Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЛайфстайлСправочник

«Во главе должны стоять люди из образования»: реалии российского EdTech

«Во главе должны стоять люди из образования»: реалии российского EdTech
«Во главе должны стоять люди из образования»: реалии российского EdTech

Андрей Шелудько пять лет работал репетитором по математике, когда в 2021 году решил открыть свою онлайн-школу для детей «Точка Знаний». Андрей переживал, что не сможет конкурировать с крупными игроками на рынке российского EdTech, которые вкладывают миллионы в образовательные проекты. Таких денег у репетитора по математике не было, зато он четко понимал, как заинтересовать ребенка предметом и мотивировать его учиться, а также знал, что нужно родителям от онлайн-образования.

Третий год подряд Андрей утраивает выручку своей онлайн-школы. По прогнозам, в 2024 году оборот Точки Знаний приблизится к 1 млрд рублей, а ее уроки пройдет 40 000 школьников.

В экспертной колонке Андрей делится своим видением того, уходит ли скепсис в отношении детского онлайн-обучения и почему не стоит лезть в сегмент дистанционных курсов для старшей школы. А еще Андрей рассказывает, почему так важно самому быть из сферы образования, чтобы развивать в ней бизнес.

Коротко о бизнесе Андрея Шелудько

Сфера
Образовательные технологии
Бизнес
Точка Знаний — онлайн-школа для обучения детей с 1 по 11 класс
Оборот
300 000 000 ₽ за 2023 год

800 000 000 ₽ — прогноз оборота на 2024 год
Количество учеников
20 000 человек
Количество учителей
Более 250 человек
Как связаться
Андрей Шелудько. Реалии российского EdTech
Андрей Шелудько. Реалии российского EdTech

Рынок детского образования будет долго расти, и мы еще 5—10 лет не исчерпаем всех потенциальных клиентов — тех, кто мог бы перейти из офлайна в онлайн

Рынок детского образования будет долго расти, и мы еще 5—10 лет не исчерпаем всех потенциальных клиентов — тех, кто мог бы перейти из офлайна в онлайн

На рынке курсов для старшеклассников высокая конкуренция

Если говорить о детском эдтехе в целом, то я не вижу особой конкурентной борьбы между онлайн-школами. Представляю, что у каждой есть свой огородик, который она возделывает и увеличивает. Причина в том, что детское онлайн-образование только набирает обороты, и каждая школа работает с аудиторией, которая раньше и не собиралась учиться онлайн. Получается, что клиентов мы берем не от конкурентов, а из офлайна.

Но если сегментировать наш рынок и выделить отдельно тех, кто ориентируется на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, то ситуация с конкурентной борьбой там другая. Люди ринулись в эту нишу, потому что почти всем, кто готовится к экзаменам, нужна дополнительная подготовка — и целевая аудитория здесь теплая. В итоге рынок оказался высококонкурентным.

За год старшеклассники могут поменять пять разных онлайн-школ в силу своего подросткового темперамента. Например, когда мы общаемся с одиннадцатиклассниками, то часто слышим: «Я учился в Умскуле один месяц, потом пошел в Фоксфорд, еще месяц пробовал параллельно две другие школы». Из-за того, что ребенка надо зацепить и удержать, между школами возникает жесткая конкуренция.

Я не хочу лезть в эту кровавую борьбу и вижу перспективы роста в том, чтобы работать с более широкой аудиторией — со средней школой. Такая стратегия дает следующие преимущества:

  • нет серьезной конкуренции. На рынке около 15—20 онлайн-школ с оборотом 300+ млн рублей в год, которые ориентированы на школьников младших и средних классов. Тех же, кто готовит старшеклассников к экзаменам, примерно в 3—5 раз больше;
  • мы не зависим от того, отменят экзамены или нет. Например, в пандемию отменили ОГЭ и многие онлайн-школы на несколько месяцев забуксовали, потому что ученики разбежались. Плюс сейчас активно обсуждается возможность отмены ЕГЭ и возврата к традиционной системе экзаменов, а нам не страшны эти новшества;
  • наша аудитория переходит с нами из класса в класс, а не приходит к нам на год подготовиться к экзаменам. Тем же, кто ориентирован на ЕГЭ и ОГЭ, приходится все время набивать новую клиентскую базу.

У онлайн-школ есть еще плохо освоенная ниша — это обучение учеников первых и вторых классов. Количество таких клиентов стремительно растет, потому что все больше родителей начинают верить в онлайн-образование. Плюс технологии быстро развиваются: интернет становится качественнее, появляются более удобные платформы. Для маленького ребенка важно, чтобы он нажал одну кнопку и уже оказался на уроке. А если надо перебрать десять кнопок, то это большая проблема. Постепенно процесс становится все легче, уменьшается количество технических проблем — и малышам становится проще заниматься. Но все же недоверие к такому формату занятий для младшеклассников все еще есть. И, думаю, оно еще долго будет сохраняться.

Большая часть аудитории Точки Знаний — ученики средней школы.
Большая часть аудитории Точки Знаний — ученики средней школы.

Большая часть нашей аудитории — ученики средней школы. Дело в том, что мы продвигаемся через соцсети и наш маркетинг направлен на родителей, которые приводят к нам своих детей. А со старшеклассниками надо общаться напрямую — через мемы и приколы

Большая часть нашей аудитории — ученики средней школы. Дело в том, что мы продвигаемся через соцсети и наш маркетинг направлен на родителей, которые приводят к нам своих детей. А со старшеклассниками надо общаться напрямую — через мемы и приколы

Из-за бурного роста проседает качество

Оборот ста крупнейших компаний детского сегмента на российском рынке онлайн-образования в 2023 году составил 110 млрд рублей. Эксперты прогнозируют рост рынка на 30% и в 2024. Думаю, эта тенденция сохранится на ближайшие десять лет, потому что все больше родителей будут избавляться от скепсиса в отношении дистанционного обучения. Они сами его попробовали, им понравилось, и они начинают привлекать к нему детей.

Я вижу это и по нашей школе — мы стремительно растем. В этом году, по нашим прогнозам, мы сможем увеличить выручку в три раза и приблизиться к 1 млрд рублей. Все благодаря растущему спросу на наши услуги. Наш рост сдерживается только тем, что мы не успеваем набирать персонал. За лето нам нужно нанять около 100 человек, и в сентябре треть нашей команды будут составлять новички, которых нужно еще обучить и интегрировать в команду, а если они не будут справляться, то заменить. Поэтому на несколько недель мы можем просесть в качестве по новым предметам.

Мы видим перспективы и для дальнейшего роста, поэтому нанимаем людей с опытом работы в больших командах. Например, если нам нужно, чтобы человек сейчас руководил 20 учителями, то мы нанимаем управленца, у которого до этого в подчинении было около 100 человек. Нам важно, чтобы у него был опыт и психологический ресурс реагировать на резкое увеличение количества людей в команде.

Бурный рост временно сказывается на внутренних процессах. И часто усугубляют ситуацию сами учителя. На рынке их более миллиона, и многие из них — хорошие педагоги. Но это люди, которые еще в вузе знали, что всю жизнь простоят у доски. А тут мы приходим к ним с онлайном, и им приходится сталкиваться с огромным количеством постоянно меняющихся процессов. Они к такому не привыкли, и им сложно адаптироваться. Например, мы можем просить их вести отчетность одним способом, а уже через несколько месяцев — совсем другим, и вместо одной таблицы уже три. Потому что за это время отдел увеличился в три раза и старая отчетность уже не подходит.

Из-за активного масштабирования может просесть качество. Я вижу кучу негативных отзывов об одной известной школе, которая вышла в группу лидеров российского эдтеха. Не хочу публично называть их имя из соображений этичности, но многие мои знакомые остались недовольны обучением у них. Сейчас эта компания большая и узнаваемая, но долго это не протянется, если не улучшать качество.

И другой пример из лидеров на рынке детского образования — школа «Фоксфорд». У них в плане качества все на высшем уровне. Мы видим это по оценкам клиентов и комментариям в их соцсетях.

Чтобы самим не просесть в качестве, мы серьезно подошли к найму. В прошлом учебном году преподавали только три предмета, а сейчас охватили всю школьную программу и нанимаем новых учителей и тьюторов. Мы не берем всех подряд, конкурс у нас — 100 человек на место. Отбор мы проводим с помощью тестового задания — присылаем домашнюю работу ребенка и просим ее проверить. Открытием для нас стал тот факт, что 10% кандидатов не решают сами, а списывают с ГДЗ — готовых домашних заданий, опубликованных в интернете. Мы выяснили это случайно: когда начали проверять тестовые, то поняли, что в решении задания в ГДЗ есть опечатка и те, кто списывал, ее не заметили. Таких кандидатов мы не взяли. Если же не проводить такой отбор, то можно легко ошибиться при найме, и это скажется на качестве курсов и имидже школы.

У большинства онлайн-школ задача номер один — это масштабирование
У большинства онлайн-школ задача номер один — это масштабирование

У большинства онлайн-школ задача номер один — это масштабирование. Некоторым школам по барабану качество — они жертвуют им в погоне за деньгами. Но от этого только проигрывают, потому что в такой консервативной сфере, как образование, важна хорошая репутация. Иначе бизнес будет массово терять клиентов и кадры

У большинства онлайн-школ задача номер один — это масштабирование. Некоторым школам по барабану качество — они жертвуют им в погоне за деньгами. Но от этого только проигрывают, потому что в такой консервативной сфере, как образование, важна хорошая репутация. Иначе бизнес будет массово терять клиентов и кадры

Фаундер онлайн-школы должен быть сам из сферы образования

Образование детей — это глубокая и специфическая сфера, которая связана с психологией, ощущениями и особенностями характера ребенка: какой у него темперамент и увлечения, интересен ли ему изучаемый предмет, как он воспринимает учителя. Это важно учитывать при создании и развитии онлайн-школ, где обучение все так же основывается на контакте преподавателя и ученика. Это осознают не все создатели онлайн-курсов, поэтому их бизнес терпит неудачи.

Несколько лет назад российские корпорации и крупные банки инвестировали миллиарды рублей в онлайн-образование. Они создали собственные онлайн-школы, но не добились успеха на рынке детского онлайн-образования. Причину я вижу в том, что их собственники и руководители никак не связаны со сферой образования. Они думают про деньги, структуру, регламенты, у них классно работают отделы ИТ и маркетинга. Но они не задумываются о том, как должен проходить урок, чтобы он был интересен и понятен ребенку.

Я видел первые уроки Яндекс Практикума, и они показались мне странными. Все 40 минут учитель стоял у доски и бубнил тему — даже мне захотелось уснуть. Все было верно с точки зрения регламентов: есть учитель, информация, платформа. Но монотонная подача детям не подходит. Только недавно в Яндексе поняли, как это все должно выглядеть, и переделали уроки. Для этого им потребовалось несколько лет, и они упустили многие возможности на рынке.

Если руководитель компании не связан с образованием, то он должен полностью доверять команде продукта. Нанимать в нее опять же важно именно людей из образования. Они понимают вещи, которые сложно заметить человеку извне. Например, мы придумали шаблон для детей, которые не могут справиться с задачей по геометрии. Благодаря ему ученикам сразу становится понятно, куда записывать условия задачи, а куда — доказательство и его результаты. Такие штуки мы не подсматриваем у конкурентов, а изобретаем сами.

Пока рынок детского онлайн-обучения развивается, его принципы формируют люди из сферы образования. У школ-передовиков есть много идей, для которых они пытаются использовать искусственный интеллект. Но когда мы изобретаем и внедряем что-то новое, хорошо бы вообще понимать, сможет это прижиться в нашей сфере или нет, подружатся ли с технологиями дети. Мне кажется, разобраться в этом может только человек из сферы образования.

Может быть, все изменится через 5—10 лет, когда все устаканится и все будут работать по одним стандартам. Тогда условия будут диктовать аутсайдеры — предприниматели и управленцы из других сфер бизнеса. Но сейчас важно, чтобы во главе стояли эксперты из образования и чтобы к ним прислушивались. Тогда рынок сможет быстро развиться, и при этом стандарты качества будут высокими.

Важно делать качественное онлайн-образование
Важно делать качественное онлайн-образование

Мы стараемся для подрастающего поколения. Поэтому так важно, чтобы обучение было максимально качественным, — это наш моральный долг

Мы стараемся для подрастающего поколения. Поэтому так важно, чтобы обучение было максимально качественным, — это наш моральный долг

В тренде домашнее образование

Я все чаще вижу запрос на домашнее образование в комментариях в своих соцсетях и в обращениях в наш отдел продаж. Связываю это с тем, что на первый план при выборе школы у родителей выходит бережное отношение к ребенку. Они переживают за то, как ребенок и педагог общаются между собой. Причина в том, что многие школьные учителя не только не мотивируют детей заниматься, но и часто отбивают у них тягу к знаниям, потому что ведут уроки на повышенных тонах или вовсе орут. А сами дети и родители стали более чувствительными и не терпят критику и подколы со стороны педагогов.

В этом плане в онлайн-школах ситуация лучше. Из-за того, что такие компании зарабатывают на обучении, они заинтересованы в том, чтобы родители и дети были довольны не только качеством самих уроков, но и взаимоотношениями с учителем. Поэтому они нанимают педагогов, которые стараются поддерживать ребенка, даже когда у него совсем ничего не получается, и общаются вежливо и уважительно. Это удивляет детей, и после первых онлайн-занятий они приходят к родителям с такими словами: «Представляете, учитель целый урок не кричал». Это подкупает родителей.

Во многих онлайн-школах сейчас работают тьюторы, они помогают, проверяют домашние работы и отвечают на вопросы учеников. Мы ввели тьюторскую систему одними из первых, и почти сразу в нашу техподдержку стали поступать жалобы от детей и их родителей на то, что тьюторы жестко с ними общаются. Мы стали разбираться, и выяснилось, что некоторые тьюторы ставили в конце предложения восклицательный знак или писали фразу «ЗДЕСЬ У ТЕБЯ ОШИБКА» заглавными буквами. Дети считывали такой стиль общения как агрессивный, отказывались общаться с тьюторами и выполнять домашние задания.

Благодаря нашему преподавательскому опыту мы знали, что заинтересовать ребенка учебой можно, только если его поддерживать. Поэтому мы внесли в регламенты, что тьютор при общении с детьми обязательно должен использовать смайлы и стикеры для подбадривания. Нашей целью было помочь ребенку осознать, что если он сделал ошибку, то не превратился в плохого человека и все можно исправить. В итоге дети почувствовали свободу, у них появилось больше мотивации к занятиям, и они стали присылать нам на 30% больше домашних работ.

В обычных школах есть проблема и с буллингом. Онлайн-обучение — это относительно новый способ решить эту проблему для родителей, которых устраивает, что ребенок не будет вращаться в детском коллективе и больше времени будет проводить дома.

Современные потребности в обучении я представляю в виде пирамиды Маслоу:

  • первая ступень — получить знания. Например, родители приводят детей в онлайн-школы подтянуть математику, чтобы получать хорошие оценки. Или же полностью переходят на домашнее обучение и делегируют образование детей онлайн-репетиторам;
  • вторая ступень — сформировать интерес к предмету. Например, родители хотят, чтобы ребенок не просто понял и выучил параграф по химии, но и ждал с нетерпением цепную реакцию, которую учитель будет показывать на уроке;
  • третья ступень — найти личностный ориентир. Каждому ребенку нужен человек, которому он доверяет и с которым ему интересно. Это может быть учитель онлайн-школы, потому что дети даже онлайн оценивают педагогов не только как людей, которые их учат, но и как личностей. И если им не нравится сам учитель, то и отношение к предмету будет испорчено.

Онлайн-школы закрывают все три потребности родителей и детей при обучении. Причем они актуальны как для тех, кто живет в мегаполисах, так и для жителей маленьких городов и деревень, где в школах есть дефицит педагогов. И порой единственная возможность получить знания по некоторым предметам — это найти онлайн-репетитора.

Цели дополнительного образования детей в онлайн-школах
Цели дополнительного образования детей в онлайн-школах

Большинство родителей приводят своих детей в онлайн-школы, чтобы подтянуть знания. А когда у ребенка начинает получаться, то может появиться и интерес к предмету. Важную роль здесь играет и личность учителя — детям нужен человек, который будет их поддерживать

Цели дополнительного образования детей в онлайн-школах
Цели дополнительного образования детей в онлайн-школах

Большинство родителей приводят своих детей в онлайн-школы, чтобы подтянуть знания. А когда у ребенка начинает получаться, то может появиться и интерес к предмету. Важную роль здесь играет и личность учителя — детям нужен человек, который будет их поддерживать

Большинство родителей приводят своих детей в онлайн-школы, чтобы подтянуть знания. А когда у ребенка начинает получаться, то может появиться и интерес к предмету. Важную роль здесь играет и личность учителя — детям нужен человек, который будет их поддерживать

Несмотря на то, что онлайн-школы удовлетворяют запросы целевой аудитории, я не думаю, что в ближайшие десятилетия все пойдут учиться онлайн. Офлайн все равно останется по нескольким причинам:

  1. Онлайн не совсем подходит для маленьких детей. И хотя технологии и процессы онлайн-обучения совершенствуются, детям до 9 лет все равно сложно часами сидеть за компьютером — в таком возрасте они все еще неусидчивы.
  2. Детям нужно живое общение. При онлайн-формате обучения приходится искать его в других местах, например в кружках и секциях.
  3. Онлайн-образование платное, платить готовы не все, а бесплатные общеобразовательные школы продолжат работать офлайн.
  4. Незамотивированных детей невозможно заставить учиться онлайн. Они могут в любой момент выключить компьютер или заниматься параллельно другими делами.

Я верю, что будущее за гибридным форматом обучения. Дети продолжат ходить в обычные школы, в первую очередь для общения и социализации, но многие из них будут обучаться еще и онлайн. В идеале вижу это так: ребенок учится лучше всех по предмету и ему мало того, что дает школа. Он продолжает туда ходить, но родители еще находят учителя или курсы онлайн. Так ребенок берет плюсы от обоих форматов.

В будущем разовьется тренд на гибридный формат обучения: онлайн плюс офлайн
В будущем разовьется тренд на гибридный формат обучения: онлайн плюс офлайн

Я знаю руководителей известных онлайн-школ, которые верят, что скоро все будут учиться из дома с шапками из проводов на голове. Но я в это не верю. Думаю, будущее за гибридным форматом обучения

Я знаю руководителей известных онлайн-школ, которые верят, что скоро все будут учиться из дома с шапками из проводов на голове. Но я в это не верю. Думаю, будущее за гибридным форматом обучения
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Государство дает онлайн-школам льготы, и они больше вкладываются в развитие

Все самые крупные игроки российского эдтеха поголовно аккредитованы как ИТ-компании и являются резидентами Сколково. Все дело в том, что они занимаются собственными разработками, а государство их поддерживает — предоставляет им льготы. Среди них:

  • освобождение от налога на прибыль;
  • освобождение от НДС;
  • страховые взносы для сотрудников — 7,6% вместо 30%.

Государство поддерживает онлайн-школы, потому что заинтересовано в наших разработках. Ему нужно, чтобы в стране были надежные информационные технологии, и оно готово в них вкладываться.

Чтобы онлайн-школе получать льготы, необходимо наличие у нее собственных ИТ-разработок. Например, мы недавно стали резидентами Сколково и создаем собственную платформу для онлайн-обучения. В своей разработке мы внедряем ИИ, который вместо человека будет подбирать для ученика индивидуальные домашние задания и уроки, учитывая его успеваемость, интересы, цели и программу.

Благодаря льготам у онлайн-школ остается больше денег, и они могут вкладываться в развитие: делать новые платформы и придумывать новые подходы к детям. Заниматься тем, на что обычно не хватает средств. Плюс сама аккредитация школы как ИТ-компании повышает ее престиж среди сотрудников. В итоге в онлайн-школы приходят работать лучшие на рынке ИТ-специалисты, для которых важно быть в команде именно ИТ-компании.

Главное для онлайн-школы — уметь работать с детьми
Главное для онлайн-школы — уметь работать с детьми

Если организация умеет работать с детьми, то все в онлайне будет окей и без высоких технологий

Если организация умеет работать с детьми, то все в онлайне будет окей и без высоких технологий

Фотограф: Екатерина Фисенко

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Инга Писковатская
Инга Писковатская

Нужно ли собственнику бизнеса самому разбираться в продукте или лучше это делегировать другим специалистам?

Sergey Sakhnevich
Sergey Sakhnevich

Конечно, лучше самому.

Дмитрий Комаров

«Например, мы можем просить их вести отчетность одним способом, а уже через несколько месяцев — совсем другим, и вместо одной таблицы уже три».

Педагогов искренне жалко, в школах их бюрократией и KPI замучили, ушли в негосударственный сектор — а там уже чуть ли не CRM-ку надо вести)

Антон Фокин
Антон Фокин

Разбираться на все 100% никогда не получится, но хотя бы по верхам что-то знать надо
Наша компания выпустил на рынок порядка 10 онлайн-школ среди которые есть Онлайн-школа№1, и есть отличные команды где топы знают продукт, а есть топы кто собрал крутых ребят, кто шарит за продукт


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации