Дата рождения:
18.03.1994
Бизнес
Сервис доставки еды по подписке Grow Food
Сфера бизнеса
Доставка еды
Предыстория
Даниэль Гальпер родился и вырос в Санкт-Петербурге.
Образование и начало карьеры. Будущий бизнесмен выбрал сферу ИТ — в 2015 году он закончил факультет информационных технологий и программирования ИТМО. По словам Гальпера, о деньгах он не задумывался, ему искренне нравилась профессия, где он мог с нуля создать что-то. [Источник] [Источник]
Даниэль начал карьеру в 17 лет. Он стал работать программистом в сервисе для продажи билетов Radario. В 2012 году это был стартап, и Гальпер стал одним из его первых сотрудников. Опыт в Radario вдохновил его: собственными глазами он увидел, что строить бизнес с нуля — реально. [Источник]
Первые бизнесы. К третьему курсу университета Даниэль пошел работать программистом в другом стартапе. Его бывший начальник хотел создать онлайн-агрегатор одежды, через который можно было бы узнать, где можно купить вещи по скидке. Через время Гальпер вырос в руководителя проекта и стал сам его развивать в стартап-акселераторе SumIT.
По воспоминаниям Даниэля, он не сразу понял, что он предприниматель:
«Мне 19 лет было, и, кажется, в этом возрасте ты вообще не думаешь категориями вроде „вот, буду бизнесменом“. Тебя просто прет, ты бежишь куда-то и думаешь — сейчас мы сделаем новый Google. И вот, бежишь-бежишь, а потом уже осознаешь: ты — предприниматель». [Источник]
В какой-то момент Гальпер понял, что идея с агрегатором зашла в тупик, и придумал новую — сервис по подбору одежды для мужчин Style&Go. Стилист придумывала образ под запрос клиента, составляла комплекты и отправляла их на дом клиенту. В акселераторе он получил 20 000 $ от бизнес-ангела Андрея Бородича на развитие идеи.
Сервис по подбору одежды развить не вышло. Проект метил в аудиторию с доходами 100 000—150 000 ₽, а найти ее было сложно. Вдобавок магазины отказывались отдавать из оборота 5—10 комплектов одежды. [Источник]
Дальше Гальпер начал другой проект — гиды по стилю для девушек. Клиентки присылали свои фотографии и в ответ получали рекомендации от стилистов. По воспоминаниям Гальпера, проблемой стала полностью мужская команда, которая не понимала, что показывать женщине, чтобы ее зацепить. [Источник]
Закрытие второго проекта не остановило бизнесмена:
«Любой стартап — это поиск нефти. Идешь с палочкой по земле и тыкаешь. Часто тыкаешь не туда, часто тыкаешь кривой палочкой, но, если видишь, что нет нефти — идешь быстро искать дальше». [Источник]
Следующий проект оказался успешнее. Гальпер придумал, как удешевить рекламу во Вконтакте. Он предлагал пользователям скидку на товар в обмен на использование их лиц в рекламе этого же продукта. По воспоминаниям Даниэля, многие соглашались, и в результате рекламу видели друзья пользователей, ее эффективность повышалась. Спустя время Вконтакте прикрыла проект. [Источник]
Запуск и развитие Grow Food
Даниэль запустил сервис по доставке готовой еды по подписке Grow Food. Он стал самым успешным в бизнес-биографии Гальпера.
Поиск идеи для нового бизнеса. Как-то раз Гальпер общался с приятелем из стартап-акселератора IDeal Machine — Павлом Паскарем. Даниэль сетовал на то, что тренер рассчитал ему семь приемов пищи в день с выверенной порцией белков, жиров и углеводов, но столько готовить ему не хотелось. Оказалось, Павел тоже старается следовать специальной диете. Так приятели придумали подписочный сервис, который регулярно привозит готовую еду под предпочтения клиента — Grow Food. [Источник]
В акселераторе, где познакомились будущие партнеры, идея проекта не понравилась. Тогда инвесторам не хотелось связываться с нормами СанПиН и сроками годности, вспоминал Гальпер. В результате Гальпер и Паскарь вложили в сервис доставки еды 130 000 ₽ из накоплений. [Источник]
Запуск проекта. Дальше у партнеров все пошло своим чередом [Источник]:
- Нашли в Санкт-Петербурге кухню в маленьком подвале.
- Наняли двух поваров и водителя для отправки заказов.
- Разработали рационы на основе меню, которое Даниэлю советовал его тренер.
Первые порции предложили друзьям:
«Паша Паскарь нашел и подготовил производство. А я должен был где-то найти клиентов. В день первой отгрузки он говорит: у нас все готово, сколько порций готовить? А у меня клиентов ноль. Неудобно получается. В этот момент нужно было какое-то решение принять. И вот я просто открыл телефонную книгу, позвонил своему корешу и спрашиваю: «Ты мне друг? Все, пятерку гони, к тебе сегодня еда приедет». [Источник]
Шесть друзей из десяти, кто согласился помочь с заказами, через неделю сами продлили подписку. Это были айтишники и офисные сотрудники, у которых не хватает времени нормально поесть. По словам Гальпера, продление подписки стало для партнеров первым звоночком, что они на правильном пути. [Источник]
Со временем в сервис стали обращаться спортсмены. Инструктор Даниэля попросил несколько порций еды бесплатно, когда дал согласие, что на основе его меню разработают рацион. Он взял порции с собой на соревнования по бодибилдингу, где и участники соревнований, и фитнес-блогеры заинтересовались сервисом. Они связались с основателями проекта напрямую и предложили рекламу в своих соцсетях по бартеру. [Источник]
Проект рос быстрыми темпами, в том числе за счет сарафанного радио. Спустя четыре месяца оборот компании составил уже 6 млн рублей в месяц, в день проект готовил по 5000 порций. Даниэль вспоминает это время так:
«Первое ощущение счастья — это когда в первые две недели старта каждый день есть хотя бы одна продажа. То есть приходят новые люди, и неясно, откуда они о нас узнают. Кто-то что-то сказал, и люди прям загораются. Хотя надо понимать, что первая версия Grow Food — очень простая еда, бизнес, составленный за два месяца на коленке». [Источник]
Гальпер сразу грамотно отстроился от конкурентов. Заказать на дом вкусную и полезную еду можно было только в ресторанах, а это по карману не всем. Именно поэтому Даниэль и Павел сосредоточились на клиентах с доходами 60 000 ₽ в месяц и не ставили большие ценники. Невысокую стоимость еды они смогли компенсировать с помощью высокого чека и доставки, у которой была высокая маржинальность. [Источник] [Источник]
Инвестиции. Даниэлю и Павлу потребовались инвестиции. Заказы выросли — в день Grow Food готовила 5000 порций. На маленькой кухне приготовить такое количество еды в нужные сроки без потерь по качеству не получалось. Чтобы не уронить планку качества, нужно было нанять больше сотрудников, взять себе другое помещение, а денег на счету под это не было.
Первым в проект вложился инвестор Александр Бородич. За долю в 15% он дал основателям 4 млн рублей. На привлеченные деньги в январе 2016 года партнеры переехали в кухню побольше, наняли дополнительных сотрудников и расширили меню. А в июне 2016 года открылись в Москве и передали подрядчикам контроль за питерским производством.
Бородич стал ментором проекта:
«Просто взять деньги — это довольно рискованно, не всегда знаешь, что с ними делать. Очень важно, чтобы появились коучи, менторы [...] Есть такое понятие smart money — инвесторы дают деньги и параллельно немного корректируют, помогают быстро развиваться [...] Саша Бородич как няня был. Могли позвонить ему и пожаловаться». [Источник]
Дальше сооснователи промахнулись с ценообразованием. Они установили стоимость порций, исходя из веса готовых блюд, а не потраченных продуктов на кухне. Такой шаг приводил к росту задолженности перед поставщиками. Тогда Даниэль и Павел подняли ценник. [Источник]
В 2016 году компания привлекла еще 30 млн рублей, в этот раз от венчурного фонда AddVenture. По словам Даниэля, инвестиции играли ключевую роль в развитии стартапа:
«Когда живешь на свою прибыль — медленно развиваешься, не можешь показывать рост ×10, а мы вот за прошлый год ×10 сделали [...] Когда развиваешься, бежишь вперед, ты не очень оптимален, безусловно, где-то тратишь лишнее, учишься, пробуешь. Инвестиции дают толчок. Это подушка, на которой ты можешь взлетать на следующую ступеньку». [Источник]
Несмотря на финансовую помощь, экспансия в другие города России провалилась. Денег на стройку своих цехов в регионах не было. Партнеры решили возить замороженные продукты в Казань, Краснодар, Новосибирск, Мурманск и Екатеринбург. Столичные цены оказались местным жителям не по карману, но и снизить цены проект не мог — иначе бы пришлось работать в убыток. [Источник]
По итогам года Grow Food стала лидером на рынке коробочного питания, а в январе 2017 года оборот проекта составил 100 млн рублей. [Источник]
Свое производство. Изначально партнеры хотели превратить сервис в агрегатор наподобие Delivery Club и загружать своим ассортиментом пищевые фабрики. Оказалось, что в стране мало цехов, способных к готовке сложного меню проекта. В 2019 году компания стала строить собственную фабрику в Колпине.
Производство обошлось в 300 млн рублей — это трижды превышало первоначальную смету. Даниэль признавал, что они с Павлом легкомысленно подошли к проекту [Источник]:
«Когда мы строили собственное производство, прямо посередине стройки у нас закончились деньги. Мы чуть не поседели [...] Смету сделали „на ощущениях“ — мы никогда не строили раньше, поэтому не заложили кучу рисков. Умножили наше понимание на 2, а нужно было на 6. Закладывали 70—80 млн рублей, а получили 200 млн». [Источник]
Что сейчас
В 2020 году первенство на рынке Grow Food уступила компании Performance group, которая тоже готовит и доставляет еду по подписке. Конкуренту хватило средств на партнерство с фабриками в 12 регионах. В 2022 году Performance group вышла на оборот 5 млрд рублей, а Grow Food — на 4 млрд. [Источник]
В 2022 году партнеры решили диверсифицировать бизнес. В июне 2022 года они запустили еще один сервис доставки — «Прием», рассчитанный на бюджетный сегмент: студентов, водителей, грузчиков.
В 2023 году Гальпер и Паскарь строят еще одну фабрику и распределительный цех, теперь на юге Москвы. Инвестиции в этот проект оцениваются примерно в 500 млн рублей. [Источник] [Источник]
Фото: Grow Food
Какими сервисами доставки еды по подписке пользовались? Какой и почему больше всего нравится?