Савеловский районный суд Москвы удовлетворил 102 иска к GeekBrains. Образовательная платформа должна выплатить бывшим студентам 23,5 млн рублей. Истцы требовали возврата денег за курсы, так как остались не удовлетворены их качеством. В оферте GeekBrains были предусмотрены условия, которые позволяли не возвращать оплату, но это платформе не помогло.
Разбираемся в том, почему GeekBrains проиграла суд и как это отразится на сфере онлайн-образования.
Что случилось
GeekBrains — российская платформа онлайн-образования. Она продает курсы по программированию, аналитике, маркетингу, дизайну, управлению людьми и проектами.
Первый коллективный иск к GeekBrains 31 студент подал в декабре 2021 года. Сумма иска — 4,5 млн рублей. Еще до того, как суд рассмотрел заявление, GeekBrains начала выплачивать деньги, поэтому суд оставил иск без рассмотрения. В итоге GeekBrains возместила студентам только стоимость обучения, хотя они требовали еще и неустойку. Участников коллективного иска такой вариант устроил.
К моменту рассмотрения коллективного иска к нему присоединились другие студенты, которые тоже не могли добиться от GeekBrains выплаты денег. Тем, кто присоединился позже, GeekBrains ничего не предложила. Тогда студенты подали второй коллективный иск: 102 человека потребовали от платформы 25,7 млн рублей.
Суд отказался удовлетворять второй коллективный иск из-за того, что не увидел в нем общей проблемы.
Получив отказ, студенты начали подавать индивидуальные иски.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Что решил суд
Савеловский районный суд Москвы удовлетворил 102 иска студентов к GeekBrains на общую сумму 25,7 млн рублей.
GeekBrains подавала апелляционные жалобы на первые 34 решения суда. Однако суд не удовлетворил их, и после этого образовательная платформа перестала обжаловать решения суда первой инстанции.
В компании DestraLegal.ru, которая представляет интересы студентов GeekBrains, заявили, что образовательная платформа уже выплатила деньги практически всем студентам, которые участвовали во втором коллективном иске. В некоторых случаях студентам пришлось забирать в суде исполнительный лист и по нему получать деньги в банке, где находится расчетный счет GeekBrains.
Студенты по всей стране продолжают подавать иски к GeekBrains — индивидуальных исков больше 1000. В марте 2024 года только в Москве количество исков от студентов — 965.
Что это значит
По мнению управляющего партнера юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрия Шевченко, суд в этом споре ожидаемо встал на сторону студентов.
Шевченко считает, что у платформы не было особых шансов отменить принятое решение, поэтому она не стала его оспаривать.
По мнению юриста, аналогичным платформам лучше решать проблемы с клиентами в досудебном порядке.
А вот варианты включения в оферту или в договор с потребителем условий, которые могут помочь уйти от таких ситуаций, по мнению Дмитрия, не будут панацеей.
У вас бывали случаи, когда клиенты просили вернуть деньги за услуги? Как вы решали эти вопросы? Поделитесь в комментариях.