Дата рождения:
27/03/1980
Сфера бизнеса
Информационные технологии
Предыстория
Руслан Фазлыев родился в Башкортостане, в городе Октябрьском. Интерес к компьютерам появился у него в семь лет. Тогда отец брал его с собой на работу, где Руслан играл в аркадную игру Digger на компьютере от IBM. Отец заметил увлеченность сына и принес домой несколько книг по программированию. Руслан изучил их, а потом стал писать код на бумаге и ходить к дяде, учителю программирования, чтобы проверить его на компьютере. [Источник]
В одиннадцать лет родители купили Руслану компьютер в комиссионном магазине. У него было сломанное гнездо для монитора, но мальчика это не остановило:
«Я писал первые программы вслепую — они потом какие-то звуки издавали, и по ним я смотрел, написал программу правильно или неправильно. [...] Так я мог запрограммировать приложение „Пианино“ или счетную программу, которая выдает результат морзянкой. Правда, если я где-то ошибался, найти и исправить ошибку было невозможно, так что приходилось сразу писать без багов». [Источник]
В школьные годы семья Фазлыевых переехала в Ульяновск. В старших классах Руслан выиграл всероссийскую олимпиаду по программированию. В 1997 году поступил в местный технический университет на факультет информационных систем и технологий. В 2000 году он бросил учебу, чтобы сосредоточиться на бизнесе.
По признанию самого Руслана, он начал заниматься бизнесом из-за любви к девушке. У будущей супруги Фазлыева был влиятельный отец, а сама девушка не хотела переезжать из Ульяновска. И тогда Руслан решил стать самым богатым в городе:
«У меня есть несколько старомодные комплексы: мужик должен обеспечивать семью, должен быть самым заглавным и, короче, ходить и бренчать и все такое». [Источник]
Начало бизнеса
Сперва Руслан разрабатывал интернет-магазины на заказ, потом придумал платформу для запуска торговых онлайн-площадок X-Cart, а уже из нее родился конструктор интернет-магазинов Ecwid.
Разработка сайтов на заказ. Руслан собрал команду школьных друзей и вышел на зарубежную платформу для фрилансеров Elance-oDesk — ныне Upwork. Первый заказ получили из США — нужно было создать с нуля интернет-магазин.
Появилась проблема. Заказчик попросил показать примеры подобных сделанных проектов, а у Руслана их не было. Речь шла о сумме в 3000–5000 $ на команду. По словам Руслана, в конце 90-х для молодых людей это были сумасшедшие деньги.
Ребята за сутки разработали свой первый интернет-магазин. Они написали его на языке PHP, который до этого не знали. Американского заказчика устроил пример, он отдал команде Руслана заказ, и ребята разработали настоящий интернет-магазин на основе поддельного.
Платформа X-Cart. Дальше к команде Руслана стали часто обращаться за интернет-магазинами. Спустя несколько десятков заказов он разочаровался в идее веб-студии:
«В России миллион контор, которые делают какой-то аутсорс. Я сразу понял, что в этом нет будущего. Нет никакой дифференциации. В итоге все будут снижать цену часа и дешево продавать свой труд». [Источник]
Руслан упаковал свои наработки по сайтам в готовую платформу для запуска интернет-магазинов. Это еще не конструктор сайтов, а инструменты для разработчика с готовым кодом. Команда Руслана стала продавать доступ к ним за сто долларов через Google AdWords и на разных сайтах.
Платформу получилось быстро масштабировать. В первый год работы выручка X-Cart превысила 1 млн долларов. Дело в том, что на рынке готовых решений для электронной коммерции конкуренции практически не было, стоимость привлечения не превышала 15 центов, а потенциальные клиенты были готовы рискнуть сотней долларов. [Источник]
Фазлыев с командой основали в Ульяновске компанию «Креативные технологии». Сначала ребята снимали помещение, но потом решили сами построить офис. Руслан вспоминает, что в то время в городе не было приличных арендодателей:
«В одном офисе арендодатели заваливались точить лясы с красивыми девчонками. [...] В третьем — наше оборудование стало заложником конфликтов с арендодателем. Проще было построить все с нуля. У нас в штате появились строители. Мы сами копали котлован и траншею, в которую сначала прокладывали медный кабель, а позже оптоволокно. Сами судились за столбы, по которым нужно было тянуть магистральный интернет-кабель». [Источник] [Источник]
У Руслана была задача — принимать кредитные карты по всему миру. Но в начале 2000-х в России платежные системы были еще не развиты, а в банках не понимали, чем занимается Руслан:
«Когда мы пришли в Альфа-Банк делать процессинг, нас заблочили. Решили, что мы мошенники. Я дошел до главного сотрудника службы безопасности. Я показывал ему демку своего магазина, там какие-то демонстрационные товары, книжки. И он такой: „Вы продаете эту книжку?“ За час я так и не смог ему объяснить». [Источник]
В середине нулевых Фазлыев переехал на Кипр, чтобы там заниматься поддержкой системы приема платежей для X-Cart. Впоследствии он разочаровался в этом решении. Тогда стоило ехать в Кремниевую долину, где строились инновационные стартапы и заключались сделки с фондами. X-Cart стала бы компанией-единорогом до того, как этот термин стал модным. А так — она сдала позиции.
Платформа Ecwid. Ближе к концу нулевых на рынке платформ для e-commerce росла конкуренция. Например, платформа Magenta стала активно переманивать клиентов X-Cart. Ее основатель, Рой Рубин, перенял лучшие идеи у ульяновского сервиса, но смог привлечь больше инвестиций в развитие, а затем выгодно продать стартап eBay. [Источник]
Одновременно с этим клиенты обращались с запросом — добавить интернет-магазин на уже существующий сайт. Технически так можно было сделать, но для этого пришлось бы переписывать код сайта. Тогда команда придумала новое поколение X-Cart — конструктор интернет-магазинов и набор виджетов, через который можно принимать оплату. Его разработали в 2009 году и назвали Ecwid:
«Ecwid строился на задаче типа „нифига себе — мы начали эту игру, они подсмотрели и нас обогнали“. Короче, нам в прямом смысле нужно было догнать и перегнать Америку. Ecwid делался для того, чтобы побить Magenta по одной метрике — количеству магазинов на этой платформе». [Источник]
Фазлыев рассматривал Ecwid как проект, который можно было продать. Вскоре он стал отдельным стартапом, и для быстрого масштабирования Руслан привлек инвестиции. В 2011–2014 годах в него вложили 6,5 млн долларов венчурные фонды Runa Capital и iTech Capital. К 2014 году платформой пользовались 500 000 клиентов в 175 странах. [Источник]
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Что сейчас
В 2022 году Руслан Фазлыев живет и работает в США. Там находятся головные офисы его компаний. В X-Cart Фазлыев входит в совет директоров, а в Ecwid продолжает управлять в роли CEO. [Источник]
В 2021 году софт X-Cart использовали 38 000 интернет-магазинов. Общая выручка клиентов — больше 3 млрд долларов в год. В 2019 году состоялось слияние X-Cart и американской Seller Labs.
На платформе Ecwid работает 1 млн онлайн-продавцов, их общая выручка — почти 4,8 млрд долларов. В 2020 году Ecwid привлек 42 млн долларов инвестиций от Morgan Stanley Expansion Capital и PeakSpan Capital.
В сентябре 2021 года Фазлыев продал Ecwid канадской компании Lightspeed за 500 млн долларов.
Контакты: блог на Medium, сайт
Фото — aznakai, CC BY-SA 2.0
Что привело вас к решению стать предпринимателем?