Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Биография: Ксения Прока


Ксения Прока
Ксения Прока

Дата рождения:
03/08/1991

Бизнес
Сервисы аренды техники по подписке «Мой девайс», «Крути Колеса» и Whizz

Сфера бизнеса
Шеринговые сервисы

Предыстория

В старших классах Ксения Прока поставила себе цель подтянуть английский и поступила на вечерние курсы в Британский банковско-финансовый колледж. Там Ксения впервые узнала, что такое экономика, и влюбилась в эту науку. После школы Ксения поступила на факультет международных финансов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), а затем в магистратуру ВШЭ на факультет мировой экономики. [Источник]

Во время учебы, в 2013 году, Ксению как эксперта по мировой экономике пригласили в организационный комитет саммита «Большой двадцатки» — это клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой экономикой, съезды которого ежегодно проходят в разных странах. В задачи Ксении входило готовить аналитические материалы и тезисы для выступлений для Минфина.

В 2014 году Ксения должна была присоединиться к организационному комитету «Большой восьмерки» — неформального клуба по экономическим и финансовым вопросам в мире, куда входят наиболее промышленно развитые страны. Но ей не удалось этого сделать: «Большая восьмерка» превратилась в «Большую семерку» — главы других государств отказались работать с Россией после присоединения Крыма к РФ. [Источник]

Перед Ксенией встал выбор, чем заниматься дальше. Она выбрала науку и начала работать в экономических проектах в РАНХиГС, ВАВТ, Институте Гайдара. Проводила исследования и публиковала статьи на тему мировой экономики и международной торговли и консультировала по ним Правительство РФ. Например, как на основе лучших мировых экономических практик обеспечить выравнивание бюджетов регионов страны. [Источник] [Источник]

Ксения постоянно училась и повышала квалификацию — например, в 2017 году окончила магистратуру Барселонской школы экономики. Это помогло ей к 2019 году пройти путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора Института международной экономики и финансов ВАВТ. В академической сфере она достигла карьерного потолка:

«Я понимала, что лучше позицию получить уже вряд ли смогу и мне надо выбирать, куда двигаться дальше. У меня стояла развилка: либо уезжать поступать на PhD [академическая степень, присуждается за границей после окончания докторантуры] и продолжать научную карьеру уже не в России, либо идти продолжать карьеру на госслужбе, что мне было совершенно не близко, либо менять кардинально свою сферу деятельности. Я выбрала последнее». [Источник]

Способность разбираться в статистических данных и знание теории экономики привели Ксению в предпринимательство. Она поняла, что для построения бизнес-модели ей не надо обращаться в консалтинговые фирмы. Она знает, как и где собрать данные, как быстро посчитать объем рынка в определенной стране, городе и секторе. С этого момента начался новый этап в ее биографии. [Источник]

Запуск и масштабирование бизнеса

Ксения Прока заметила, что в Москве растет популярность на аренду электросамокатов — она открыла компанию аренды техники по подписке, привлекла в нее инвестиции, масштабировала с помощью франшизы и вышла на американский рынок.

Поиск идеи. С поиском идеи Ксении помог супруг-экономист Алексей Миронов — владелец ресторанного холдинга «Маяк 13». Он давно хотел открыть бизнес в сфере ИТ и предложил Ксении сосредоточиться на идее электротранспорта из-за его растущей популярности. [Источник] [Источник]

В 2018 году в Москве запустились две компании — «Делисамокат» и YouDrive Lite, которые позволяли арендовать электросамокаты. Вместо того чтобы купить дорогое устройство, люди предпочитали брать его в аренду на часы и сутки. Однако не все могли воспользоваться этой услугой:

«Если вы жили не в пределах Садового кольца, а в Чертаново, такой роскоши, как прокатиться на арендованном самокате, у вас не было. У нас возникла мысль, что идея брать самокат по подписке довольно интересная, потому что она расширяет доступ к такому устройству для большого круга людей [...], — можно арендовать самокат минимальным сроком на месяц и каждый месяц продлевать аренду путем автоматических списаний с карты». [Источник]

Прописывая проект, Ксения сразу думала об отстройке от конкурентов через удобство пользователя. Она хотела, чтобы в подписку была включена не только сама аренда, но и обслуживание техники:

«Если что-то случилось с самокатом, что-то поломалось, расшаталось, вам не надо думать, где это чинить, ехать в сервисный центр. Наш курьер просто привозит вам новый электросамокат, а сломанный забирает, и вы продолжаете пользоваться устройством дальше». [Источник]

Протестировать идею Ксении помогло участие в 2019 году в хакатоне Startup Weekend — трехдневное мероприятие, на котором команды работают над идеями стартапов, прописывают этапы реализации бизнеса, а лучшие презентуют их аудитории и делают первые продажи. Вместе со своей идеей сервиса аренды электросамокатов Ксения победила на хакатоне и утвердилась в своем желании — надо запускать бизнес. [Источник]

Проблемы с запуском. В январе 2020 года Ксения Прока в одиночку начала запускать компанию: зарегистрировала юрлицо, открыла расчетный счет, подключила онлайн-кассу и эквайринг.

Вскоре к Ксении присоединился муж Алексей. Супруги назвали компанию «Мой самокат» и вложили в нее свои накопления — около 2,4 млн рублей. На эти деньги они арендовали офис, сделали сайт и закупили 150 электросамокатов. [Источник]

Открыться планировали в апреле. Первоначально делали ставку на офисных сотрудников, которые хотят сменить машину на другой вид транспорта. Но начался локдаун. Бизнес рухнул, не начавшись. Пришлось быстро искать выход:

«Так как наша целевая аудитория оказалась на изоляции: большинство людей перевели на удаленку, никому передвигаться особо по городу было не нужно, — мы подумали, что можем временно переориентироваться на курьеров. Популярность доставки очень быстро росла, люди начали заказывать еду на дом. Мы протестировали рекламу, и уже через пару дней после ее запуска к нам пришли первые курьеры». [Источник]

К июню 2020 года сервисом «Мой самокат» регулярно начали пользоваться 550 человек, 30% из них составляли курьеры. [Источник]

Развитие. В апреле 2020 года Ксения и Алексей поняли, что нужно автоматизировать складской учет и учет доставки самокатов:

«Когда мы запускались, нам казалось, ну что такое — сдать самокат в аренду. Но когда у вас несколько тысяч устройств в аренде, вам надо отслеживать, чтобы это все вовремя оплачивалось и ремонтировалось, логистика должна быть хорошо развита, — нужно вести учет всех показателей. [...] В аренде все бизнес-процессы устроены совершенно по-другому [чем в розничных продажах], и готовые ИТ-решения не подходят. [...] Мы быстро пришли к тому, что у нас должна быть собственная платформа». [Источник]

В команде не было человека с ИТ-бэкграундом, поэтому супруги позвали в компанию своего приятеля — Артема Сербовку. Он вложил в проект 3 млн рублей и начал разрабатывать ИТ-платформу по автоматизации бизнеса. [Источник] [Источник]

В июле 2020 года через онлайн-питч-сессию в Сколково Ксения познакомилась с Евгением Галиахметовым, сооснователем венчурного клуба AngelsDeck. Ему проект понравился, и он инвестировал в него деньги. Точную сумму Ксения не называет, ссылается на договор о неразглашении.

Деньги от инвестора помогли Ксении подготовиться к зиме и переориентировать бизнес с электросамокатов на велосипеды, поскольку курьерам удобнее использовать их в снежное время года. Ксения запустила сайт «Мой велик», потратила 1,8 млн рублей на закупку 100 велосипедов и стартовую рекламную кампанию. [Источник] [Источник]

В конце 2020 года Ксения изменила название компании на «Мой девайс» и начала расширять ассортимент техники для аренды:

«Мы понимали, что ближе к зиме люди начнут сдавать самокаты и нам надо сгладить сезонности. Наша платформа подходила под любой другой продукт, который был бы интересен для аренды. Мы внедрили домашние тренажеры и электронику [сотовые телефоны, телевизоры и игровые приставки]». [Источник] [Источник]

Параллельно с расширением ассортимента Ксения Прока начала выводить бизнес в регионы России через продажу франшизы. Желающие могли приобрести доступ к ИТ-платформе сервиса «Мой девайс» и иметь право вести бизнес под его брендом за 390 000 ₽ в качестве взноса и 5% от выручки в качестве вознаграждения. К 2023 году сервис работает в 12 городах России.

Обороты компании «Мой девайс» начали расти. За 2020 год выручка составила 15 млн рублей, прибыль — 1,8 млн. В 2021 году показатели выросли в восемь раз: выручка составила около 120 млн рублей, а прибыль — 16,6 млн рублей. [Источник]

Увеличения финансовых показателей получилось достичь благодаря новым инвестициям — снова от AngelsDeck в размере 300 000 $. Они пошли на развитие направления работы со службами доставки и курьерами. К 2021 году оно начало приносить проекту 70% от всей выручки. [Источник]

Открытие за границей. За весь 2021 год Ксения Прока привлекла в проект более 2,5 млн долларов от крупных фондов: ТМТ Investments, Fores Ventures, Kontinuum. Этих денег хватило, чтобы в феврале 2022 года запустить бизнес в Нью-Йорке под брендом Whizz.

За семь месяцев Ксения вывела Whizz на рынок транспорта для курьеров и служб доставки: арендовала офис в Нью-Йорке, наняла 15 сотрудников — и отбила половину инвестиций. К сентябрю 2022 года ожидаемая годовая выручка компании достигла 1 млн долларов. [Источник]

Что сейчас

В 2022 году Ксения Прока эмигрировала в США. Из Нью-Йорка она продолжает развивать проекты «Мой девайс», «Крути Колеса» и Whizz. На компанию работает более 100 человек с разносторонними компетенциями:

«У нас есть отдел маркетинга со своими специалистами, операционный отдел, так как наша деятельность включает и логистику. [...] У нас есть B2C-отдел, B2B-отдел. Есть даже отдел службы безопасности. Потому что не все клиенты хорошие, не все нам возвращают обратно те устройства, которые берут в аренду. Есть отдел разработки — большая сервисная служба. Свои курьеры. Команда довольно большая».[Источник]

Ксения планирует масштабировать бизнес. Она хочет занять долю на рынке транспорта для курьеров быстрой доставки в больших городах России и США, а также в других странах. [Источник]

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ксения Лурье
Ксения Лурье

Какие лайфхаки из статьи вы бы применили для своего бизнеса?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации