Дата рождения:
01/12/1986
Сфера бизнеса
Информационные технологии, консалтинг
Предыстория
Иван Замесин с детства увлекался компьютерами. По его словам, на программирование ему не хватало внимательности, а переустанавливать Windows он мог каждую неделю просто так. [Источник]
Образование. В 2004 году Иван поступил в Бауманку на проектировщика микрочипов и весь первый курс учился на пятерки и четверки. Ко второму курсу Иван разочаровался в учебе:
«Бауманка безнадежно отстала от современных технологий. Она никак не поможет мне создать успешный технологический бизнес, но времени сожрет прилично. Средний возраст преподавателей был за 70 лет. Они что-то угрюмо мямлили про устаревший язык программирования Delphi». [Источник]
Замесин перестал добросовестно учиться. Он приходил только на экзамены и зачеты и сдавал их с помощью шпаргалок и bluetooth-гарнитуры. Около четырех лет это работало.
Первый бизнес. На втором курсе Иван вместе с одногруппником Максимом запустили студию веб-дизайна 365Degrees. Первый работал как менеджер, второй — дизайнером. Один из первых сайтов приятели разработали для компании — Мусор.net. Один из заметных проектов веб-студии — онлайн-конкурс красоты Oh my girls с функцией СМС-голосования. [Источник]
В какой-то момент одногруппник Максим ушел из бизнеса. Тогда Иван нашел нового партнера по фамилии Солдатов:
«Я видел в нем черты, которых мне не хватало. Он был смелым и наглым. Пацан с района, который делает все что хочет. Я смотрел на него и думал, что хочу быть как он (смеется)». [Источник]
Со временем Солдатов занял пост гендиректора веб-студии. Ивану же больше хотелось разрабатывать сайты, поэтому он работал руками в операционных процессах.
Конфликт между партнерами. К 2010 году в команде 365Degrees было 25 человек, а оборот достигал 25 млн рублей в год. В этом году произошел конфликт между Замесиным и Солдатовым, из-за которого Иван все потерял:
«Я как менеджер был так себе. В марте мы берем большой заказ — разработать маркетплейс. Бюджета для этого не хватало, но я тогда этого не понимал. В августе мы зафейлили проект и вернули часть денег.
Солдатов начинает на меня психологически давить — при всех унижать. Я тогда не умел защищать свои границы. У меня это не укладывалось в голове — как человек, с которыми у нас такие теплые отношения, мог так делать?
Тогда мне все сказали — это твоя ответственность, ты виноват. В сентябре Солдатов позвал меня в свою комнату и сказал: „Чувак, отдавай долю, или приедут дагестанцы и тебя убьют“. Дальше все было как в тумане: мы сходили к нотариусу, и я зачем-то отдал свою синюю „хонду“». [Источник]
Осенью Замесина отчислили с пятого курса, когда он встретил принципиального преподавателя. Деньги на квартиру кончились. Иван пришел к родителям, и отец предложил ему пойти в армию.
Работа в Яндексе. После армии Замесин устроился в Яндекс Картинки на позицию проджект-менеджера. Там за год вырос до руководителя проекта, а к 2015 году руководил сервисом. Иван объясняет быстрый рост тем, что его решения приводили к увеличению выручки. Например, он стал чаще всех изучать потребности аудитории с помощью интервью и требовал от всех сотрудников качественного результата в сроки. [Источник]
Период был трудным, и, чтобы решить внутренние проблемы, Иван решился на психотерапию. На поиск специалиста ушли месяцы: по словам Замесина, было стыдно обращаться за советом к знакомым, а без личных рекомендаций подобрать психотерапевта, который работал бы с его запросом, сложно. [Источник]
Запуск и продажа нового бизнеса
Иван Замесин понял, что поиск психотерапевта — проблема для многих людей, и основал сервис по подбору психотерапевтов, но вскоре продал его.
Поиск идеи. В 2017 году Иван решил узнать, есть ли у других проблема с поиском психотерапевта. Он написал в соцсетях, что ищет людей, которые готовы поговорить о своем отношении к психотерапии. Чтобы пост заметило много людей, Замесин добавил в профиль 1500 человек, которые были подписаны на сооснователей Skyeng и Profi.ru. В итоге Иван провел 52 интервью и подтвердил гипотезу: поиск психотерапевта — это проблема, люди готовы за это платить.
По словам Ивана, ему было страшно открывать бизнес. Память о конфликте с партнером по веб-студии мешала в одиночку начать бизнес ради прибыли. Чтобы разобраться с этим, Иван долго ходил на терапию, решал другие ментальные проблемы, внедрял в жизнь практики медитации, старался делать то, что ему нравится. На одной из сессий ему стало легче:
«Я перепроигрывал диалог с Солдатовым, представляя, что за моей спиной стоит армия. Другой человек играл его, угрожал мне. И когда я это слышу, осознавая ужасную мощь за спиной, его слова мне стали смешны — ты пришел к танку с зубочисткой. На следующий день я перестал бояться темноты». [Источник]
К маю 2018 года Иван избавился от большей части последствий из-за конфликта с партнером. После этого он договорился с собой, что сервис по подбору терапевтов будет некоммерческий, а всю прибыль он будет вкладывать в развитие сервиса. [Источник]
Запуск. Иван запустил сервис «Мета» в июле 2018 года.
Замесин придумал концепцию сервиса не в одиночку. Он созвонился с опытным психотерапевтом Екатериной Лопухиной из московского Института психодрамы. Вместе с ней он придумал, как сервис будет привлекать, проверять и рекомендовать психотерапевтов. Оказалось, что им сложно искать клиентов и они готовы платить за сервис. [Источник]
Первое время бизнес работал вручную. Замесин опубликовал гугл-форму в соцсетях, чтобы клиенты оставляли контакты и расписывали проблему. Затем Лопухина подбирала специалиста под запрос, психотерапевты проводили сессии и отдавали сервису половину выручки за первые четыре приема.
Ресурсы для запуска у Ивана на тот момент уже были. Он вложил в бизнес 2 миллиона рублей из личных накоплений. Он их накопил, пока работал в Яндексе и проводил частные тренинги по customer development, иначе кастдеву — тестированию гипотез на потенциальных клиентах через интервью, фокус-группы и так далее. [Источник]
Развитие. Полтора года потребовалось Мете, чтобы выйти к миллиону выручки. Замесин в своем блоге рассказал, что допустил несколько ошибок:
- Не наняли опытных разработчиков в начале. Иван объяснял, что в команде никто не умел нанимать разработчиков, и сначала работал с фрилансерами. В итоге один из ключевых просто пропал в 2018 году, а нового удалось найти только через год.
- Медлили с автоматизированными способами подбора психотерапевтов. Ручной подбор неудобен клиентам — он занимает около дня и нужно писать длинный текст. А бизнесу и вовсе невыгоден — требует ресурсов в виде экспертов и менеджеров, а они не успевают обрабатывать заявки с рекламы и подбирать новых психотерапевтов.
- Долго не инвестировали в контент. Иван понял, что сервис рассчитан на узкий сегмент тех, кто уже понимает ценность психотерапии. Но подавляющее большинство просто не знает, зачем нужен психотерапевт и как он может помочь решить проблему. Если бы после запуска у сервиса появилось медиа, клиентов могло бы быть больше и бизнес рос быстрее. [Источник]
К концу 2019 года сервис стал более автоматизированным. У него появился сайт, соцсети, алгоритм, который подбирает психотерапевта с помощью теста, и каталог специалистов с описанием их экспертного профиля. Все это помогло выйти на окупаемость в 2020 году к концу первого квартала. [Источник]
Проблемы с ростом. В конце 2020 года Замесин понял, что бизнес-модель Меты не позволяет ей расти нужными темпами. Прибыли не хватало, чтобы поднять зарплаты команде, создать медиа о психотерапии, сформировать финансовую подушку, выйти на B2B-клиентов и проверять гипотезы роста. А инвестиции привлечь не получится — Замесин договорился с командой и всеми, кто помогал сервису, что сервис будет некоммерческий. [Источник]
В какой-то момент у Меты произошел локальный кризис. Свободные слоты у психотерапевтов закончились, заявки клиентов и выручка упали. Предприниматель уже думал о том, чтобы закрыть Мету и выплатить три зарплаты, пока деньги есть. Психотерапевт помог ему передумать.
Продажа. В 2021 году Замесин продал сервис владельцам Eruditor Group Егору Руди и Руслану Зайдуллину за 8 млн рублей. В такую сумму Иван оценил собственные вложения в проект за четыре года. Рыночная стоимость, по его словам, гораздо больше. После смены акционеров у команды появилась возможность выбрать коммерческую бизнес-модель. [Источник]
Что сейчас
После продажи Меты Замесин сосредоточился на другом проекте — Focus Calendar. Это приложение календаря для англоговорящих специалистов и предпринимателей. В июле 2021 года Замесин привлек 25 млн рублей для его развития. Иван пишет, что он хочет переизобрести календарь, чтобы он мог экономить клиентам 8—18 часов в месяц за счет автоматизации планирования:
«Календарь не менялся со времен изобретения календаря. Apple Calendar, Google Calendar и Outlook — это цифровая версия пергамента, на который вручную приходится заносить „В четверг пасу скот“.
Я уверен, что текущие задачи, которые люди решают с календарем, могут решаться на порядок быстрее и проще. Только на автоматизации сценария „Собрать 3+ занятых человек на один созвон“ и „Договориться о встрече с человеком из другого часового пояса“ можно сэкономить несколько часов в месяц». [Источник]
С середины 2010-х Иван проводит корпоративные тренинги о том, как сделать продукт, который клиенты будут с удовольствием покупать. Среди заказчиков: Skyeng, Mail.ru, Сбер, Альфа-Банк, Яндекс Деньги, Циан и другие крупные компании. Тренинг прошло 6000 участников. [Источник]
Материнская компания Фейсбука — Meta — никак не связана с сервисом по подбору психотерапевтов. Суд признал Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.
Как вы заботитесь о здоровье своей психики?