Дата рождения:
03/08/1991
Бизнес
Сервисы аренды техники по подписке «Мой девайс», «Крути Колеса» и Whizz
Сфера бизнеса
Шеринговые сервисы
Предыстория
В старших классах Ксения Прока поставила себе цель подтянуть английский и поступила на вечерние курсы в Британский банковско-финансовый колледж. Там Ксения впервые узнала, что такое экономика, и влюбилась в эту науку. После школы Ксения поступила на факультет международных финансов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), а затем в магистратуру ВШЭ на факультет мировой экономики. [Источник]
Во время учебы, в 2013 году, Ксению как эксперта по мировой экономике пригласили в организационный комитет саммита «Большой двадцатки» — это клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой экономикой, съезды которого ежегодно проходят в разных странах. В задачи Ксении входило готовить аналитические материалы и тезисы для выступлений для Минфина.
В 2014 году Ксения должна была присоединиться к организационному комитету «Большой восьмерки» — неформального клуба по экономическим и финансовым вопросам в мире, куда входят наиболее промышленно развитые страны. Но ей не удалось этого сделать: «Большая восьмерка» превратилась в «Большую семерку» — главы других государств отказались работать с Россией после присоединения Крыма к РФ. [Источник]
Перед Ксенией встал выбор, чем заниматься дальше. Она выбрала науку и начала работать в экономических проектах в РАНХиГС, ВАВТ, Институте Гайдара. Проводила исследования и публиковала статьи на тему мировой экономики и международной торговли и консультировала по ним Правительство РФ. Например, как на основе лучших мировых экономических практик обеспечить выравнивание бюджетов регионов страны. [Источник] [Источник]
Ксения постоянно училась и повышала квалификацию — например, в 2017 году окончила магистратуру Барселонской школы экономики. Это помогло ей к 2019 году пройти путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора Института международной экономики и финансов ВАВТ. В академической сфере она достигла карьерного потолка:
«Я понимала, что лучше позицию получить уже вряд ли смогу и мне надо выбирать, куда двигаться дальше. У меня стояла развилка: либо уезжать поступать на PhD [академическая степень, присуждается за границей после окончания докторантуры] и продолжать научную карьеру уже не в России, либо идти продолжать карьеру на госслужбе, что мне было совершенно не близко, либо менять кардинально свою сферу деятельности. Я выбрала последнее». [Источник]
Способность разбираться в статистических данных и знание теории экономики привели Ксению в предпринимательство. Она поняла, что для построения бизнес-модели ей не надо обращаться в консалтинговые фирмы. Она знает, как и где собрать данные, как быстро посчитать объем рынка в определенной стране, городе и секторе. С этого момента начался новый этап в ее биографии. [Источник]
Запуск и масштабирование бизнеса
Ксения Прока заметила, что в Москве растет популярность на аренду электросамокатов — она открыла компанию аренды техники по подписке, привлекла в нее инвестиции, масштабировала с помощью франшизы и вышла на американский рынок.
Поиск идеи. С поиском идеи Ксении помог супруг-экономист Алексей Миронов — владелец ресторанного холдинга «Маяк 13». Он давно хотел открыть бизнес в сфере ИТ и предложил Ксении сосредоточиться на идее электротранспорта из-за его растущей популярности. [Источник] [Источник]
В 2018 году в Москве запустились две компании — «Делисамокат» и YouDrive Lite, которые позволяли арендовать электросамокаты. Вместо того чтобы купить дорогое устройство, люди предпочитали брать его в аренду на часы и сутки. Однако не все могли воспользоваться этой услугой:
«Если вы жили не в пределах Садового кольца, а в Чертаново, такой роскоши, как прокатиться на арендованном самокате, у вас не было. У нас возникла мысль, что идея брать самокат по подписке довольно интересная, потому что она расширяет доступ к такому устройству для большого круга людей [...], — можно арендовать самокат минимальным сроком на месяц и каждый месяц продлевать аренду путем автоматических списаний с карты». [Источник]
Прописывая проект, Ксения сразу думала об отстройке от конкурентов через удобство пользователя. Она хотела, чтобы в подписку была включена не только сама аренда, но и обслуживание техники:
«Если что-то случилось с самокатом, что-то поломалось, расшаталось, вам не надо думать, где это чинить, ехать в сервисный центр. Наш курьер просто привозит вам новый электросамокат, а сломанный забирает, и вы продолжаете пользоваться устройством дальше». [Источник]
Протестировать идею Ксении помогло участие в 2019 году в хакатоне Startup Weekend — трехдневное мероприятие, на котором команды работают над идеями стартапов, прописывают этапы реализации бизнеса, а лучшие презентуют их аудитории и делают первые продажи. Вместе со своей идеей сервиса аренды электросамокатов Ксения победила на хакатоне и утвердилась в своем желании — надо запускать бизнес. [Источник]
Проблемы с запуском. В январе 2020 года Ксения Прока в одиночку начала запускать компанию: зарегистрировала юрлицо, открыла расчетный счет, подключила онлайн-кассу и эквайринг.
Вскоре к Ксении присоединился муж Алексей. Супруги назвали компанию «Мой самокат» и вложили в нее свои накопления — около 2,4 млн рублей. На эти деньги они арендовали офис, сделали сайт и закупили 150 электросамокатов. [Источник]
Открыться планировали в апреле. Первоначально делали ставку на офисных сотрудников, которые хотят сменить машину на другой вид транспорта. Но начался локдаун. Бизнес рухнул, не начавшись. Пришлось быстро искать выход:
«Так как наша целевая аудитория оказалась на изоляции: большинство людей перевели на удаленку, никому передвигаться особо по городу было не нужно, — мы подумали, что можем временно переориентироваться на курьеров. Популярность доставки очень быстро росла, люди начали заказывать еду на дом. Мы протестировали рекламу, и уже через пару дней после ее запуска к нам пришли первые курьеры». [Источник]
К июню 2020 года сервисом «Мой самокат» регулярно начали пользоваться 550 человек, 30% из них составляли курьеры. [Источник]
Развитие. В апреле 2020 года Ксения и Алексей поняли, что нужно автоматизировать складской учет и учет доставки самокатов:
«Когда мы запускались, нам казалось, ну что такое — сдать самокат в аренду. Но когда у вас несколько тысяч устройств в аренде, вам надо отслеживать, чтобы это все вовремя оплачивалось и ремонтировалось, логистика должна быть хорошо развита, — нужно вести учет всех показателей. [...] В аренде все бизнес-процессы устроены совершенно по-другому [чем в розничных продажах], и готовые ИТ-решения не подходят. [...] Мы быстро пришли к тому, что у нас должна быть собственная платформа». [Источник]
В команде не было человека с ИТ-бэкграундом, поэтому супруги позвали в компанию своего приятеля — Артема Сербовку. Он вложил в проект 3 млн рублей и начал разрабатывать ИТ-платформу по автоматизации бизнеса. [Источник] [Источник]
В июле 2020 года через онлайн-питч-сессию в Сколково Ксения познакомилась с Евгением Галиахметовым, сооснователем венчурного клуба AngelsDeck. Ему проект понравился, и он инвестировал в него деньги. Точную сумму Ксения не называет, ссылается на договор о неразглашении.
Деньги от инвестора помогли Ксении подготовиться к зиме и переориентировать бизнес с электросамокатов на велосипеды, поскольку курьерам удобнее использовать их в снежное время года. Ксения запустила сайт «Мой велик», потратила 1,8 млн рублей на закупку 100 велосипедов и стартовую рекламную кампанию. [Источник] [Источник]
В конце 2020 года Ксения изменила название компании на «Мой девайс» и начала расширять ассортимент техники для аренды:
«Мы понимали, что ближе к зиме люди начнут сдавать самокаты и нам надо сгладить сезонности. Наша платформа подходила под любой другой продукт, который был бы интересен для аренды. Мы внедрили домашние тренажеры и электронику [сотовые телефоны, телевизоры и игровые приставки]». [Источник] [Источник]
Параллельно с расширением ассортимента Ксения Прока начала выводить бизнес в регионы России через продажу франшизы. Желающие могли приобрести доступ к ИТ-платформе сервиса «Мой девайс» и иметь право вести бизнес под его брендом за 390 000 ₽ в качестве взноса и 5% от выручки в качестве вознаграждения. К 2023 году сервис работает в 12 городах России.
Обороты компании «Мой девайс» начали расти. За 2020 год выручка составила 15 млн рублей, прибыль — 1,8 млн. В 2021 году показатели выросли в восемь раз: выручка составила около 120 млн рублей, а прибыль — 16,6 млн рублей. [Источник]
Увеличения финансовых показателей получилось достичь благодаря новым инвестициям — снова от AngelsDeck в размере 300 000 $. Они пошли на развитие направления работы со службами доставки и курьерами. К 2021 году оно начало приносить проекту 70% от всей выручки. [Источник]
Открытие за границей. За весь 2021 год Ксения Прока привлекла в проект более 2,5 млн долларов от крупных фондов: ТМТ Investments, Fores Ventures, Kontinuum. Этих денег хватило, чтобы в феврале 2022 года запустить бизнес в Нью-Йорке под брендом Whizz.
За семь месяцев Ксения вывела Whizz на рынок транспорта для курьеров и служб доставки: арендовала офис в Нью-Йорке, наняла 15 сотрудников — и отбила половину инвестиций. К сентябрю 2022 года ожидаемая годовая выручка компании достигла 1 млн долларов. [Источник]
Что сейчас
В 2022 году Ксения Прока эмигрировала в США. Из Нью-Йорка она продолжает развивать проекты «Мой девайс», «Крути Колеса» и Whizz. На компанию работает более 100 человек с разносторонними компетенциями:
«У нас есть отдел маркетинга со своими специалистами, операционный отдел, так как наша деятельность включает и логистику. [...] У нас есть B2C-отдел, B2B-отдел. Есть даже отдел службы безопасности. Потому что не все клиенты хорошие, не все нам возвращают обратно те устройства, которые берут в аренду. Есть отдел разработки — большая сервисная служба. Свои курьеры. Команда довольно большая».[Источник]
Ксения планирует масштабировать бизнес. Она хочет занять долю на рынке транспорта для курьеров быстрой доставки в больших городах России и США, а также в других странах. [Источник]
Фото: russiancouncil.ru
Какие лайфхаки из статьи вы бы применили для своего бизнеса?