Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

За что GeekBrains вернет клиентам больше 23 млн рублей 


Почему образовательная платформа проиграла суд и что это значит для отрасли


Почему образовательная платформа проиграла суд и что это значит для отрасли


Савеловский районный суд Москвы удовлетворил 102 иска к GeekBrains. Образовательная платформа должна выплатить бывшим студентам 23,5 млн рублей. Истцы требовали возврата денег за курсы, так как остались не удовлетворены их качеством. В оферте GeekBrains были предусмотрены условия, которые позволяли не возвращать оплату, но это платформе не помогло.

Разбираемся в том, почему GeekBrains проиграла суд и как это отразится на сфере онлайн-образования.

Что случилось

GeekBrains — российская платформа онлайн-образования. Она продает курсы по программированию, аналитике, маркетингу, дизайну, управлению людьми и проектами.

Первый коллективный иск к GeekBrains 31 студент подал в декабре 2021 года. Сумма иска — 4,5 млн рублей. Еще до того, как суд рассмотрел заявление, GeekBrains начала выплачивать деньги, поэтому суд оставил иск без рассмотрения. В итоге GeekBrains возместила студентам только стоимость обучения, хотя они требовали еще и неустойку. Участников коллективного иска такой вариант устроил.

К моменту рассмотрения коллективного иска к нему присоединились другие студенты, которые тоже не могли добиться от GeekBrains выплаты денег. Тем, кто присоединился позже, GeekBrains ничего не предложила. Тогда студенты подали второй коллективный иск: 102 человека потребовали от платформы 25,7 млн рублей.

Суд отказался удовлетворять второй коллективный иск из-за того, что не увидел в нем общей проблемы.

«Чтобы суд принял к рассмотрению коллективный риск, нужно соблюсти ряд критериев, которые есть в законе. Всего их четыре: общий ответчик, общие интересы всех участников, использование одинакового способа защиты права, схожесть фактических обстоятельств.

В коллективном иске к GeekBrains суд не увидел схожести фактических обстоятельств из-за того, что студенты проходили разные курсы, а еще из-за того, что образовательная платформа регулярно незначительно меняла условия оферты. К примеру, GeekBrains достаточно было поменять адрес электронной почты в оферте для того, чтобы суд отклонил коллективный иск».

Юлия Алейник

Юлия Алейник

Юрист из компании DestraLegal.ru

Получив отказ, студенты начали подавать индивидуальные иски.

Что решил суд

Савеловский районный суд Москвы удовлетворил 102 иска студентов к GeekBrains на общую сумму 25,7 млн рублей.

GeekBrains подавала апелляционные жалобы на первые 34 решения суда. Однако суд не удовлетворил их, и после этого образовательная платформа перестала обжаловать решения суда первой инстанции.

В компании DestraLegal.ru, которая представляет интересы студентов GeekBrains, заявили, что образовательная платформа уже выплатила деньги практически всем студентам, которые участвовали во втором коллективном иске. В некоторых случаях студентам пришлось забирать в суде исполнительный лист и по нему получать деньги в банке, где находится расчетный счет GeekBrains.

Студенты по всей стране продолжают подавать иски к GeekBrains — индивидуальных исков больше 1000. В марте 2024 года только в Москве количество исков от студентов — 965.

Что это значит

По мнению управляющего партнера юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрия Шевченко, суд в этом споре ожидаемо встал на сторону студентов.

«Спор GeekBrains и клиентов — это спор между потребителем и бизнесменом. В таких ситуациях считается, что потребитель — более слабая сторона, и поэтому все сомнения толкуются в его пользу. Этот принцип сформулировал Конституционный суд РФ, и на его основе складывается вся текущая судебная практика по вопросам защиты прав потребителей».

Дмитрий Шевченко

Дмитрий Шевченко

Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»

Шевченко считает, что у платформы не было особых шансов отменить принятое решение, поэтому она не стала его оспаривать.

«Решение суда достаточно мотивированное и обоснованное, вследствие чего, видимо, GeekBrains не увидела шансов на его отмену в случае дальнейшего обжалования и не стала предпринимать таких попыток.

Затягивание судебных разбирательств чревато увеличением судебных расходов, которые проигравшая сторона должна возместить. Судя по всему, эти обстоятельства стали ключевыми при принятии решения о продолжении спора».

Дмитрий Шевченко

Дмитрий Шевченко

Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»

По мнению юриста, аналогичным платформам лучше решать проблемы с клиентами в досудебном порядке.

«Доведение споров с потребителями до судебных разбирательств чревато взысканием не только стоимости договора в пользу потребителя и судебных издержек, но и штрафа за нарушение прав потребителя, а это 50% от суммы долга. Если помножить это на количество пострадавших потребителей, сумма только одного штрафа может получиться вполне внушительной».

Дмитрий Шевченко

Дмитрий Шевченко

Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»

А вот варианты включения в оферту или в договор с потребителем условий, которые могут помочь уйти от таких ситуаций, по мнению Дмитрия, не будут панацеей.

«Хитрые условия не дадут стопроцентной гарантии в случае возникновения спора как раз по причине того, что потребитель — более слабая сторона и суды всегда ищут возможность поддержать его позицию. Поэтому лучше такие споры решать в досудебном порядке. Но если этот момент уже пропущен и иск принят судом, для ответчика лучше и дешевле заключить мировое соглашение, чем просто проиграть дело».

Дмитрий Шевченко

Дмитрий Шевченко

Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье»

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 801 читатель

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Тренды
Юлия Маркевич
Юлия Маркевич

У вас бывали случаи, когда клиенты просили вернуть деньги за услуги? Как вы решали эти вопросы? Поделитесь в комментариях.


Больше по теме