Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник

Биография: Сергей Ломакин


Сергей Ломакин
Сергей Ломакин

Дата рождения:
23/08/1973

Сфера бизнеса
Розничная торговля

Первый бизнес

Сергей Ломакин начал вести бизнес во время учебы в Московском государственном горном университете. Вместе с однокурсником Артемом Хачатряном и бизнесменом Александром Самоновым он открыл компанию «Фелма», которая занималась дистрибуцией кофе Jacobs, Nescafe и других. Старшим партнером был Самонов: он занимался частным предпринимательством с 1989 года и уже успел скопить капитал для новой фирмы. Три года партнеры проработали в оптовой торговле, а в 1998 году решили перейти в розницу. [Источник] [Источник]

В мае 1998 года Ломакин и партнеры открыли магазин «Копейка». Там продавали продукты и все, что надо для дома. Особенность магазина была в том, что он работал в формате жесткого дискаунтера. Так называют магазины с минимумом персонала, в которых нет широкого ассортимента и скоропортящихся товаров: молока, сыра, свежего мяса. За счет этого в Копейке стояли низкие цены.

В Копейке Сергей Ломакин внедрил передовые для ретейла того времени технологии:

  • перешли со стационарных телефонов на IP-телефонию → это сократило затраты на связь с магазинами сети на 70%;
  • оптимизировали логистическую систему → товары стали привозить за 12 часов с момента заказа;
  • стали управлять поставками и ценами на товары с помощью информационной системы из головного офиса → за счет этого уменьшили число управленцев на точках и сократили издержки. [Источник]

Сеть быстро развивалась и приносила стабильный оборот. К 2001 году под брендом «Копейка» работали 24 магазина с оборотом в 115 млн долларов. Через два года компания показала оборот 265 млн долларов при 46 магазинах. В 2002 году владельцы продали 50% Копейки нефтяной компании «ЮКОС» — пакет оценили в 35,5 млн долларов. [Источник] [Источник]

В 2006 году акционеры собирались вывести Копейку на IPO. Сеть насчитывала 300 магазинов с оборотом около 980 млн долларов, поэтому основатели оценивали стоимость акций в 1 млрд долларов. Однако сделка не состоялась — конъюнктура рынка на тот момент не позволяла рассчитывать на такую цену, аналогичные компании стоили на 8—10% дешевле. Выход на IPO отменили. [Источник]

В 2007 году основатели продали последние 50% Копейки банку «Уралсиб». По условиям сделки с Уралсибом Сергей Ломакин и Артем Хачатрян могли инвестировать в розничную торговлю, только если их доля не превышает 25%, а сами они не занимают руководящие должности.

Сергей Ломакин выручил за свои акции 120 млн долларов и сразу инвестировал их в другие сети дискаунтеров. С этого момента начался новый этап его биографии. [Источник]

Как Ломакин развивал ретейл-империю

Ломакин и Хачатрян вложились в несколько крупных проектов: купили акции продавца одежды MODIS, продуктовой сети «Монетка», торговой сети «ЦентрОбувь», создали сеть магазинов низких цен Fix Price. Последний проект привел партнеров в сотню самых богатых людей России по версии Forbes. [Источник]

Монетка. В 2007 году Ломакин и Хачатрян обменяли свою недвижимость в Москве и Московской области на 25% уральской сети «Монетка» — продуктового супермаркета с низкими ценами. После этого они открыли магазины сети по франшизе в Москве. К 2013 году московская Монетка насчитывала почти 100 магазинов, а весь бизнес оценивали в 200 млн долларов. После этого бизнесмены выставили актив на продажу. [Источник]

ЦентрОбувь. В начале 2009 года Сергей Ломакин и Артем Хачатрян купили 30% акций обувного дискаунтера за 40 млн долларов. К тому моменту в сети было 300 магазинов.

С приходом Ломакина бренд сделал упор на агрессивное развитие сети и продажи обуви, рассчитанной на аудиторию до 30 лет. Магазины работали в формате fast fashion — предлагали покупателям недорогие модели популярных дизайнов, ассортимент на полках обновлялся несколько раз в сезон.

За два года число магазинов «ЦентрОбувь» выросло вдвое, компания владела 148 магазинами бренда Centro. Магазины Ломакина открывались в Польше, Латвии, Литве и на Украине.

К 2011 году Сергей Ломакин собирался вывести ЦентрОбувь на IPO. Тогда акционеры оценивали компанию в 1,5 млрд долларов. Владельцы несколько раз анонсировали выход на биржу, несколько раз переносили, а позже — отменили. В компании объясняли это нестабильностью на мировых финансовых рынках. [Источник]

За три следующих года компания стала самым крупным продавцом обуви в России, но вскоре успех обернулся крахом. Владельцы бренда сделали упор на агрессивное развитие за счет кредитов. Это привело к тому, что компании не хватило прибыли, чтобы держать бизнес на плаву. Как позже утверждал Артем Хачатрян, ни он, ни Сергей Ломакин не участвовали в операционном управлении компанией. [Источник]

В 2015 компания перестала платить по счетам арендодателям и поставщикам, а долги по кредитам достигли 25 млрд рублей. В 2017 году суд признал ЦентрОбувь банкротом. Против Ломакина возбудили уголовное дело, но в 2018 году его закрыли за отсутствием состава преступления. [Источник]

Fix Price. В 2007 году Сергей Ломакин и Артем Хачатрян открыли магазин Fix Price. Там продавались китайские товары по 30 ₽: игрушки, посуда, ручки и другое. Такой формат партнеры подглядели в США и Японии:

«Формат показался идеально подходящим для российского потребителя, который еще помнил гиперинфляцию 1990-х и не был избалован широким предложением непродовольственных товаров по низкой цене». [Источник]

Сеть Fix Price достигала низких цен за счет работы с поставщиками.

Большую часть ассортимента менеджеры покупали напрямую у производителей из Китая. Чтобы сэкономить, они просили скидку под гарантию оптовых закупок. Иногда на этом удавалось снизить стоимость на 20%.

Российских поставщиков продуктов компания привлекала тем, что брала товары оптом, не просила отчислять ей платежи за продвижение товара на полках и платила по счетам с минимальной отсрочкой. В обмен на это сеть Сергея Ломакина требовала минимально снизить цену на товары и за счет маржи магазина поддерживала конечную стоимость на одном уровне.

За первые пять лет работы компания открыла больше тысячи магазинов по всей стране. Fix Price адаптировалась к росту инфляции: поднимала фиксированную цену на товары, расширяла ассортимент магазина и предлагала другие ценовые категории. К 2021 году Fix Price продавала товар по десяти типам стоимости — от 50 до 299 ₽. [Источник]

В случае с Fix Price бизнес Ломакина не попал в долговую яму. В отличие от ЦентрОбуви, Fix Price аккуратно работал с кредитной нагрузкой. Долг сети перед кредиторами не превышал прибыль компании до вычета процентов по кредитам, налогов и амортизации — соотношение долг/EBITDA находилось в пределах 1. Долговая нагрузка, несмотря на резкий рост сети, оставалась на низких показателях.

В 2020 году сеть Fix Price продолжила наращивать обороты и готовиться к выходу на IPO, несмотря на вызванный пандемией кризис. Сеть перестроила свой ассортимент, предлагая покупателям медицинские маски, туалетную бумагу и гречку:

«Рынок созрел для жестких дискаунтеров и магазинов низких цен. Я думаю, что это лучший формат на сегодня, потому что экономическая ситуация ухудшится в ближайшее время. Мы откатились назад, и в эти магазины люди явно будут ходить, чтобы сэкономить деньги. Магазины низких цен получают очень серьезное конкурентное преимущество». [Источник]

В марте 2021 года Сергей Ломакин и Артем Хачатрян осуществили свою давнюю мечту и вывели Fix Price на IPO. Это размещение стало одним из крупнейших за десять лет: инвесторы оценили компанию в 8,3 млрд долларов. Так основатель Fix Price стал долларовым миллиардером.

Что сейчас

К 2023 году Сергей Ломакин вышел из компаний MODIS и «Монетка» и сосредоточился на развитии Fix Price. Компания насчитывает 5000 магазинов, которые расположены по всей России, в Казахстане, Узбекистане, Грузии, Монголии, Беларуси и Латвии. Компания занимает первое место в рейтинге франшиз по версии Forbes.

Фото: Fix Price

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Вы бы приобрели франшизу Fix Price? Почему?

Anna Galak

Молодцы. Но сегодня в Москве на Шоссе Энтузиастов 80 посетила магазин фикспрайс, прохаживаясь размеренно и спокойно загружая корзинку взяла в руки скатерть с намерением ее купить, приоткрыла упаковку с липучкой посмотреть качество, на меня налетела администратор Яна накинулась, стала хамить, к ней на помощь прилетела еще одна такая же отпугивательница покупателей администратор Анна. Было желание бросить товар и уйти. Они кричали что таких покупателей им не надо. В фикспрайсе помощь и консультации не дожлешься практически никогда. С откровенныи хамством сталкиваться не хочется тем более когда оставляешь приличные суммы. Поэтому рекомендую организаторам этой сети проверять качество работы своих работников иначе скоро покупатели перестанут ходить в эту сеть. Здоровье дороже.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации