Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Какие ошибки совершил производитель коробок для цветов и как их исправлял

Какие ошибки совершил производитель коробок для цветов и как их исправлял
Какие ошибки совершил производитель коробок для цветов и как их исправлял

В 2017 году герой открыл производство шляпных коробок. Хотя еще за несколько месяцев до этого даже не знал, что это такое. Он придумывал, как вручную скручивать картон, закупал оборудование «на вырост», а еще постоянно брал кредиты и думал, что для развития бизнеса ему нужны люди и деньги. Оказалось, зря.

В статье — о том, как Илья Банников совершал ошибки, но потом понял, как их исправить.

Коротко о бизнесе

Бренд
Packset
Сфера бизнеса
Производство шляпных коробок и подарочной упаковки
Оборот
12 млн рублей за 2021 год
Старт работы бизнеса
2017 год
Город
Самара
Как найти

Спонтанно решили продавать коробки для цветов

Я проработал на нефтеперерабатывающем заводе больше шести лет, но в 2016 году решил все поменять и стал менеджером по продажам в маркетинговом агентстве.

Через полгода в продажах я выгорел и к тому же незадолго до этого сильно разбил автомобиль. Мне удалось продать его за 250 000 ₽. Я не знал, что делать с такой суммой, и решил, что вложу эти деньги в свой бизнес. В партнеры я позвал бывшего коллегу по продажам, и мы начали искать, чем можно заняться.

У сестры был цветочный ларек на одном из самарских рынков. Мы решили создать сервис по доставке цветов: от нас — клиенты, от сестры — букеты. Как бы не так.

Мы уволились из продаж c расчетом на поступления от бизнеса, а через две недели сестре сделали выгодное предложение, и она продала ларек. Так мы остались без работы и основы для бизнеса.

Еще полгода пытались делать что-то в доставке. Для этого нашли несколько флористов и работали по похожей схеме, что и с сестрой. Сами искали клиентов, под них закупали цветы, флористы собирали их в букет, и мы его отвозили покупателю.

Была и другая схема. Мы брали заказ, допустим на 2000 ₽, готовый букет покупали за 1500 и разницу забирали себе. Но из этого мало что получалось, потому что тогда мы не знали об издержках, которые в реальности сжигали разницу в деньгах. В общем, по факту у нас не было прибыли.

Однажды мы получили заказ на букет в шляпной коробке. Сначала удивились, но потом поняли, откуда такой заказ. Покупатель увидел наш пост во Вконтакте — там как раз были такие букеты. В реальности мы скачали фото со стоков и даже не знали, где купить эту коробку. В поисках коробки объехали весь город, но коробок нормального качества — из плотного картона, без вмятин и сгибов — нигде не оказалось.

Букет мы все-таки собрали и отправили, а мой партнер проронил фразу: «Прикольно было бы самим делать такие коробки». Мне стало интересно, как вообще можно сделать круглую коробку, и следующие четыре месяца, пока работала доставка, я пытался ответить на этот вопрос.

Классическая шляпная коробка Packset
Классическая шляпная коробка Packset

Вот так выглядит классическая шляпная коробка, которую мы научились делать спустя годы

Вот так выглядит классическая шляпная коробка, которую мы научились делать спустя годы

Деньги от продажи машины мы потратили — и я взял первый кредит

В начале февраля 2017 года позвонил партнер и сказал, что у нас есть заказ от цветочного магазина на 250 коробок. Заказ ждали к 8 Марта. Для понимания: к тому моменту я научился собирать коробки, но делал это медленно. За день я еле-еле мог собрать пять штук. Но все равно решил, что задачу надо брать, ведь до этого заказов на коробки у нас не было в принципе.

Работал в две смены: первая — с 10:00 до 20:00, вторая — с часа ночи до восьми утра

Чтобы выполнить заказ, я переоборудовал спальню в квартире под мастерскую и работал в две смены: первая — с 10:00 до 20:00, вторая — с часа ночи до восьми утра, между ними сон. Вокруг — какие-то валики, клей, бумага, бракованные коробки, полный хаос.

К 1 марта мы сдали 80% заказа и договорились с клиентом, что отдадим остальное в течение месяца, ему такой вариант подошел. Я стал думать, как работать лучше и быстрее, чтобы было побольше крупных заказов.

Для ускорения сборки коробок решил заняться модернизацией. Так я придумал станок для нанесения клея и сделал его сам: купил валики, присобачил их к дрели, в общем, пытался что-то сделать. Пока не выяснил, что такой станок уже существует.

Покупать готовый станок было не на что, все деньги от продажи машины мы уже потратили — причем не на бизнес, а на доказательства того, что он существует: напечатали визитки, заказали сайт, наняли SMM-щика, который занимался развитием страницы во Вконтакте.

В общем, я взял первый кредит. Купил станок для нанесения клея и просто офигел от скорости, с которой можно работать.

Мастерская шляпных коробок
Мастерская шляпных коробок

Так выглядела мастерская в моей спальне, с супругой в это время спали в соседней комнате

Так выглядела мастерская в моей спальне, с супругой в это время спали в соседней комнате

Потратил деньги на еще один станок

Насколько я знаю, в 2017 году шляпные коробки в России выпускали три-четыре компании, и каждый делал это, как умел. Никаких обучающих материалов в открытом доступе я не нашел и решил, что могу додуматься до всего сам — я же инженер в конце концов.

Основная сложность в изготовлении коробок связана с картоном: мне нужно было его скрутить, но ничего не выходило — картон просто ломался. Тогда я решил использовать воду: мочил картон и уже потом скручивал. При этом вода мочила всю бумагу, которой оклеивается коробка, поэтому мне пришлось создать защитные элементы сверху и снизу коробки, чтобы вода не мочила торцы — иначе коробка рвалась.

Я начал накручивать мокрый картон на канализационную трубу

Нужно было придумать, как придать картону круглую форму и скрепить его. Для этого я часами гулял по Леруа Мерлен и искал решение, пока не увидел канализационные трубы. Начал накручивать мокрый картон на канализационную трубу, так появились размеры наших коробок — 16 и 20 см, это соответствовало диаметрам труб.

Заказы на шляпные коробки стали расти, но была проблема — я слишком медленно их скручивал. Получалось по 15 заготовок за 15 минут. Я считал, что это колоссально низкая производительность.

Для скорости скрутки коробок мне нужен был станок. Я увидел его у своих конкурентов и захотел себе такой же. В магазинах ничего похожего не нашел и начал лазать в интернете, искать людей, кто может его изготовить.

Неожиданно нашел форум производственников, и в одном из сообщений пользователь написал, что делает станки. Я очень обрадовался и отправил ему письмо со ссылкой на видео: «На 01:35 есть станок, сможете сделать такой же?» Он ответил: «Это я делал станок для той компании». Так я нашел подрядчика для своего станка.

К концу весны 2017 года я взял еще один кредит — 700 000 ₽. На полмиллиона купил стол, каландр — инструмент, который прессует бумагу к картону, и плоттер для резки. В итоге от этого кредита у меня оставалось 250 000. Супруга просила, чтобы я внес их на счет и так уменьшил тело кредита. Я отвечал: «Пускай полежат месяц, и если они не понадобятся, погашу ими кредит». Но они понадобились, потому что я заказал тот самый станок и еще один. Так я потратил оставшиеся 250 000.

Со станком для скручивания картона дело пошло еще быстрее

Первый год работы мы активно росли, поэтому сначала съехали из домашней мастерской в помещение на 40 квадратных метров, потом нашли цех побольше.

В феврале 2018 года я подумал: «Мы продали коробок на 345 000 ₽, это что-то космическое». Тогда мы с партнером впервые получили прибыль — по 50 000 ₽ на каждого. Все время до этого мне приходилось жить на сбережения, которые удалось накопить, пока я работал на заводе и в продажах.

Динамика производства коробок, 2017—2018 годы

МесяцКоличество коробок, штуки
Июнь
50
Июль
112
Август
498
Сентябрь
186
Октябрь
354
Ноябрь
400
Декабрь
514
Январь
603
Февраль
1375
Мастерская в офисном центре
Мастерская в офисном центре

На фото — наша мастерская. Для нее я снял помещение на втором этаже офисного центра

На фото — наша мастерская. Для нее я снял помещение на втором этаже офисного центра

Тратил 90 000 ₽ в месяц на выплату кредитов, хотя прибыли практически не было

К февралю 2018 года моя кредитная нагрузка выросла до 21 000 ₽ в месяц. После успешного февраля я понял: чтобы расти, мне опять придется покупать оборудование. Иначе из-за низкой производительности мы бы не справились с большим потоком задач.

Пока думал, как быть с оборудованием, познакомился с человеком, который его поставляет. И тогда я решил, что каким-то образом нужно достать очень много денег, чтобы разом закупиться. Мне хотелось всего и сразу, о последствиях я не сильно задумывался.

Для получения кредита на оборудование, я раскидал заявки на кредиты чуть ли не во все банки. Одобрение пришло от трех из них. Я решил пойти ва-банк и взял сразу три кредита в один день — так я получил 1,5 млн.

Деньги тратил бездумно. Настолько бездумно, что один станок я запустил только осенью 2022 года — он пролежал четыре года, а два других продаю, потому что они так и не пригодились. Еще купил «на вырост» несколько принтеров, лазерный резчик и ламинатор. Они тоже не понадобились.

Еще толком не получая прибыли, я начал тратить 90 000 ₽ в месяц на кредиты.

Не заключил договор с инвестором — и через два месяца он пропал

Со старта бизнеса и до лета 2019 года мы работали из Новокуйбышевска, это городок под Самарой. В августе стало понятно, что у нас слишком сложная логистика: возить коробки из Новокуйбышевска дорого даже в Самару, не то что отправлять по России. Притом что клиенты из других городов у нас уже были. Так я понял, что пора перебираться в Самару.

Я видел две проблемы с переездом. Боялся, что сотрудники из Новокуйбышевска откажутся работать в Самаре и мне придется срочно искать новых. А еще, чтобы переехать самому, снова нужны были деньги. А с деньгами у меня были интересные отношения.

Внезапно для меня партнер решил уйти из проекта. Тогда я подумал: «Я же предприниматель, можно и инвестора искать — бизнес на ноги ставить». И начал делать инвестиционные предложения своим знакомым так, чтобы получить 1,5—2 млн рублей.

Вскоре через своего уже бывшего партнера я нашел человека, который хотел вложиться в какое-нибудь производство. Мы договорились, что он мне передаст 2,3 млн рублей, а я в обмен буду отдавать 25% от прибыли до тех пор, пока существует бизнес. Тогда я представил себя очень богатым человеком, подумал: «Я лишаюсь четверти от заработка, зато прямо сейчас у меня будут миллионы».

Мы не заключали договор, все на словах по принципу «пацан сказал — пацан сделал»

С инвестором все прошло не слишком гладко. Оказалось, что он не может отдать всю сумму сразу и будет передавать деньги частями — 300 000—500 000 ₽ ежемесячно. Мне такая схема не очень-то подходила, но я согласился. Как можно было ожидать, мы не заключали договор, все на словах по принципу «пацан сказал — пацан сделал». В общем, я наступил на все возможные предпринимательские грабли.

С траншами от инвестора у нас тоже не заладилось. Вместо полумиллиона я получил сто тысяч рублей, но решил не унывать. Мне показалось, что инвестор настроен серьезно, и я начал искать помещение под цех.

В какой-то момент мне попалось помещение недалеко от железнодорожного вокзала. Это было классное решение: машин у моих сотрудников не было, но они могли ездить на работу на электричке. Так что я спокойно перевез бизнес в Самару.

Инвестор перевел мне еще 100 000 ₽ и пропал. А мне нужны были деньги: в процессе переезда мы наняли руководителя отдела продаж и начальника производства, постоянные затраты выросли до 250 000 ₽ в месяц. Притом что оборот составлял всего 400 000. А инвестора было не видно, не слышно. В общем, все развивалось по классике предпринимательства: нет договора — нет денег.

Через два месяца нам все же удалось встретиться. Оказалось, что дела у его основного бизнеса стали идти хуже и инвестиции он уже не тянул. Зато инвестор не стал требовать возврата двухсот тысяч, которые перевел, и не попросил процент от прибыли.

Несмотря на все трудности, я благодарен инвестору. Мне удалось переехать в Самару и нанять сотрудников. Благодаря этому уже к октябрю 2019 года я вывел компанию на другой уровень и при этом остался ее единственным владельцем. C помощью новых членов команды мы начали быстро расти, и казалось, что деньги появляются сами по себе. А я начал стабильно зарабатывать 100 000 ₽ в месяц и впервые почувствовал, что такое деньги.

Закупка картона для коробок
Закупка картона для коробок

Так выглядела моя машина в то время. Я сам ездил за картоном, отвозил заказы клиентам или в Деловые Линии, для курьерской доставки

Так выглядела моя машина в то время. Я сам ездил за картоном, отвозил заказы клиентам или в Деловые Линии, для курьерской доставки

Впервые получил прибыль 650 000 ₽

В декабре 2019 года я понял, что цветочный рынок нас не обеспечивает заказами. Тогда начал думать, что еще можем производить.

Решил браться за все заказы подряд: нужна коробка из дерева — мы готовы, картонный пакет — тоже не вопрос, cделаем. Круг клиентов увеличился, мы работали уже не только с цветочными магазинами, а еще, например, с рекламными агентствами и корпорациями типа Росатома.

Мы начали работать по проектному принципу. К примеру, у нас заказ — квадратная коробка на магнитных клапанах, но один заказчик просит размер 20 на 20 см, а другой — 20 на 30. Любое изменение означало, что нужно с нуля перерисовать, пересчитать стоимость, пересогласовать ее. Получается, мы каждый раз делали новое изделие, а не тиражировали те, что у нас уже были.

Наша работа постепенно превращалась из бизнеса в волокиту и согласования. При этом мне приходилось постоянно быть на контроле, и, если честно, я совсем не чувствовал себя собственником.

Несмотря на все сложности, мы добились отличных результатов. К концу 2020 года мы получили рекордные показатели по обороту и прибыли. В декабре она составила свыше 650 000 ₽, а всего за зимние месяцы удалось заработать больше 1,5 млн прибыли.

Результаты меня ошеломили. В итоге я расслабился и перестал заниматься чем-либо в компании: вроде все идет хорошо, деньги есть, работа тоже — и я подзабил. А когда компания перестает развиваться и расти, она умирает.

Шляпные коробки по индивидуальным заказам
Шляпные коробки по индивидуальным заказам

На фото — примеры наших коробок, которые мы делали под индивидуальные заказы

На фото — примеры наших коробок, которые мы делали под индивидуальные заказы
Страница прайс-листа
Страница прайс-листа

К июлю 2021 года мы предлагали 34 наименования разных упаковок. Вот только одна из четырех страниц прайс-листа

К июлю 2021 года мы предлагали 34 наименования разных упаковок. Вот только одна из четырех страниц прайс-листа

Бизнес начал нести убытки

В конце 2020 года уволился руководитель отдела продаж, который приносил основные заказы, чтобы позволять нам расти. Тогда я думал, что жизнь кончилась. А потом посмотрел на цифры и оказалось, что бизнес все еще оставался прибыльным.

Нового руководителя отдела продаж я принимал на работу со словами: «Единственное, с чем у нас нет проблем, — это заказы». Я действительно так думал, потому что не замечал дыр в бизнесе.

В реальности проблемы с заказами были. Новых клиентов у нас не появлялось, при этом компания работала только с крупными заказчиками — это те, кто заказывает от 50 коробок. А таких клиентов стало сложнее находить. К тому же у меня было убеждение: «У нас дорогая продукция, я нахожусь в ВИП-сегменте, поэтому у меня очень мало покупателей, и это нормально».

В какой-то момент я решил, настало время для автоматизации. Для этого я взял еще один кредит — на 600 000 ₽. Эти деньги потратил на настройку CRM-системы и другие улучшения.

Я и правильные приоритеты — это две разные истории. Вместо того чтобы найти и залатать дыры, я начал заниматься автоматизацией. Мне интуитивно казалось, что это правильно. Я всегда работал на интуиции: как чувствую, так и делаю. В целом это правильно, но я не додумался, что менеджментом нужно заниматься системно, а не как мне чувствуется.

С весны 2021 года прибыль стала сокращаться. Я потратил все накопления, но так и не понял, какие сложности есть в компании. В июне я просто признался себе, что я плохой руководитель и мне пора учиться быть управленцем.

Рассказываю, что я сделал для спасения компании.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Решение 1. Сократил ассортимент и сосредоточился на одном сегменте рынка

В июне 2021 года я пошел в школу для владельцев бизнеса, которую создал самарский предприниматель Илья Руднев.

Когда я пришел на обучение, у меня был запрос: как привлечь инвестиции, чтобы бизнес начал расти. На вопрос, зачем мне дополнительные деньги, я отвечал: куплю оборудование и найму еще людей. К концу обучения я понял, что все это чушь. Для роста бизнеса мне хватает того, что уже есть. Главное, с умом использовать ресурсы.

Первое, с чего я начал, — сокращение ассортимента. Главным товаром осталась круглая коробка, которая подходила под цветы, сувениры, сыпучие и все, что можно в нее положить. Помимо нее в прайсе осталось всего 5 позиций вместо 34. Благодаря этому отвалились лишние процессы, и это позволило повысить производительность труда, что повлияло на прибыль.

Благодаря изменениям я снова вышел в плюс. В октябре 2021 года компания заработала 150 000 ₽ прибыли, а в декабре — уже полмиллиона рублей.

Несмотря на хорошие показатели, мне стало скучно. Я решил, что хочу продать компанию и заняться чем-то новым. Потом обсудил этот вопрос со знакомыми предпринимателями и понял, что на самом деле мне не хватает человека, который сможет разделить со мной ответственность за принятые решения.

В итоге я привлек партнера — местного бизнесмена Левона, который учился со мной на потоке. Вместе с ним мы изобрели технологию быстросборной коробки, которая позволяет привозить коробки в полусобранном виде и сократить стоимость доставки в десять раз.

Забегая вперед, скажу, что направление быстросборной коробки так и не выстрелило. Зато дало второе дыхание мне как предпринимателю.

На декабрь 2022 года продажи выглядят так: большая часть заказов приходит от цветочного рынка, остальное — от компаний и физлиц. При этом 90% от всех заказов — это шляпные коробки под цветы.

Структура оборота, ноябрь 2022 года

КлиентыДоля в обороте
Цветочный рынок
90%
Остальные заказчики
10%
Сайт Packset
Сайт Packset

Сегодня на сайте можно заказать только круглые коробки для разных целей. Еще около пяти видов упаковки можем сделать по запросу — с сайта мы их убрали

Сегодня на сайте можно заказать только круглые коробки для разных целей. Еще около пяти видов упаковки можем сделать по запросу — с сайта мы их убрали

Решение 2. Снизил стоимость коробок

Весной 2022 года случился самый крупный кризис в жизни нашей компании. Цветочный рынок для меня встал: поставки цветов из Европы прекратились, букеты стали стоить космических денег.

Цены на сырье для коробок поднялись минимум в два раза. Мы вслед подняли стоимость, но не намного. Правда, коробки и так были никому не нужны. Если обычный букет в слюде может стоить 1000 ₽, то в коробке, где помещается больше, — от 3000. Магазины говорили: «Зачем нам коробки, когда мы не можем продать просто цветок?»

В итоге вместо ожидаемой сверхприбыли мы снова получили убытки.

В какой-то момент я понял, что у нас неконкурентоспособные цены. На весну 2022 года средняя стоимость коробки — около 270 ₽. Клиенты говорили, что это дорого, и отказывались покупать. А наша экономика говорила, что мы не можем продавать дешевле.

Однажды я зашел в магазин, чтобы купить цветы, и увидел там завальцованную шляпную коробку. От классической шляпной коробки она отличается тем, что изготавливается из однослойного картона, поэтому такие коробки казались мне хлипкими. Но модель, которую я увидел, была крепкой и красивой, к тому же стоила около 130 ₽ за штуку. В тот момент я осознал, что пока я ставил крест на завальцованной коробке, она заняла свою нишу. Казалось, что я проиграл битву.

Я решил пересмотреть цены и найти, за счет чего их можно снизить. Первое, что удалось сделать — уменьшить стоимость круглой коробки до 135 ₽. Это цена, за которую мы ее продаем клиентам.

Второй наш шаг — мы создали свою завальцованную коробку, и она стоит 77 ₽. Все это стало возможным, потому что я открыл для себя юнит-экономику и начал правильно делить постоянные затраты.

Юнит-экономика учит делить постоянные затраты между разными продуктами, или юнитами. В моем бизнесе это работает так: классическая шляпная коробка — один юнит, завальцованная коробка — второй, все остальные товары — третий. Такой подход помог разобраться с ценообразованием.

К апрелю, когда мы решили пересмотреть цены, объем продаж упал до 1500—3000 изделий в месяц — это был тихий ужас. Но после пересмотра экономики мы начали активно набирать обороты: когда коробки стали стоить дешевле, то и покупали их охотнее.

Динамика оборота, 2022 год

МесяцОборот в рублях
Февраль
1 642 000
Март
399 000
Апрель
598 000
Май
497 000
Июнь
552 000
Июль
652 000
Август
839 000

Решение 3. Начали продавать от трех коробок

Раньше я предпочитал работать только с крупными клиентами — мне казалось, мелкие заказчики не приносят денег и нет смысла тратить на них время. Сегодня я понимаю, что мой клиент — любой, кто хочет сделать заказ, а на нашем сайте можно купить хоть три коробки. Раньше это казалось невозможным.

Мы изготавливали коробки в 110 цветах бумаги и больше 20 позиций в бархате — это огромная палитра. При этом запасов готовых коробок в разных цветах у нас не было: мне всегда хотелось работать по принципу бережливого производства и по системе «точно вовремя», когда не нужно держать на складе большие остатки. Но такая система у меня работала плохо.

Производство каждой партии коробок выглядело так: к нам поступал заказ, в ближайшие один-два дня поставщики привозили недостающее сырье, из него мы готовили коробки и потом отправляли их заказчику. Делать три коробки при таком подходе практически нереально — нам пришлось бы заказывать сырье для каждого крохотного заказа.

Чтобы привлечь клиентов, мы изменили процесс. С мая 2022 года покупатель может выбрать на сайте только круглую коробку в одном из 20 цветов и одном из двух вариантов — классическую и завальцованную. Расходники для таких заказов мы можем держать у себя, поэтому готовы выполнить небольшие заказы.

На зиму 2022 года почти 60% оборота нам приносят оптовые заказчики, они сразу берут помногу. В то же время с сайта, Ozon и Яндекс Маркета уже приходят заказы на небольшие партии.

Каналы сбыта коробок, 2021 год

Канал продажДоля прибыли
Постоянные оптовые заказчики
60%
Холодные оптовые продажи
25%
Сайт компании
12%
Ozon
2%
Яндекс Маркет
1%

Решение 4. Начал доверять сотрудникам

Одна из проблем компании, которая тормозила наш рост, — мое недоверие к сотрудникам. Казалось, что мне не хватает команды, с которой я мог бы делиться своими идеями, — чтобы не одному вариться в этой каше.

В какой-то момент понял, что зря не доверяю сотрудникам. Когда у нас наступил очередной кризис, они неожиданно для меня начали предлагать идеи, спрашивали: «А почему мы не делаем вот это?» В итоге я вызвал на работу старшего оператора и старшего заготовщика и предложил им вдвоем думать, как развивать компанию и продукцию. И они восприняли это предложение с радостью.

Мое доверие к сотрудникам окупилось. К примеру, старший заготовщик Виктор помог доработать технологию завальцовки: сам нашел завод и людей, которые изготовили пресс-формы, и мы по ним начали работать. После этого он стал начальником производства и сейчас выполняет задачи, которые раньше я брал на себя: от закупки материала до помощи в технологических разработках.

Внезапно я понял: «Если человек ничего не делает, возможно, ты ни о чем его не просил, думая, что он не справится». Так я доверил задачи команде и осознал, что иногда самое слабое звено в компании — это ее собственник.

Важно действовать, а ошибки можно исправить

Последние шесть месяцев 2022 года компания не приносит тех денег, на которые я рассчитывал. При этом я вложил в компанию все накопления, которые у меня были, но не очень-то и грущу! Моя история не про успешный успех. Она как раз о том, как, даже находясь в не очень хорошем финансовом положении, чувствовать себя стабильно и не впадать в расстройство.

Мой негативный опыт дал понять, что я всегда могу найти союзников. В начале зимы 2022 года я нашел Левона — моего партнера, а в апреле мы вместе создали сообщество предпринимателей Grow Tracking Community, где уже 20 человек. Мы каждый день переписываемся, регулярно проводим собрания, выезжаем на ретриты — в общем, постоянно обмениваемся опытом. Это сильно повлияло на мой взгляд на бизнес и помогло привлечь сильных специалистов. Например, один из участников сообщества стал руководителем продаж в моей компании.

Я понял, что можно привлекать партнеров не деньгами, а верой в будущее. Есть предприниматели, которые думают, что их компании не интересны другим. Взять хотя бы нас: производим какие-то коробки, бизнес небольшой. И тем не менее можно заинтересовать партнера, если рассказать ему, каких результатов мы можем достичь вместе.

Есть два фактора, которые помогают мне двигаться дальше и убивают предпринимательский страх. Первый — окружение. Когда ты понимаешь, что тебя готовы поддержать партнеры и сотрудники, исчезают любые опасения.

Второй фактор, как ни странно, — интуиция. Как показал мой пример, считать и анализировать цифры можно научиться, но круче, чем предпринимательская чуйка, ничего нет.

И тем, кто сделал те же ошибки, что и я, хочу сказать одно: если чувствуешь — делай. А ошибки производства всегда можно исправить.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Осипова
Ирина Осипова

Герой статьи в интервью отметил, что наступил на все возможные предпринимательские грабли. Расскажите, какие ошибки в бизнесе помогли вам вырасти.

Любовь

Илья, спасибо за статью! Мне очень интересно было прочесть. Я сама покупала в розницу , у нас в городе Иркутске, шляпные коробки порой ( тк раньше работала флористом и сама делаю букеты близким) и удивлялась какие же они дорогие. Не знаю, конечно были ли там и ваши коробки. Но я хочу сказать, что вы меня вдохновили своим упорством и позитивом. Думаю, у Вас будет рост в любом деле, тк уже такой опыт имеете и не опустили руки в какие то моменты, хотя их было не мало наверняка. Удачи !!!

Гульнара Бегиева

Как раз искала информацию по этой теме. Жаль что нельзя связаться с автором 😕🤔

Илья Банников

Можно))

Антон Савельев
Антон Савельев

Я только думаю об открытии бизнеса. Спасибо за интересную статью! 👍🏻

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Антон, желаем вам успехов!

raspberrylina

Загорелась идеей производить шляпные коробки, сейчас изучаю рынок и наткнулась на эту статью. Очень интересно, спасибо! Если не затруднит, дайте пожалуйста совет, как вы считаете, уже поздно заходить в эту нишу?

Дмитрий
Дмитрий

Илья, больше спасибо за то, что поделились своим опытом. Было интересно прочитать и почеркнуть что-то для себя. Успехов вам и вашему бизнесу ;-)

valera.shabalin.81

Я ещё не успел наступить на грабли, только-только начинаю работать в продажах


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации