еще одна возможность — создание сообществ для бизнеса. Пользователи заводят социальные связи, и метавселенные становятся более иммерсивным вариантом соцсетей. Этот способ продвижения все еще отстает от более охватных вроде таргетированной рекламы, но его можно использовать как дополнительный канал коммуникации с клиентами.
Метавселенные и продукт. Речь идет о расширении продуктовой экосистемы, то есть построении дополнительных моделей монетизации продукта. Метавселенные часто включают в себя NFT-транзакции, поэтому можно продавать прямо в них.
Еще один вариант: сделать в метавселенной виртуальный каталог. Например, воссоздать комнаты из ИКЕА или сделать 3D-модели мебели, которые с помощью очков дополненной реальности можно примерить к квартире.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Примеры метавселенных
Сейчас метавселенные используют преимущественно зарубежные компании. Например, Coca-Cola создала собственные NFT и продала их на аукционе к Международному дню дружбы.
В метавселенной развиваются государственные учреждения. Так, Сеул должен стать первым в мире городом с платформой метавселенной для государственных услуг. Уже сейчас Metaverse Seoul позволяет создавать свой аватар и гулять по городу.
Тренд на развлечение остается, но запросы бизнеса перестают быть только маркетинговыми.
«Сейчас мы больше времени уделяем кейсам, связанным с образованием и
HR-задачами. Нашим клиентам нравится делать маркетинговые активности, но теперь они хотят измеримую пользу внутри проектов. То есть сейчас все больше запросов связано с использованием платформы для внутренних задач».
Иван Пузырев
Сооснователь metaverse-платформы W3rlds
Так Lexus запустил новые модели в Саудовской Аравии с помощью метавселенной. В ней есть шоурум, где клиенты выбирают модель автомобиля и общаются с консультантами. А в параллельном пространстве Lexus обучает новых сотрудников и устраивает групповые ивенты.
Лидер мобильного банкинга в Польше PKO Bank Polski провел ярмарку вакансий в конце мая. Участникам рассказывали о работе банка и об открытых вакансиях. Некоторые пользователи сразу договаривались о собеседовании с рекрутерами.
Российский рынок осторожнее взаимодействует с метавселенными. Некоторые компании адаптируются под новые площадки, чтобы привлечь новую аудиторию.
Например, OMODA, третий по размеру автомобильный бренд в Китае, создал шоурум в метавселенной, чтобы презентовать новый автомобиль на российском рынке. За пару месяцев в шоуруме побывало больше 30 000 человек, при этом 60% участников были моложе 35 лет.
Премиальный российский застройщик Hutton одним из первых запустил виртуальное пространство и презентовал его на выставке Cosmoscow. В нем пользователи оказываются на Луне, где их знакомят с ценностями компании, реализованными проектами и новыми домами. Мир существует уже год и продолжает привлекать тысячи человек. В среднем клиенты проводят внутри метапространства семь минут.
Как принять решение: вкладываться или нет
Идею метавселенной можно внедрять в бизнес по-разному. Например, одни предприниматели хотят создать метавселенную сами, другие — внедряют отдельный функционал, чтобы встроиться в чужое виртуальное пространство. Так или иначе, если вы думаете над реализацией метавселенной, сначала нужно посчитать бюджет разработки и понять, окупится ли она.
По данным Oyelabs — компании по разработке технологий, — стоимость внедрения решений, связанных с метавселенной, может варьироваться от 10 до 400 тысяч долларов.
Все зависит от того, что именно бизнес хочет внедрить. Виртуальная или дополненная реальность в комплекте с гарнитурами, инструментами искусственного интеллекта, 3D-моделированием и блокчейном стоят дорого, потому что технологии только начинают развиваться. Но может получиться дешевле.
«Цены на развитие метавселенной сильно снизились. Если раньше мы говорили, что предпринимателям нужно 100 тысяч долларов, то потом — 30 тысяч долларов, но стартовый набор функций можно обеспечить за 5 тысяч долларов.
Теперь я могу сказать, что бюджет может быть 0 $. Если, например, вы хотите создать 3D-модель продукта, то вам нужен телефон, предмет и 10 минут времени на фотографии. Остальное программы сделают за вас, и вот у вас готова модель, которую вы можете поместить в любую метавселенную».
Иван Пузырев
Сооснователь metaverse-платформы W3rlds
Метавселенная еще не стала частью быта, поэтому у нее небольшая аудитория. Делать ставку на этот способ коммуникации не нужно, но если у вас есть свободные ресурсы, можете перенести свой бренд в одну из метавселенных.
Чтобы это сделать, сформулируйте идентичность бренда, цели бизнеса и целевую аудиторию. Эти составляющие помогут понять, как построить взаимодействие между брендом и аудиторией в метамире. Советуем вам смотреть на свой бренд с точки зрения теории архетипов. Так вы не потеряете голос бизнеса и быстрее сложите стратегию выхода в метавселенную.
Собрали схему переноса бренда в метавселенную.
«Пока лучше в метавселенной решать конкретные задачи, а не просто встраиваться в существующие платформы. Сейчас метавселенные дают бессистемный опыт, и, пока они не станут частью быта, сложно успешно зайти туда со своими бизнес-активами.
Пока стоит с осторожностью, на мой взгляд, присматриваться к метавселенским мирам и точно не создавать свой. Но метавселенные точно имеют большее значение для крупных брендов, которые хотят построить знание о себе среди молодежи».
Василий Лебедев
Основатель IKRA Group
Главное
- Простыми словами, метавселенная — это концепция бесшовного соединения цифрового и реального опытов для достижения каких-то целей, а не конкретная платформа.
- Возможности метавселенных для решения бизнес-задач неочевидны, но с помощью них можно делать маркетинг, развивать продукт и решать
HR-задачи. - Цены на развитие метавселенной сильно снизились. Если раньше предпринимателям нужно было 100 тысяч долларов, то сейчас использовать часть функций можно бесплатно.
- Метавселенная еще не стала частью быта — у нее небольшая аудитория. Поэтому пока лучше решать в метавселенной конкретные задачи, а не просто встраиваться в существующие платформы.
Как вы считаете, когда метавселенные смогут решать задачи бизнеса в России?