ИП Родион Руденко из Краснодара проиграл два суда, пытаясь доказать, что не намеренно сорвал поставку торгового киоска своему заказчику — ИП Сирануш Арутюнян. Руденко ссылался на то, что они с заказчиком не утвердили цвет киоска. Но суды пришли к выводу, что это не так: стороны обсуждали цвет киоска в мессенджере, после чего Арутюнян отправила на сообщение Руденко эмодзи «большой палец вверх».
В статье разбираем, как эмодзи стал аналогом допсоглашения к договору и на что обращать внимание предпринимателям в переписке с контрагентами.
Что случилось
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Ростове-на-Дону подтвердил решение суда первой инстанции о том, что эмодзи в мессенджере равносилен дополнительному соглашению к договору.
Теперь ИП Родион Руденко из Краснодара должен выплатить своему заказчику — ИП Сирануш Арутюнян — более 520 000 ₽ за то, что вовремя не привез ей киоск, поставка которого была согласована с помощью эмодзи.
Что к этому привело
Родион Руденко и Сирануш Арутюнян заключили договор купли-продажи мобильного киоска 18 марта 2022 года. По нему Руденко должен был передать Арутюнян торговый киоск «VW T1-Мини» в виде ретрофургона Volkswagen T1 до 30 июня 2022 года.
Киоск стоил 685 000 ₽. Арутюнян перечислила Руденко задаток — 480 000 ₽, а оставшуюся сумму должна была выплатить перед отгрузкой.
В договоре были прописаны два пункта, которые и привели к судебному спору:
- Цвета нижней и верхней части киоска стороны утвердят дополнительным соглашением к договору до 30 апреля 2022 года.
- Покупатель и продавец признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по электронной почте или другим каналам связи, в том числе привязанным к телефонным номерам сторон — мессенджер WhatsApp*.
Руденко не привез киоск в срок, и 4 июля 2022 года Арутюнян направила ему претензию с требованием вернуть задаток в течение 10 банковских дней. В ответ поставщик заявил, что стороны так и не заключили допсоглашение, поэтому он не смог вовремя изготовить киоск, — и предложил подписать допсоглашение и установить новые сроки изготовления товара.
Арутюнян возразила, что цвет был согласован — она отправила эмодзи в ответ на сообщение Руденко в WhatsApp*, — а сейчас киоск ей уже не нужен, потому что сезон прошел. Поскольку деньги продавец возвращать отказался, покупательница подала в суд.
Что решили суды
В судах выяснилось, что Руденко и Арутюнян действительно обсуждали цвет киоска в переписке WhatsApp* с 5 по 11 апреля 2022 года. 6 апреля Руденко написал: «Хорошо, желтая полоска (1003) на белом фоне» — и получил в ответ изображение поднятого вверх большого пальца.
«Данный знак в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает „хорошо“. Заявитель жалобы, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, иного разумного понимаемого значения данного изображения не предложил. В последующей переписке значение данного ответа не уточнил, из чего следует, что ответчик воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения».
Из решения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Поскольку Руденко не привез Арутюнян киоск в срок, предпринимательница была вправе потребовать от него вернуть сумму залога.
В итоге Арбитражный суд Краснодарского края взыскал с ИП Родиона Руденко в пользу ИП Сирануш Арутюнян 480 000 ₽ неосновательного обогащения,
Руденко пытался обжаловать это решение в апелляционной инстанции, но проиграл.
Как этого можно было избежать
Юрист Анастасия Сковпень отмечает, что суд фактически признал эмодзи аналогом дополнительного соглашения к договору.
Отказываться от электронной коммуникации только для того, чтобы защитить себя от подобных ситуаций, странно, заметила Сковпень. Так любой предприниматель может лишиться существенной доли потребителей и контрагентов, привыкших к переписке в мессенджерах, почте или даже социальных сетях. Лучше уделять переписке более пристальное внимание.
Были ли у вас конфликты с контрагентами из-за недопонимания? Расскажите о своем опыте в комментариях.