Как не ошибиться в подборе и «отключить» функцию субъективной оценки кандидата? В этой статье поделюсь опытом поиска идеальных работников и расскажу, как проводим собеседования в наших заведениях.
Фильтруем кандидатов через «ценностную воронку»
Чтобы понять, подходит ли нам кандидат, мы задались вопросом: какие ценности должны быть у команды Brooklyn Bowl? Для поиска ответа мы сначала провели опрос команды ресторанов, а далее провели мастермайнд, где описали, какие ценности мы чувствуем и видим.
Затем включили эти ценности в опрос, чтобы выяснить, какие из них наиболее близки нашим командам в ресторанах. Что интересно, когда мы начали процесс обсуждения ценностей, мы поняли, что не одинаково их трактуем и потребовалось время, чтоб прийти к общему пониманию.
Приведу один пример разночтений. Ценность — Работать в команде. Как будто понятная всем, но оказалось, что это не так. Для одного это — “если HR или рекрутер не смогли нам найти кухонного работника, то они встают и моют посуду сами”. Для другого — “если HR не удалось найти сотрудника, то в поиску подключается Управляющий и менеджер смены и мы общими усилиями ищем его”. Поэтому на старте важно было проговорить все.
По итогу выделили основные ценности, а из них выбрали 5, которые проще всего увидеть и оценить на этапе собеседования:
- сервис,
- позитив,
- работа в команде,
- самостоятельность,
- честность.
Именно их мы считаем важными аспектами корпоративной культуры, которые помогают определить, насколько человек соответствует нашим требованиям.
Для менеджеров и управляющих мы создали файл-помощник, в котором содержится список вопросов и критерии оценки проявления этих ценностей у кандидатов. Вопросы направлены на выявление уровня мотивации, коммуникативных навыков, способности работать в команде и проявлять инициативу, а также честности и ответственности будущего сотрудника. По сути, это структурированное интервью, в котором с помощью ряда вопросов мы сможем определить подходит нам сотрудник или нет.
Эволюция найма
Сегодня рынок труда принадлежит кандидатам, и традиционный подход к собеседованиям устарел. Важно понять и донести до всех членов команды, работающих с кандидатами, что старые методы больше не работают.
Мы начали с актуализации — показывали текущее состояние дел на рынке труда через:
- личные общение с сотрудниками;
- проведение обучающих программ;
- организацию мастер-майндов;
- использование подсознательных методов воздействия (25‑й кадр).
Это не было быстрым процессом. Руководители, которые работают в ресторанной сфере по 5-10 лет еще помнят, когда в каждый ресторан стояли очереди из кандидатов и было сложно осознать, что текущая ситуация пришла к нам надолго.
Ниже примеры слайдов, которые мы показывали руководителям для объяснения ситуации на рынке труда.
Затем мы разработали систему проведения собеседований и определили основные этапы, которые легко запомнить и которые включают в себя ключевые моменты.
Чтоб понять, чего не хватает кандидатам на собеседовании и провели опрос соискателей. Команда HR делала обзвоны кандидатам и спрашивала как прошло собеседование, что понравилось, что нет, что запомнилось, какие вопросы остались.
Мы поняли, что кандидатов пугает скорость проведения собеседования, так быстро, что они не успевают привыкнуть к собеседнику и раскрыться, при этом вдохновляет и нравится рассказ о плюшках компании и уникальных предложений.
Так же, мы послушали как проводят собеседования текущие менеджеры, чтоб понять какую информацию они всегда дают.
По итогу сделали такую напоминалку, этапы собеседования, чтоб было проще ориентироваться Управляющему и менеджеру.
Прогрев или предварительное касание:
- представляемся и предлагаем перейти на ТЫ;
- спрашиваем как добрался, как погода;
- предлагаем воду, чай, кофе (99% отказываются, но всем супер приятно от самого предложения);
- обозначаем, что сейчас будет происходить — «Сначала я позадаю вопросы, чтоб познакомиться с тобой, далее расскажу про нас и в конце у тебя будет возможность задать все вопросы» — тем самым мы снимаем груз неопределенности и стресса с кандидата.
Вопросы о кандидате мы условно делим на 2 блока.
Вопросы насущные. Это те вопросы, которые обязательно задают на любом собеседовании:
- возраст;
- опыт;
- желаемый график;
- ожидания по ЗП и прочее.
Вопросы по ценностям. Это как раз то, что описывали выше.
Рассказ о нас делим на 3 блока:
- рассказ о нас в целом: кто мы, как давно на рынке, в чем особенности;
- насущный рассказ — наши условия, график, стажировка, оплата, обучение;
- ценностный рассказ — наши ценности, юмор, самоирония, система мотивации, корпоративная культура, наша платформа.
Как раз в этом пункте и происходит влюбленность кандидата или ее отсутствие. Этот пункт делает нас особенными и выделяет из толпы работодателей.
Вопросы от кандидата и далее запись на стажировку. Все очень просто и не просто одновременно. Сложно перестраиваться. Когда ты больше года строил собеседование на одних правилах, доведя это до автоматизма, и тут тебе говорят, что надо делать совсем иначе.
Что мы делаем?
- запилили для всех обучение на внутреннем портале;
- провели ряд обучений оффлайн;
- обязательно мониторим обратную связь от кандидатов, которые прошли собеседование;
- контролируем конверсию из собеседования в выход на стажировку. Начинали мы с конверсии 45%, сейчас в среднем это 65%.
Важно провести собеседование до конца, даже если человек вам не подходит. Именно в этот момент вы продаете ему бренд, чтоб он вернулся уже в качестве гостя. Поэтому мы всегда проходимся по всем пунктам проведения собеседования. Была у нас такая ситуация. Собеседую кандидата на позицию HR менеджера, с первой же минуты понимаю, что не подходит нам по ценностям.
Но продолжаю идти по всем пунктам. В конце дала возможность задать все вопросы и честно призналась, что она нам не подходит. Но пригласила ее на стендап, который планировался. В итоге, буквально через пару недель начинаю постоянно встречать ее в ресторанах вместе с компанией друзей. Оказалось, что ей так понравилось на собеседовании, понравился дух и культура Бруклина, что она начала приводить на все корпоративы свою новую команду из другой компании. Вот так один неподходящий кандидат привел в рестораны десятки лояльных гостей.
Искусство вежливого «нет»
Отказы — очень важная часть любого собеседования. Нам всегда «больно» отказывать человеку. Часто обратная связь менеджеров о кандидате, который был на собеседовании звучала так — “Он нам не подходит, откажите ему”. По сути никакой проблемы нет, чтоб HR позвонил и отказал, но! Отказ во время собеседования это примерно пол минуты. Если HR специалисту надо отказать кандидату, то сначала надо ему как то дозвониться, а поверьте, это не легко, а еще не потерять кандидата. Как итог много вложенного времени и сильно хуже результат.
Поэтому мы сделали подсказку для наших менеджеров, где предложили несколько скриптов ответа в зависимости от того, на каком этапе находится данный кандидат.
Отсутствие опыта. “Спасибо за твой интерес к вакансии. К сожалению, на данную вакансию мы искали кандидата с опытом работы в данной должности.”
Конкурс. “К сожалению, на данном этапе мы всё же не можем пригласить тебя на работу. Сейчас у нас есть кандидат, чей опыт более точно соответствует нашим требованиям. Спасибо за твой интерес к нашей вакансии.”
Если вакансию закрыли внутренним кандидатом. “К сожалению, мы не сможем продолжить общение, так как перераспределили функции внутри команды и приняли решение отменить вакансию. Спасибо за твой интерес к нашей вакансии.”
Зарплата. “К сожалению, наша компания не может предложить тебе ожидаемый уровень заработной платы, так как у нас она строится (рассказываем ставку в час+% или оклад+%), в среднем у сотрудников выходит (говорим цифру). Спасибо за твой интерес к нашей вакансии.”
График. “На данный момент на вакансию рассматриваем сотрудников с графиком 2/2. Другой график предложить не можем. Спасибо за твой интерес к нашей вакансии.”
Помните, что собеседование — это продажа своего hr бренда, вакансии. И здесь работают те же методы, что и в продажах. Нужно понять, что важно человеку и закрыть его потребность. Только тогда вне зависимости от результата собеседования вы получите себе либо мотивированного сотрудника, либо лояльного гостя.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
А какие фишки для собеседований вы используете в своей компании? Каких результатов добились благодаря им?