Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Биография: Дмитрий Думик

«Тем, кто выбирает между карьерой в большой компании и своим проектом, я бы посоветовал сократить петлю обратной связи: пойти попробовать что-нибудь продать, построить бизнес, в маленьком стартапе что-то сделать»


«Тем, кто выбирает между карьерой в большой компании и своим проектом, я бы посоветовал сократить петлю обратной связи: пойти попробовать что-нибудь продать, построить бизнес, в маленьком стартапе что-то сделать»


Дата рождения:
21.04.1986

Бизнес
Chatfuel, конструктор чат-ботов для бизнеса

Сфера бизнеса
Информационные технологии

Предыстория

Дмитрий Думик родился в Таганроге и с детства хотел быть предпринимателем. Его вдохновлял пример отца, у которого был небольшой бизнес. В шестом классе Дмитрий сам получил первый предпринимательский опыт: скачивал рефераты из интернета и продавал их одноклассникам. [Источник]

Еще в школе Дмитрий заинтересовался программированием. По его словам, в 15 лет он узнал, что такое хакерство, и взломал компьютер конкурента отца по бизнесу, но ничего ценного там не оказалось.

После школы Дмитрий остался в Таганроге и поступил в филиал Южного федерального университета на специальность «вычислительные машины, системы, комплексы и сети»:

«На ушатанных компах мы ботали не самые свежие технологии, а на контрасте в [Кремниевой] долине разворачивались страсти — Google захватывал мир, Apple выпустил космический iPod, а Microsoft обновлял Windows без остановки. Я очень хорошо помню дикое желание быть там, в центре движухи, в месте, где создается будущее всего человечества. И очень хорошо помню, что даже не давал шанса этим мечтам. Я не верил, что я смогу быть среди „Бринов“, конкурировать с „выпускниками стенфордов“ и делать продукты для всего мира».

Первым переломным моментом в жизни Дмитрий называет поездку в США по студенческой программе Work & Travel после второго курса. Он устроился газонокосильщиком в пригороде Чикаго и однажды починил своему боссу компьютер. По словам Дмитрия, после этого по району пошел слух, что «приехал русский хакер и косит траву». Дмитрию предложили подработку программистом, и он за неделю выучил язык PHP. Эта поездка сильно повлияла на Дмитрия и расширила кругозор: «Я увидел, как живут другие люди, поверил в себя и подтянул английский». [Источник]

В двадцать лет Дмитрий организовал первый небольшой бизнес. После третьего курса он снова съездил в США по Work & Travel и на этот раз целенаправленно искал работу программистом. Когда Дмитрий вернулся в Таганрог, он собрал команду из однокурсников, чтобы писать код для сайтов американских риелторских агентств. Бизнес просуществовал полгода. Дмитрий объяснил это тем, что у него не было управленческого опыта. Но зато он впервые получил деньги за ИТ-проект [Источник] [Источник]:

«Никогда не забуду глаза кассирши в таганрогском Сбербанке, когда я в феврале заваливался в отделение, снимал шапку, стряхивал снег и складывал в нее хрустящие американские сотни».

После учебы Дмитрий переехал в Москву и стал работать по найму. Он устроился в компанию Procter & Gamble, где занимался внедрением ИТ-систем. Дмитрий вспоминает эту работу как «сытную и безопасную»:

«Первая позиция была на заводе. Никогда не забуду, как я, молодой-красивый, подхожу к начальнику линии, мол, приехал автоматизировать производство. Он презрительно посмотрел на меня и говорит: „Мальчик, иди на…“. Так я научился работать с возражениями».

В 2011 году, после пяти лет работы в Procter & Gamble, Дмитрий перешел в стартапы. Он вспоминает, что «пророс в корпорации капитально», купил квартиру в ипотеку и спортивную машину и не представлял, что куда-то уйдет. Дмитрий изменил мнение, когда один из друзей по университету предложил ему стать ментором в проекте 1minute.ru [Источник]:

«Там я увидел, как работает стартап изнутри. Как ребята фигачат, как все горят, люди ночами сидят, без денег. Я думаю: „Блин, я хочу в такой среде работать!“». [Источник]

1minute.ru — это сервис, где пользователь мог выбрать благотворительный фонд, которому хотел помочь, и посмотреть рекламу Google, Starbucks или другого бренда. За это рекламодатель переводил деньги фонду, который выбрал пользователь. [Источник]

Начало бизнеса в Кремниевой долине

В марте 2012 года Дмитрий начал строить стартап вместе с тремя друзьями-сооснователями. Дмитрию хотелось реализовать студенческую мечту и доказать себе, что он может быть успешным на мировой арене и конкурировать с выпускниками Стэнфорда. Для этого он продал машину в Москве, сдал квартиру в аренду и переехал в Сан-Франциско. [Источник]

Penxy. О стартапе Penxy Дмитрий говорит как о фиаско. Идея была в том, чтобы создать приложение, которое поможет управлять слайдами и записывать выступление на бизнес-презентации. Дмитрий вспоминает, как они вместе с командой из 10 сотрудников заперлись в офисе и несколько месяцев увлеченно разрабатывали сервис. В итоге оказалось, что спроса на него нет [Источник]:

«Большинство предположений оказались неправильными, и нам пришлось все переделывать. Проверить спрос на приложение можно было с помощью диктофона, YouTube и небольшого количества времени. Это бы заняло три часа вместо четырех месяцев. [...] Я сжег все свои сбережения и выживал, сдавая свою машину в прокат. Деньги закончились, зарплату не могли платить уже второй месяц, и я судорожно пытался найти хоть какой-то выход». [Источник]

Дмитрий познакомился с основателем OneTwoTrip Петром Кутисом и взял у него в долг 50 000 $. Через несколько месяцев основатели Penxy привлекли в проект 500 000 $ от венчурного фонда Prostor Capital и Дмитрий погасил личный долг. Однако инвестиции не помогли сделать проект успешным: сервис не нашел свою аудиторию, деньги инвесторов основатели не вернули. [Источник] [Источник]

Myata. Летом 2013 года Дмитрий решил дать себе последний шанс создать бизнес. Сперва он вышел из Penxy и собирался возвращаться в наем. Но потом встретил Артема Пташника, стартапера в похожей ситуации, и они объединились для нового проекта. Для этого оба заняли деньги — Дмитрий взял в долг несколько тысяч долларов у родителей. Вместе партнеры собрали около 10 000 $ и дали себе три месяца на разработку [Источник] [Источник] [Источник]:

«Мы понимали, что у нас есть три месяца и у нас нет денег на бюджет, у нас нет денег ни на каких программистов, ни на каких дизайнеров, ни на маркетинг, ни на продажи. Это leap of faith — когда ты делаешь такой прыжок веры, то понимаешь, что назад вообще дороги нет». [Источник]

Думик и Пташник разработали приложение Myata для Вконтакте. Это агрегатор контента: пользователь мог получить в одном месте самые интересные посты из разных сообществ во Вконтакте. У российской соцсети был открытый интерфейс для разработки (API), так что создать сервис для нее мог любой сторонний разработчик. Думик и Пташник таким образом предвосхитили умную ленту, которая появилась в самой соцсети на три года позже — в 2016. [Источник] [Источник]

Сервис стал популярным. Первую версию выпустили в августе 2013 года под названием Cocktail News, она привлекла три тысячи пользователей. Впоследствии основатели признали название неудачным: его было сложно набрать без ошибок. В сентябре Думик и Пташник выложили на AppStore вторую версию сервиса — под названием Myata, и за первую неделю приложение набрало 130 тысяч установок. К 2015 году, когда Думик и Пташник продали Myata, у приложения было 1,5 млн скачиваний. [Источник] [Источник] [Источник]

Основателям удалось заработать на Myata. Они монетизировали сервис за счет рекламы брендов, которую встраивали в ленту. За каждый клик рекламодатели платили 40—80 центов. Весной 2014 года проект начал приносить прибыль, выручка Myata составляла 10 000—50 000 $ в месяц. В апреле 2015 года Думик и Пташник продали Myata частным инвесторам Нику Антонову, Дмитрию Юдину и Владиславу Федосееву. Точная сумма сделки не разглашалась, Думик говорил о сотнях тысяч долларов. [Источник] [Источник] [Источник]

Думик и Пташник вышли из Myata, чтобы развивать аналогичный сервис для международного рынка под названием Catnip. Еще в ноябре 2014 года они вошли с этим проектом в акселератор 500 Startups и стали искать, с какой соцсетью работать. Дмитрий вспоминает, что API в самой популярной в США соцсети был ограничен по сравнению с Вконтакте, поэтому сделать для нее сторонний агрегатор контента не получилось [Источник]:

«Продукт не заходил, возможностей не было, страдали долго. Пивотились, искали варианты, разные соцсети брали — Reddit, Tumblr. Месяцев шесть мучились». [Источник]

Chatfuel. Идея стартапа Chatfuel, который стал самым успешным в карьере Думика, появилась спонтанно. Дмитрий вспоминает, как летом 2015 года увидел пост Павла Дурова о том, что в Телеграме теперь можно создавать чат-ботов. Он тут же позвонил Пташнику: «Тёма, просыпайся. Это следующая большая волна. Мы должны что-то сделать». Думик рассуждал так [Источник]:

«Я понял: вот она, новая платформа. Когда появились сайты, я был еще маленький, когда случились мобильные приложения — глупый. А тут: вот чат-боты, а вот я — молодой, красивый и при этом могу реализовать». [Источник]

Сперва Думик и Пташник запустили в Телеграме каталог чат-ботов StoreBot, которым могут пользоваться все. Потом они поняли, что в мессенджере популярны боты для доставки контента и общения с пользователями, и разработали конструктор ботов, с помощью которого любой желающий мог запустить виртуального помощника без навыков программирования. По словам Думика, к ноябрю 2015 года у их сервисов в Телеграме насчитывалось 11 млн пользователей, но монетизации не было. [Источник] [Источник] [Источник]

Импульсом для развития Chatfuel стало попадание в Y Combinator — известный в Кремниевой долине акселератор. Думик и Пташник подали заявку в последний момент, прошли два собеседования и смогли заинтересовать инвесторов. Они получили от Y Combinator 120 000 $, программу развития на три месяца и социальный капитал [Источник]:

«YC в Долине — своеобразная икона. Ты никому не известный чувак с русским акцентом, но когда говоришь „Мы из YC“ — получаешь определенный уровень доверия». [Источник]

Следующий год стал прорывным для Chatfuel. В марте 2016 года стартап привлек инвестиции от Яндекса, разных частных инвесторов и фондов Y Combinator, 500 Startups, The Knight Foundation. Точные детали сделки не разглашались. Известно, что Яндекс получил 21% в компании, а Chatfuel — 3,5 млн долларов и часть команды Яндекс Картинок. [Источник]

С весны 2016 года Думик и Пташник решили сконцентрировать развитие Chatfuel на соцсетях, востребованных у международных брендов. Основатели хотели предложить им легкий способ автоматизировать общение с клиентами с помощью чат-ботов. Как раз в это время Марк Цукерберг открыл доступ к API для разработчиков. Думик и Пташник быстро запустили конструктор ботов на платформе Цукерберга [Источник].

Дмитрий вспоминает, что на старте у них было 147 конкурентов. В продвижении помогла идея сделать бесплатного бота для журнала Forbes [Источник]:

«Мы сделали чат-бота для Forbes и через журналиста, бравшего у нас интервью, предложили его топам журнала. Они получали новый канал распространения контента — конечно, они согласились. Forbes — это не технологическое, а бизнес-издание, его не считают инновационным. Когда неинновационное издание запускает бота, это сигнал остальным, что они что-то упустили. После появления бота у Forbes к нам пришло 30 паблишеров, включая Disney и Vice». [Источник]

Chatfuel попал в тренд глобального роста интереса к мессенджерам. Стартапу удалось быстро набрать портфолио крупных клиентов: Uber, National Geographic, команды NFL и NBA. Уже в 2016 году на платформе Chatfuel клиенты создали 240 тысяч ботов, а число пользователей превысило 7 млн. [Источник]

Что сейчас

У Chatfuel следующие показатели:

  • по данным на 2020 год, оборот составляет несколько сотен тысяч долларов в месяц; [Источник]
  • в 2023 году бизнес окупает операционные расходы, размер прибыли Думик не раскрывал; [Источник]
  • за время существования сервиса им воспользовались 7 млн компаний; [Источник]
  • в 2023 году стоимость сервиса для брендов составляет от 15 $ до десятков тысяч долларов в месяц; [Источник] [Источник]
  • по данным на 2023 год, каждый месяц через боты Chatfuel отправляется 1 млрд сообщений. [Источник]

В 2020 году Дмитрий вышел из менеджмента Chatfuel, но остался в совете директоров. Он объяснил это тем, что выгорел и решил оглянуться на свои бизнесы, на свою жизнь и сформировать новые привычки: [Источник]

«Я всю жизнь был „спринтером“. Наливал себе литровую кружку кофе и уходил в ночь перед очередным экзаменом, проектом или дедлайном. Однажды спалил двигатель, когда пытался разогнаться до максималки на трассе (не спрашивайте). Или когда решил свое первое голодание сделать сразу на пять дней и свалился на месяц больной. Пришлось остановиться и признаться себе, что так не работает с по-настоящему важными, долгосрочными историями. Последние пару лет я учусь быть „марафонцем“».

В 2020-х Дмитрий увлекся техниками ментального здоровья и стал их популяризировать, проводить мероприятия на эту тему:

  1. В 2020 году стал фасилитатором в проекте «Школа открытого диалога», который обучает коммуникациям в бизнесе и личной жизни.
  2. В 2021 году организовал на Алтае лагерь для предпринимателей вместе с создателем «Школы открытого диалога» Дмитрием Шаменковым. [Источник]
  3. В декабре 2022 года организовал офлайн-ретрит в Португалии, а в мае 2023 проводит ретрит в Барселоне. [Источник] [Источник]

Начинающим предпринимателям Думик советует набирать как можно больше практического опыта:

«Меня часто спрашивают: а что бы ты посоветовал? Делайте что-нибудь, пробуйте, ошибайтесь, учитесь, сжигайте деньги на какие-то курсы, которые, как потом окажется, не очень хорошие. Это все опыт. Если же вы будете сидеть и ничего не делать, вы никогда не поймете, в какую сторону двигаться. У меня вся личка завалена вопросами: я хочу научиться программировать, что делать? Ну что-нибудь сделайте, пожалуйста». [Источник]

Контакты: телеграм-канал

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение Тинькофф

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Ксения Лурье
Ксения Лурье

Как думаете, насколько сложно совмещать найм и свой бизнес? Поделитесь опытом.


Больше по теме

Новости