Компания ICL тратила до 239 млн рублей на комиссии, чтобы оплатить работу внештатных курьеров. Помимо этого, менеджеры целыми днями решали вопросы переводов, чтобы исполнители могли получить свое вознаграждение. Развивать бизнес в таких условиях непросто.
Рассказываем, как ICL сократила время на выплаты курьерам в 20 раз и перестала платить огромные комиссии за переводы физлицам.
Курьеры — основной ресурс службы доставки
Группа компаний ICL занимается доставкой еды из ресторанов в 20 городах России. В ней работает больше пяти тысяч курьеров. Курьеры — основной ресурс компании: не будет их — некому будет доставлять заказы.
Все курьеры работают вне штата, поэтому компания рассчитывается с ними как с обычными физлицами. За все расчеты, наем и организацию работы отвечают региональные менеджеры. В каждом городе свой менеджер.
Проблема 1: платежи курьерам задерживались на неделю
Региональные менеджеры тратили половину рабочего времени на перевод денег курьерам, а курьеры ждали оплату неделями. Такой расклад никого не устраивал: менеджеры не могли заниматься основной работой, а курьеры — планировать свой бюджет.
Основные причины долгих переводов — в составлении платежек на каждого курьера, операционном банковском дне и подтверждении платежей для банка. Вот почему платежи подвисали, когда в ICL работали не с Т-Банк.
Каждую неделю заполняли платежки на всех курьеров. Деньги переводили еженедельно напрямую с расчетного счета на счета физлиц. Для этого менеджеры заполняли платежку на каждого курьера — ФИО и полные реквизиты счета. На каждую уходило по 10 минут.
В разных городах разное количество курьеров — от сотен до тысяч. То есть, если нужно было оплатить работу 300 курьеров, менеджеры тратили всю рабочую неделю. А если тысяче курьеров, то приходилось разбивать оплату по частям: одним курьерам — на этой неделе, остальным — на следующей. Иначе времени на выплаты не хватало.
Не могли рассчитаться с курьерами в праздники и выходные. Переводы зависят от операционного дня Центрального банка: если он закончился, платеж не пройдет. В выходные и праздники ЦБ обычно не проводит платежи. То есть курьер мог работать на новогодних праздниках, а оплату получить только после них.
Курьеры выходили на работу в праздники не просто так: им нужны были деньги, — и получать они их хотели сразу. Некоторые из них не могли так долго ждать — и уходили. Компания теряла работников и, как следствие, заказы.
При каждой выплате приходилось объяснять банку свою бизнес-модель. Компания еженедельно выплачивала деньги тысячам курьеров-физлиц. У банка появлялись вопросы, почему компания переводит столько денег физлицам. Вопросы были связаны с требованиями закона 115-ФЗ.
Для подтверждения платежей банк при каждой выплате запрашивал список документов, например договоры с курьерами, реестры на оплату и другие. Менеджеры готовили их неделю. Из-за этого платежи подвисали — и курьеры не могли получить деньги.
Региональные менеджеры тратили половину рабочего времени, чтобы разрешить все вопросы и перевести деньги курьерам. На основную работу по найму, курированию и обучению курьеров времени не хватало. Для еженедельного общения с банком по поводу бизнес-модели даже наняли отдельного сотрудника — а это лишние затраты для компании.
Проблема 2: теряли до 239 млн в год на комиссиях
Компания ICL переводила курьерам около 2,4 млрд рублей в год, а это только расходов на комиссии на 239 млн рублей. Вот откуда брались такие суммы.
Комиссия банка за переводы — до 10%. Размер комиссии зависит от суммы перевода: чем она больше, тем дороже перевод. В среднем компания тратила на комиссии 20 млн рублей в месяц, которые могла бы вложить в бизнес.
Дополнительная комиссия 0,1% — за платежи нерезидентам. Около 20% курьеров в ICL — нерезиденты. При переводах этим курьерам компания ежемесячно платила 40 000 ₽ комиссии за валютный контроль.
В итоге получалось, что компания теряет слишком много денег на расчетах с курьерами. Встал вопрос, как сохранить масштабы бизнеса и при этом перестать терять миллионы на комиссиях.
Решение: подключили сервис мгновенных выплат физлицам
В ICL подключили сервис моментальных выплат, который совместно разработали Jump.Finance и Т-Банк Бизнес. Jump.Finance предоставляет интерфейс для автоматизации выплат, а Т-Банк Бизнес проводит переводы физлицам с расчетного счета компании.
Теперь ICL выплачивает деньги курьерам просто, быстро и без комиссий — вот почему.
Платежи всем курьерам за час. Раньше менеджер вручную вводил реквизиты каждого курьера в платежке. Теперь он за час подгружает реестр с суммами выплат — и всё. Дальше дело за курьерами: они видят деньги в личном кабинете и могут вывести их на любую карту в любое время.
Расчеты с курьерами даже в выходные и праздники. Курьеры выводят деньги по номеру карты — а при таких переводах нет привязки к операционному дню центробанка. Поэтому они получают деньги в любые дни, даже если работают во время новогодних праздников.
Не нужно представлять документы в банк при каждом платеже. В Т-Банк Бизнесе у компании есть персональный менеджер и специалист по закону 115-ФЗ. Он помог ICL решить вопросы, которые связаны с возможными вопросами банка.
Для этого компания объяснила свою бизнес-модель и рассказала, что это за переводы физлицам. Специалисты Т-Банк разобрались в особенностях компании, поэтому не задают вопросы о платежах курьерам. А компании не надо при каждом переводе собирать документы.
Без комиссии за переводы. Теперь менеджеры переводят деньги без комиссий для компании, даже если курьер — нерезидент. Комиссию платят только курьеры — 1% за каждый вывод денег на свою карту.
В итоге региональные менеджеры нанимают и курируют исполнителей, а курьеры получают деньги вовремя.
Результаты: сэкономили миллионы рублей и время менеджеров для развития бизнеса
С сервисом выплат физлицам компания экономит до 239 млн рублей в год на комиссиях и половину рабочего времени менеджеров. За счет этого она может нанимать и обучать больше курьеров и, как следствие, брать больше заказов.
Вот как удалось оптимизировать бизнес с сервисом выплат Т-Банк Бизнеса и Jump.Finance.
Какие у вас были трудности в работе с курьерами? Расскажите, как их решали.