Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Онбординг: как удержать новых сотрудников и побороть текучку


Уже год безработица в России обновляет исторические минимумы, а компании массово жалуются на нехватку сотрудников. В таких условиях бизнесу особенно важно бороться с текучкой кадров, ведь новых работников искать все сложнее. Строить долгосрочные отношения с хорошими специалистами помогает онбординг — помощь компании в знакомстве сотрудников с рабочими задачами и корпоративной культурой.

Хорошее первое впечатление действительно важно — исследования показывают, что почти четверть новичков решают покинуть компанию еще до окончания испытательного срока.

По наблюдениям экспертов, чаще всего сотрудники жалуются на хаотичный процесс погружения в работу и недостаток информации, несовпадение обещаний с реальностью и отсутствие обратной связи от руководства.

В компаниях, где новички проходят грамотный онбординг, риск появления этих проблем падает до нуля. Такие работодатели знают, зачем нанимают сотрудника, и продумывают четкий план действий, чтобы помочь ему как можно быстрее показать хороший результат. Новому специалисту рассказывают, чего ждут от него и чего ему ждать от компании, знакомят с продуктами, коллективом, регламентами и правилами. В итоге новичок вступает в должность без стресса и сразу становится продуктивным — потому что работает с удовольствием.

Разобраться в вопросе онбординга нам помогли HR-эксперты лидеров российского рынка:

  1. Ольга Мясникова — руководитель направления адаптации Т-Банка.
  2. Мария Игнатова — руководитель направления маркетинговых исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru.
  3. Александра Остановская — HR-директор вертикалей цифровой платформы «Авито».
  4. Кристина Алексеева — консультант по внедрению человекоцентричной культуры в бизнесе Invisible Force, экс Культура Инноваций — компании, специализирующейся на консалтинге и обучении в области HR.

Эксперты рассказали, как наладить комфортное сотрудничество со специалистом с первых дней работы.

Что онбординг дает бизнесу

Бизнесу выгодно эффективно интегрировать новых сотрудников в компанию сразу по нескольким причинам. Вот с какими проблемами помогает онбординг.

Снижает текучку кадров. Чем проще и комфортнее процесс адаптации для сотрудника, тем выше шансы, что он останется в компании, объясняет Алексеева. Это не только делает работу компании более прогнозируемой и стабильной, но и экономит деньги и время на повторный наем и адаптацию сотрудников. Качественный онбординг также влияет на репутацию работодателя и лояльность сотрудника — в результате специалисты не уносят с собой ценные знания и навыки и сохраняют опыт в коллективе, отметила Мясникова. По данным опроса американской компании BambooHR, сотрудники, которые прошли эффективный онбординг, в 18 раз чаще чувствуют себя преданными своему работодателю по сравнению с теми, кто оказался недоволен процессом адаптации в компании.

«Я знаю случаи, когда люди не возвращались на работу после обеда в первый день. Это был не линейный персонал, а белые воротнички уровня среднего менеджмента. Такое случается, если компания некорректно транслирует, чего ожидает от сотрудника. Тогда разрыв между ожиданиями и реальностью оказывается слишком большим и человек быстро принимает решение уйти».

Кристина Алексеева

Кристина Алексеева

Консультант Invisible Force, экс Культура Инноваций по внедрению человекоцентричной культуры в бизнесе

Повышает продуктивность работников. Чем структурированнее и понятнее организован процесс знакомства с компанией, тем быстрее сотрудник выходит на целевую продуктивность и начинает самостоятельное выполнение задач, для которых его нанимали, говорит Алексеева. Тем самым он требует меньше внимания от руководителя и коллег и быстрее окупает затраты на его наем. Это напрямую влияет на финансовое состояние компании: ученые из Каролинского института в Швеции выяснили, что компании с эффективными программами онбординга получают в среднем в 2,5 раза больше выручки и в 1,9 раза больше прибыли, чем предприятия, не уделяющие внимания адаптации сотрудников в компании.

Снижает количество ошибок. Если полноценно погрузить сотрудника в его задачи и процессы компании, он будет допускать меньше ошибок в первые месяцы работы, считает Остановская. А чем меньше недочетов в работе новичка, тем меньше затрат на их исправление.

Сплочает коллектив. Когда новый сотрудник ощущает поддержку коллег и руководства, он чувствует себя увереннее и спокойнее и быстрее становится полноценной частью коллектива, отметила Остановская. Кроме того, если новичок понимает свою ценность в компании, он быстрее вовлекается в общие задачи и заинтересован в высоком результате своей работы — согласно исследованию BambooHR, о такой тенденции заявили 89% опрошенных специалистов.

На вопрос, что дает компании онбординг, российские работодатели чаще всего отвечали так:

  • новые сотрудники совершают меньше грубых ошибок в работе — 67%;
  • текучесть кадров снизилась — 63%;
  • хаоса в работе стало меньше — 45%;
  • атмосфера в коллективе стала лучше — 46%;
  • бизнес-процессы в компании стали эффективнее — 41%.

Соискатели поделились, что онбординг в первую очередь помогает им быстрее сориентироваться, какими задачами придется заниматься на новом месте, — так ответили 60%. Еще 13% ответили, что онбординг нужен, чтобы чувствовать себя комфортнее, а 10% — чтобы тратить меньше времени на понимание структуры компании.

Результаты опроса SuperJob: сколько времени нужно сотрудникам, чтобы адаптироваться
Результаты опроса SuperJob: сколько времени нужно сотрудникам, чтобы адаптироваться

SuperJob провел опрос и выяснил, сколько времени нужно сотрудникам, чтобы влиться в работу. Средний результат для людей до 24 лет — 42 дня, от 24 до 35 лет — 70 дней. При этом женщинам нужно больше дней на адаптацию, чем мужчинам: 62 дня против 58

Результаты опроса SuperJob: сколько времени нужно сотрудникам, чтобы адаптироваться
Результаты опроса SuperJob: сколько времени нужно сотрудникам, чтобы адаптироваться

SuperJob провел опрос и выяснил, сколько времени нужно сотрудникам, чтобы влиться в работу. Средний результат для людей до 24 лет — 42 дня, от 24 до 35 лет — 70 дней. При этом женщинам нужно больше дней на адаптацию, чем мужчинам: 62 дня против 58

SuperJob провел опрос и выяснил, сколько времени нужно сотрудникам, чтобы влиться в работу. Средний результат для людей до 24 лет — 42 дня, от 24 до 35 лет — 70 дней. При этом женщинам нужно больше дней на адаптацию, чем мужчинам: 62 дня против 58

В последние годы российские компании все чаще внедряют онбординг из-за растущего дефицита кадров. Если в конце 2021 года безработица в России была на уровне 4,3%, по итогам августа 2024 года показатель упал до 2,4%. Самая сильная конкуренция идет за соискателей среди рабочего персонала, в сфере продаж и обслуживания клиентов, производства и сервисного обслуживания, строительства и транспорта. По данным опроса hh.ru, сейчас онбординг существует уже в 57% компаний — причем более трети из них внедрили программу в последние три года.

Как грамотно адаптировать новых сотрудников

Эксперты советуют проводить онбординг в три этапа:

  1. Подготовка новичка к выходу на работу — пребординг.
  2. Первый рабочий день.
  3. Испытательный срок.

Пребординг. Новичок формирует мнение о компании еще до выхода на работу, поэтому важно создать правильное первое впечатление, уже начиная со взаимодействия новичка с рекрутментом, рассказала Мясникова. Чтобы снизить риск увольнений в первые дни после найма, во время собеседований дайте кандидатам ясное представление о том, чего ждать на новом месте работы, советует эксперт. Для этого руководитель должен предварительно найти ответы на три ключевых вопроса:

  • зачем он нанимает сотрудника;
  • какие задачи хочет ему передать;
  • по каким критериям будет оценивать успешность онбординга.

Кроме того, во время собеседований важно поделиться с кандидатом информацией о корпоративной культуре, подходах к управлению и целевых показателях сотрудников, считает Мясникова. Расскажите о графике, дресс-коде, в каких мессенджерах общаетесь, включать ли камеру во время созвонов, общаться на «ты» или на «вы».

Готовясь к приходу новичка, продуймате план онбординга в соответствии с его текущими навыками и знаниями, советует Игнатова. Для каждого этапа адаптации обозначьте временные рамки, чтобы легче было оценить его эффективность. Например, за первые две недели вы ждете от сотрудника выполнения пяти заказов при поддержке наставника, а через два месяца рассчитываете, что он возьмется за свой первый проект.

Во время планирования определите, кто будет курировать процесс онбординга: готовить ресурсы и материалы для обучения, получать обратную связь от сотрудника и вносить изменения в план в случае необходимости, говорит Игнатова. Часто к онбордингу новичков привлекают более опытных коллег, которые давно работают в компании — их еще называют бадди, а в небольших компаниях роль наставника может взять на себя сам руководитель.

Как проводят адаптацию сотрудников в Т-Банке
Как проводят адаптацию сотрудников в Т-Банке

Как проходит адаптация сотрудников в Т-Банке

Как проходит адаптация сотрудников в Т-Банке

Первый рабочий день. Этот этап закладывает основу для успешной адаптации. Во-первых, постарайтесь обеспечить максимально быстрый и комфортный процесс оформления документов, говорит Алексеева. Во-вторых, не следует сразу заваливать новичка рабочими задачами — лучше провести приветственную встречу с HR-менеджером или руководителем, сделать экскурсию по офису, познакомить с коллегами и основными рабочими инструментами и системами, советует Игнатова.

Можно также составить план задач на первую неделю и обсудить обратную связь. Озвучьте сотруднику прозрачные KPI для прохождения испытательного срока, чтобы объем работы был для него прогнозируемым. Первый день на новой работе — это всегда волнительно, а эти шаги помогут снизить для новичка уровень стресса.

Рассказать все важное за один день не получится, поэтому лучше обеспечить сотруднику удобный и беспрерывный доступ ко всей полезной информации в виде базы данных, отмечает Остановская. Там новичок сможет найти контакты коллег и инструкции по корпоративным процессам, посмотреть, как устроен офис и куда сходить на обед. База данных — незаменимая вещь в компании, которая полезна как новичкам, так и давним сотрудникам компании, говорит эксперт. Роль такой базы может выполнять как специальный корпоративный портал, так и папка в гугл-документах.

Сегодня работодатели все чаще используют для этих целей простой и бюджетный инструмент — чат-боты, например HR Messenger, рассказала Остановская. Он помогает рассылать новым сотрудникам все необходимые файлы и ссылки для погружения в рабочие процессы и отвечает на часто задаваемые вопросы.

Пример бота для адаптации сотрудника
Пример бота для адаптации сотрудника

Сценарий диалога бота с новым сотрудником в HR Messenger

Сценарий диалога бота с новым сотрудником в HR Messenger

Испытательный срок. Этот этап не менее важен, чем остальные. Согласно опросам SuperJob, в среднем работники адаптируются к новой работе за два месяца, поэтому не стоит оставлять их в это время без поддержки и обратной связи.

Испытательный срок должен быть нацелен не только на оценку способностей новичка, но и на его более глубокое знакомство с задачами, руководителем, коллегами и рабочей средой в целом, отмечает Алексеева.

На этом этапе важна регулярная оценка промежуточных результатов онбординга, говорит Остановская. Установите временные интервалы, в которые будете спрашивать у сотрудника о его адаптации. Обратная связь позволит скорректировать план и сделать онбординг как можно более эффективным, говорит эксперт.

Обычно этап онбординга заканчивается после трех месяцев испытательного срока — принято считать, что к этому времени и сотрудник, и компания уже присмотрелись друг к другу и приняли осознанное решение, продолжать ли дальнейшую работу вместе или нет, рассказала Алексеева. Но на этом процесс интеграции сотрудника в компании не заканчивается, отмечает она. Онбординг — лишь первая, ознакомительная часть, и за ним следует еще две важных фазы: погружение новичка в работу и развитие до самостоятельного полноценного работника. В HR-терминологии их принято называть индукция и адаптация.

По опыту эксперта и данным глубинных интервью с сотрудниками, прохождение всех трех этапов может продолжаться до шести месяцев или даже года. Успешным завершением адаптации может считаться тот момент, когда человек способен самостоятельно справляться с задачами и находить нужные ресурсы и ответы внутри компании, пояснила Алексеева.

Как оценить, приносит ли онбординг результат

Если вы внедрили в компании систему онбординга и хотите оценить ее эффективность, лучшими инструментами для этого будут опросы самих сотрудников и измерение специальных KPI, рассказала Игнатова. Собирать отзывы можно через анонимные опросы или личные интервью. Для таких опросов можно использовать те же чат-боты, которые помогают с погружением в рабочие процессы на этапе онбординга, отметила Остановская.

Например, работнику можно задать такие вопросы:

  1. Как вы оцениваете свой опыт онбординга?
  2. Насколько понятна для вас корпоративная культура компании?
  3. Была ли поддержка наставников и коллег достаточной?
  4. Что в процессе онбординга вам понравилось, а что вы бы улучшили?

В качестве ключевых показателей эффективности эксперты советуют измерять следующие метрики:

  • текучесть новых сотрудников — сколько работников ушло из компании в течение определенного периода, например трех месяцев, года;
  • удовлетворенность адаптацией — насколько работники довольны процессом интеграции в компанию: обучением, условиями работы, отношениями с руководителем и коллегами;
  • время выхода на полную продуктивность — за сколько времени новый сотрудник достигает оптимальной производительности;
  • стоимость достижения им полной продуктивности — сколько компании стоило вывести сотрудника на оптимальную эффективность;
  • порог удержания — через какой период времени после начала работы сотрудники обычно уходят из компании;
  • процент завершения обучения — количество новичков, прошедших онбординг, разделенное на общее количество новых сотрудников.

Если работу новичка можно измерить количественно, для оценки эффективности онбординга можно также смотреть на факт и скорость достижения таргетных планов, советует Мясникова.

Главное

  1. Онбординг — это действия компании, нацеленные на знакомство сотрудника с рабочими задачами, коллективом и корпоративной культурой.
  2. Бизнесу выгодно выстраивать процесс онбординга — об этом говорят цифры. Чем больше внимания вы уделите знакомству новичка с компанией, тем быстрее он станет самостоятельно добиваться поставленных целей, совершая при этом минимум ошибок. В итоге текучка в компании снизится, а атмосфера в коллективе улучшится.
  3. Грамотный онбординг начинается еще до приема на работу. Во время собеседования важно честно рассказать о компании и о том, чего она ждет от сотрудников. Если кандидат вам нравится, продумайте план его обучения и назначьте ответственного за ход адаптации.
  4. В первый рабочий день обеспечьте быстрое оформление документов и посвятите время знакомству — с коллегами, офисом, задачами и рабочими инструментами. Пока сотрудник на испытательном сроке, не забывайте про него — оказывайте поддержку и регулярно просите обратную связь.
  5. Чтобы оценить эффективность онбординга, проводите опросы новичков и отслеживайте специальные KPI — например, насколько снизилась текучка, за какое время сотрудники выходят на оптимальную производительность и сколько из них завершают обучение.
Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Софья Ермакова
Софья Ермакова

А как вы помогаете сотрудникам освоиться на новом месте?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации