Есть такое понятие, как стартапы-единороги. Иногда их называют юникорнами, от слова unicorn. Сравнение стартапов с мифическим существом не случайно, оно подчеркивает их уникальность. Шанс стать компанией-единорогом около 1%, мы еще вернемся к этой статистике ниже. Но все равно остаются предприниматели, которые стремятся к статусу юникорна.
Кто такие стартапы-единороги и чем они отличаются от других компаний
Термин «единорог» появился в 2013 году, когда его в своей статье использовала Эйлин Ли, основательница венчурного фонда Cowboy Ventures. Тогда единорогами считались компании, которые достигли оценки в 1 млрд долларов.
Сейчас существуют разные критерии, по которым оценивают стартапы и добавляют их в списки единорогов. Обычно компанию считают юникорном, если одновременно выполняются три условия:
- Компания частная и относительно независимая. Например, если стартапом владеет крупная корпорация, он не будет считаться единорогом.
- Она достигла оценки в 1 млрд долларов.
- Она не вышла на биржевой рынок.
Эти критерии условны. Например, раньше смотрели на возраст компании. Грубо говоря, если компания вдруг стала стоить миллиард, но ей уже 20—30 лет, ее вряд ли стоит считать единорогом. Сейчас на этот критерий обычно не обращают внимания. С другой стороны — в последние годы единорогами становились только молодые компании.
Статус единорога — это не конечная точка для компании, его можно потерять. Если это случилось по позитивному сценарию — из-за выхода на биржу или продажи стартапа, — то ничего не изменится. Компания будет дальше работать и развиваться, просто перестанет считаться юникорном.
Так, Uber всего за шесть лет стал самым дорогим единорогом с капитализацией 62 млрд долларов. А уже в 2019 году Uber вышел на биржу и продал сразу 180 млн акций. Сейчас компания уже не единорог, но это не мешает ей строить амбициозные планы. Например, Uber стремится стать самым экологичным агрегатором такси в мире.
Но бывает, что стартап перестает быть единорогом, когда его оценка падает ниже 1 млрд долларов, а это сказывается на привлечении инвестиций. Если компанию оценили в миллиард, а потом оценка стала ниже, то инвесторы охотнее вложат деньги не в этот стартап, а в постоянно растущий.
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Сколько сейчас единорогов в мире: оцениваем шансы вырастить своего
В 2013 году в мире насчитали всего 39 единорогов, а в 2020 году новый единорог появлялся уже каждые три рабочих дня. Такое ускорение связано с увеличением потока венчурных инвестиций и с желанием компаний оставаться частными.
На январь 2023 года по всему миру насчитали больше 1200 стартапов-единорогов. Причем некоторые из юникорнов стоят больше 10 млрд долларов, их называют декакорнами. А некоторые стоят и вовсе больше 100 млрд — это гектакорны.
С точки зрения статистики, шанс вырастить своего единорога небольшой. Так, в 2018 году CB Insights целенаправленно следили за группой из 1119 стартапов. Спустя шесть раундов инвестиций единорогами стали только 12 из них, то есть около 1% компаний.
В какой сфере проще стать единорогом
По данным CB Insights, компании-единороги распределены по 15 секторам экономики. При этом большая их часть сосредоточена в пяти сферах: финтехе, программном обеспечении и сервисах, e-commerce, здоровье и искусственном интеллекте. Выбирая нишу, нужно учитывать риски: все может измениться в ближайшей перспективе.
Финтех. Эта лидирующая ниша включает в себя почти 21% всех единорогов. Они создают технологии для автоматизации и улучшения финансовых услуг с помощью Big Data, искусственного интеллекта, блокчейна, облачных и прочих технологий. Например, Stripe, самая крупная компания из этой сферы, занимается разработкой системы защищенной обработки электронных платежей.
В России эта сфера тоже развивается. Например, финтех-стартап Platim недавно привлек 15 млн рублей инвестиций в обмен на 6% акций.
Программное обеспечение и сервисы. У рынка есть потребность в автоматизации процессов, и около 19% единорогов закрывают этот запрос. Например, Notion и Miro организуют рабочее пространство, Discord и Grammarly упрощают общение международных команд, а Canva дает инструменты для дизайна.
В России продвижение программного обеспечения ускоряется за счет государственной поддержки. Например, компании, которые регистрируют программу в реестре российского ПО, освобождаются от НДС.
E-commerce. Эти стартапы составляют 9% от общего числа единорогов. Они объединяют площадки и сервисы интернет-магазинов. Самый известный единорог в этой нише — SHEIN. Некоторые интернет-магазины создают свои экосистемы.
Здоровье. Пандемия COVID-19 изменила рынок и продвинула медицину в списке юникорнов. Теперь единорогов в сфере здоровья уже 8%. Они исследуют разные области: Caris Life Sciences занимается вопросами рака, We Doctor собирает информацию о пандемии, а компания Curefit создала фитнес-платформу Cultfit.
Согласно исследованию Smart Ranking, объем российского рынка медицинских технологий на конец 2022 года оценивают в 19,46 млрд рублей. Это почти на 28% больше, чем в 2021 году.
Среди свежих сделок — раунд разработчика сервиса Здоровье.ру. В марте 2023 он привлек 307 млн рублей инвестиций. Лид-инвестором стала инвесткомпания Kama Flow. Она рассчитывает, что к 2026 году Здоровье.ру сможет увеличить выручку в десять раз.
Искусственный интеллект. С этой сферой связано больше 6% компаний-единорогов, среди которых и самая популярная сейчас — OpenAI. Она стала известна после выпуска чат-бота ChatGPT. Оценка компании составляет больше 2,9 млрд долларов, несмотря на запрет использования бота в Италии и разработку мер для его регулирования в США.
Если вернуться к российскому рынку, у нас эта сфера тоже развивается, пусть и не с такими внушительными результатами. Например, в 2023 году фонд «Сколково» выделит 900 млн рублей на поддержку проектов, внедряющих ИИ-решения. А в московских поликлиниках ИИ уже помог поставить 10 млн диагнозов.
«Рынок неоднороден, и в разных сферах процессы идут по-разному. Сейчас так называемая венчурная зима, инвестиции поднять довольно сложно. Но, например, стартапы, которые делают аналоги решений OpenAI — технологии, связанные с машинным обучением и искусственным интеллектом, — сейчас поднимают мегараунды и очень быстро растут. Хотя в соседней сфере стартапы могут падать в оценке вдвое. Есть много биотех-стартапов, которые тоже неплохо поднимали инвестиции в последний год».
Дмитрий Филонов
Журналист, автор канала The Edinorog
Зачем следить за единорогами и как это может помочь в развитии своего бизнеса
Есть три причины, по которым важно отслеживать изменения в среде стартапов-единорогов: выявить тренды, найти удачные решения и успешно инвестировать.
Выявить тренды экономики. Единороги — это маркер, который реагирует на любые изменения. Если наблюдать за ними, можно выбрать перспективную нишу для собственного бизнеса. Так сделали сервисы такси после появления Uber. Сначала появилась одна крупная успешная компания, а потом — ее аналоги в разных странах.
Найти удачные бизнес-решения. Юникорны — это сочетание случайностей развития рынка и удачных решений компании. Например, пандемия стала резким толчком в развитии сферы здоровья и доставки, поэтому компании начали создавать продукты, отвечающие новым потребностям.
Изучите, как устроены процессы внутри единорогов, особенно если они из смежной с вами области. Если понять, как юникорны привлекают клиентов и выходят на новые рынки, это можно реализовать внутри своей компании.
Успешно инвестировать. Если сектор экономики быстро растет, в нем точно есть небольшие, но перспективные компании. Можно инвестировать в «будущих единорогов» сразу или подождать их выхода на биржевой рынок.
Появление компании-единорога в новой нише означает, что, скорее всего, у нее есть несколько конкурентов, в которых можно инвестировать. Или, возможно, появляется компания с такой же бизнес-моделью в другой стране — в нее тоже можно вложиться.
При этом просто отслеживать изменения в списках единорогов — неинформативно. Эффективнее параллельно изучать тренды, читать новости и отчеты аналитиков. Но делать это самостоятельно — слишком долго. Для этого существуют специальные аналитические порталы — карты единорогов, — которые отслеживают перспективные стартапы и собирают краткую информацию о них. Самые известные и полные:
- CB Insights — сайт-трекер, собирающий информацию о стартапах и составляющий список единорогов.
- Dealroom — отчеты о состоянии стартапов, инвестиций и инноваций. Этими отчетами пользуются такие СМИ, как The Economist, Financial Times, BBC и The New York Times.
- Crunchbase News — сайт с новостями из мира стартапов.
В разных источниках оценки могут различаться из-за специфики методологий, но карты единорогов все равно остаются ориентиром для предпринимателей и инвесторов.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Каким должен быть продукт будущего единорога: главное для успеха
Нет универсального рецепта, как стать единорогом. Успех стартапа зависит от многих факторов. Но есть определенные закономерности и характерные черты единорогов, актуальные на данный момент.
Страна. В 2023 году больше половины компаний-единорогов находятся в США, на втором месте — Китай. Значит, в этих странах больше возможностей для привлечения инвестиций и роста числа частных стартапов.
Клиент. Большая часть единорогов обслуживает сферу B2C, то есть создает продукты не для компаний, а для конечных потребителей — людей. Например, крупные юникорны вроде SHEIN, Canva и ByteDance работают в сфере B2C.
Ниша. Изменения происходят регулярно: сейчас ведущие ниши — это финтех, программное обеспечение и сервисы, e-commerce. Но еще несколько лет назад лидером был ретейл. Поэтому не стоит делать ставку только на этот критерий.
Масштабируемость. Задача юникорнов — поиск инвестиций и быстрый рост, значит, у проекта должен быть потенциал для масштабирования. Но потенциал стартапа выражается не только в наличии спроса на рынке, важна и цель компании.
Единороги выбирают масштабную преобразующую цель, MTP, вроде цели Google — организовать мировую информацию. MTP — это очень амбициозная глобальная цель, которая помогает команде мыслить нестандартно и изобретать решения.
Инновационность. Единороги изобретают новые решения или создают совершенно новые рынки. Например, Илон Маск начал работу над SpaceX и создал новую нишу, а теперь компания входит в тройку самых дорогих юникорнов.
Можно быть инновационным и в менее глобальной сфере. В свое время сервисы доставки продуктов тоже сильно удивили рынок. А сейчас они стали частью рутины.
Технологичность. Юникорны задействуют технологии. В самом начале они используют бесплатные ресурсы, но быстро переходят на бизнес-инструменты, которые автоматизируют и ускоряют процессы.
А еще компании-единороги сами создают технологии. В 2018 году почти 90% всех юникорнов находились в сфере создания программного обеспечения.
«Чтобы стартап стал единорогом, у него должен быть сильный фаундер, а лучше несколько. И сильный трекшен — быстрый рост и большой рынок, который может занять стартап».
Дмитрий Филонов
Журналист, автор канала The Edinorog
Статья 🔥, спасибо автору! Читала в разных местах про стартапы-🦄, но тут было понятнее и логичнее, чем в других статьях.