Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Биография: Илья Попов


«В 1999 году мы создали проект, но не продавали его клиенту разово, а передавали права на использование и получали роялти. Я стараюсь придерживаться этой бизнес-модели до сих пор».


«В 1999 году мы создали проект, но не продавали его клиенту разово, а передавали права на использование и получали роялти. Я стараюсь придерживаться этой бизнес-модели до сих пор».


Дата рождения:
08/02/1978

Сфера бизнеса
Создание и продвижение медиабрендов

Предыстория

Илья Попов родился в Ленинграде. В детстве мечтал стать космонавтом, чтобы путешествовать в другие вселенные. Космонавтом не стал, но свою мечту все же реализовал, только не буквально, а творчески — когда придумал вселенную Смешариков. Но это случилось не сразу. [Источник]

С детства Илья любил рисовать логотипы и картинки, поэтому сомнений по выбору профессии не было. После школы Попов поступил на специальность «Дизайн окружающей среды» Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. На втором курсе уже решил, что надо делать выбор — работать дизайнером или открывать бизнес. [Источник]

В 1995 году Попов создал дизайн-студию. Юридического лица поначалу не было, официальная компания появилась только спустя два года. Попов вспоминает, что брался за любую работу. Например, оформлял витрины магазинов. Работал в основном один, но иногда привлекал помощников на подряде.

После дефолта 1998 года Попов решил изменить вектор бизнеса:

«Кризис научил и показал, что заниматься в чистом виде сервисным бизнесом в креативной индустрии — вариант ненадежный, потому что ты идешь за клиентом и так или иначе выполняешь его прихоти. Ты сделал работу, он заплатил тебе деньги — ты сделал в этом месяце какую-то маржу. Ты можешь положить эту маржу в карман, можешь отложить на развитие компании, но компания все время находится в режиме поиска клиентов и задач». [Источник]

Попов занялся поисками ниши, которая связана с дизайном и креативом, но приносила бы более постоянный доход.

Начало и развитие бизнеса

До создания вселенной Смешариков несколько лет Попов занимался созданием настольных игр. Благодаря настолкам у Попова и его команды было много наработок и идей. Они впоследствии превратились в круглых мультяшных героев, которых полюбили дети и взрослые.

Настольные игры. После дефолта 1998 года компании, которые привозили настолки из-за границы, больше этого делать не могли — не было денег, поэтому ниша оказалась свободной. А главное — идея казалась легко реализуемой:

«Вроде все примитивно — коробка, игровое поле, ты придумываешь какую-то игру, правила, делаешь дизайн. Один раз потратил на разработку креатив-продукта. А дальше продукт, если он оказывается успешным, может продаваться долгие годы. И ты зарабатываешь на нем свой доход». [Источник]

В 1999 году появилась компания Fun Game, через которую Попов занялся производством настольных игр. Тогда же познакомился с будущими партнерами — Владимиром Дмитриевым, совладельцем петербургского издательства, и с партнером Дмитриева — Антоном Гришиным. Вместе они создали первую игру — «Путешествие по Санкт-Петербургу». Первый тираж составил около 5000 штук, компания стала поставщиком настолок почти для всех издательств города.

В 1999 году партнеры получили крупный заказ. Губернатор Санкт-Петербурга поручил подарить всем первоклассникам города настольную игру. Как руководству удалось выйти именно на Fun Game, мы не знаем. В итоге компания Попова продала 30 000 штук «Путешествия по Санкт-Петербургу» — столько первоклассников тогда было в городе. [Источник]

К 2002 году у Попова получилось создать команду из 150 человек, которая в месяц создавала по 10—15 настольных игр для взрослых и детей. Тем не менее Попов почувствовал, что компания в творческом кризисе:

«К тому времени волна уже давно спала. Всем, кому мы могли продать игры, мы уже 10 раз продали. Начали активно осваивать направление компьютерных игр. Не могу сказать, что здесь сильно преуспели, потому что оказалось, что это отдельная гораздо более сложная ниша». [Источник]

Попов начал искать новую область, на которой можно было бы сосредоточиться и направить на это силы команды.

Анимация. Выбор пал на анимацию — Попов хотел свой Disney, а в его команде было много художников-иллюстраторов, которые тоже были неравнодушны к мультфильмам. За годы создания настолок у них накопилось много образов, рисунков, идей и понимания, как создавать игровой мир. Следующий год команда потратила на поиск идей для анимации. В профессиональной биографии Попова этот период стал одним из самых важных. [Источник]

Прообразом «Смешариков» стала игра «Сластены», которую Fun Game создала для кондитерского концерна «Бабаевский». Игра представляла собой коробку конфет, на дне которой размещалось игровое поле и конфеты в виде круглых игрушек. По сюжету персонажи попадают на шоколадную фабрику и должны пройти через все стадии производства шоколада. [Источник]

В 2002 году команда Fun Game проработала 20 персонажей для анимации. За это в большей степени отвечал художник Салават Шайхинуров, который придумал «Сластен».

Попов нуждался в опыте экспертов по производству анимации. Для этого он с коллегами поехал в Москву, к продюсеру и основателю анимационной студии «Пилот» Анатолию Прохорову. Он стоял у истоков отечественной анимации.

Вместе с Прохоровым команда Fun Game активно взялась за доработку персонажей и их характеров. Авторы решили, что в мультике должны быть только положительные персонажи и оставили 9 из 20 первоначальных — самых ярких, но дополняющих друг друга: например, заяц Крош был гиперактивным, а его приятель Ежик — домоседом-интровертом. И аниматоры хотели, чтобы дети могли легко нарисовать или слепить Смешариков, поэтому выбрали круглую форму. [Источник]

Целевой аудиторией «Смешариков» были дошкольники и младшие классы, но создатели хотели, чтобы мультфильмом заинтересовались и взрослые, поэтому в сериал включили много сложных шуток, экзистенциальных рассуждений и отсылок к американскому кино. Например, в одной из серий Нюша лежит на горе конфет, как героиня из «Красоты по-американски» лежала на розах.

Аниматор Прохоров вспоминал, как они разрабатывали сценарий:

«Первые сценарии были в стиле Туве Янссон, это немножко ни о чем. И мне было понятно, что в анимации это не сработает. Так что мы начали искать новых сценаристов, и так появился Леша Лебедев, который написал „Скамейку“. Простенький детский сценарий, но с вполне хорошей историей. Вторым эпизодом стал „Принц для Нюши“ примерно в том же духе.

Третий эпизод — „Фанерное солнце“ — меня зацепил. Вдруг на фоне симпатичной детской истории в финале прозвучала фраза: „И они стояли так долго и чувствовали, что накопленного тепла им хватит до следующего лета“. Эта фраза была уже не просто детской, в ней был поворот от детского сериала к семейному. Так что я сказал: „Леша, это то, что надо, мы идем туда“. И Леша мгновенно почувствовал это направление, и наши сценарии начали взрослеть». [Источник]

Советские мультфильмы выходили по одной серии в год. Одна секунда анимации состоит из 24 кадров, каждый отрисовывается вручную, поэтому порой за один день можно создать всего три секунды анимации. Словом, создание одной серии занимало огромное количество времени.

От финансовой стороны вопроса тоже зависело многое. Минута анимации «Смешариков» обходилась в 8000 $. Около 60% затрат на первые 20 эпизодов удалось покрыть за счет гранта федерального агентства по культуре и кинематографии. Остальные деньги вложил сам Попов. [Источник]

Попов понимал все сложности и риски и тем не менее поставил перед собой цель — создать проект, который выходил бы регулярно. Он сразу же заявил, что планирует выпустить 200 серий, чем удивил всех: телеканалы, студию «Пилот» — никто не верил, что такое возможно. [Источник] [Источник]

Премьера «Смешариков» состоялась в конце 2003 года на двух каналах — на СТС и на «России» в программе «Спокойной ночи, малыши!». Попов вспоминал, что руководству СТС понравились первые эпизоды, но канал показал только одну серию, потому что не был уверен в том, что Попов принесет еще 20 эпизодов. Однако нужные 20 эпизодов были созданы быстро, поэтому с 2004 года мультфильм крутился сразу на нескольких каналах. [Источник] [Источник]

В 2005 году Попов создал немецкую компанию, чтобы продвигать «Смешариков» в Европе и Америке. С международным продвижением было непросто: не все эпизоды были понятны зарубежному зрителю из-за культурных различий. Например, в Турции свинка Нюша плохо вписывалась в традиции ислама. Но несмотря на трудности, в 2008 году мультфильм вышел на экранах Америки, Германии, в 2010 году «Смешариков» показали в Китае, сейчас сериал транслируют в Австралии и Новой Зеландии. [Источник]

Лицензирование. В 2006 году Илья Попов создал компанию «Мармелад Медиа» — это агентство, которое продавало другим компаниям лицензии на персонажей «Смешариков». Компании покупали лицензию и могли производить и продавать кепки, футболки, конфеты с изображением Смешариков. [Источник]

В 2008 году, когда начался мировой финансовый кризис, Попов изменил мнение о мерче. Партнеры решили, что, помимо производства мультфильмов и лицензирования прав, нужно тоже начать производить товары — игрушки, сувениры, одежду.

Дело оказалось энергозатратным, но выгодным — около ⅔ оборота составляло не производство контента, а продажи игрушек. Но Попов осознал, что в производстве мерча они конкурируют с собственными лицензиатами. Это, по его словам, было нехорошо:

«Мы оказались перед серьезным выбором. Нужно было резко менять свои планы и либо перемещаться в сторону производственной компании, либо вернуться в сторону медийной компании. И мы решили, что мы — медийная компания. Мы лицензируем права, но сами ничего не производим. Если хотим что-то создать — ищем того, кто это сделает. Наш бизнес — создавать миры, а не создавать продукты». [Источник]

В 2010 году Попов объединил все свои активы в группу компаний «Рики».

Партнеры сосредоточились на новых мультфильмах и новых форматах. В 2010 году на экраны вышли «Фиксики», в 2011 году вышел первый полнометражный фильм «Смешарики» в формате 3D. В 2015 году на экранах появились «Малышарики» — спин-офф «Смешариков», в 2016 году — сериал «Тима и Тома».

Что сейчас

С 2020 года Илья Попов — председатель совета директоров ГК «Рики», до этого он занимал должность генерального продюсера. В состав компании входят две анимационные студии — СКА «Петербург» и «Аэроплан», одноименный продюсерский центр, Мармелад Медиа, детское издательство «Умная Маша». По данным СПАРК-Интерфакс, за 2021 год выручка продюсерского центра «Рики» — 315,2 млн рублей, а прибыль — 49,6 млн рублей. Финансовые показатели всей группы не раскрываются. [Источник]

С начала 2022 года у компании начались сложности. Пришлось поставить на паузу некоторые продажи новых серий мультфильмов за границу. По словам руководства, иностранные коллеги взяли паузу с переговорами. Наверное, поэтому в «Рики» планируют много новых проектов — для диверсификации. Например, выпуск линейки одежды для детей и взрослых, выход на музыкальный рынок — цифровая дистрибуция песен из сериалов и загрузка на стриминговые платформы. [Источник]

Фото: Kantasonic, CC BY-SA 4.0

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение Тинькофф

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Какая у вас любимая серия в «Смешариках»?


Больше по теме

Новости