Дата рождения:
11/05/1974
Бизнес
Группа компаний: DNS, DEXP, Девелопмент и другие
Сфера бизнеса
Розничная торговля техникой
Предыстория
Дмитрий Алексеев родился во Владивостоке и по сей день живет там. Его отец — декан кафедры радиоэлектроники и приборостроения. Благодаря нему Дмитрий полюбил технику, научился программировать и поступил на факультет электроники и радиостроения.
Во время учебы Дмитрий устроился работать в вычислительный центр института:
«Как компьютерщик я шел за компьютерами. Просто в 80-е, когда я начинал разбираться в программировании, компьютеры были только в больших вычислительных центрах. В частности у нас в институте. А потом оказалось, что самая продвинутая техника — в коммерческом секторе. И я попал в компанию, которая занималась продажей компьютеров». [Источник]
В 1993 году друзья пригласили его в компанию, которая занималась продажей компьютеров и сетевой интеграцией для владивостокских предприятий: тянула сети, ставила серверы, писала софт на заказ. Постепенно Дмитрий вырос из технического специалиста до директора. Что это были за друзья и как называлась компания — нам неизвестно.
Дмитрий признается, что попал в бизнес случайно:
«Я вообще думаю, что по ошибке бизнесом занимаюсь, потому что я компьютерщик. И если бы Советский Союз не распался, наверное, был бы инженером, занимался бы наукой, строил роботов». [Источник]
Начало бизнеса
В 1998 году в России объявили дефолт. Доллар подорожал в четыре раза, население скупало на быстро дешевеющие деньги даже залежалый товар — и в том числе технику. [Источник]
Первые шаги. После дефолта сетевая интеграция перестала приносить компании Алексеева прежние деньги. Тогда Дмитрий Алексеев вместе с коллегой — Юрием Карпцовым — и другими партнерами сформировали новую компанию на базе старой. Они стали продавать компьютеры, комплектующие к ним и услуги по сборке. Благодаря этому пошли заказы.
Первый магазин компьютеров партнеры открыли в подвале: в одну дверь клиенты входили, чтобы заказать компьютер, а в другую — чтобы забрать. Над входом повесили вывеску DNS — Digital Network Systems — «цифровые сетевые системы». Такое непримечательное название партнеры выбрали намеренно:
«Мы подумали: можно ли выбрать такое идиотское-идиотское название, чтобы потом сказать, что от него ничего не зависит? Ну и выбрали, как нам показалось, максимально идиотское. И правда — название ни на что не влияет. Главное — фокусироваться на сущности бизнеса, на продукте». [Источник]
Постепенно ажиотажный спрос из-за дефолта утихал, пока не наступила весна 1999 года. Начинался период цифровизации — ДНС подключила возможность заказать технику в онлайне, а покупатели захотели иметь дома компьютеры и игры к ним:
«Нас удивило, что люди готовы были есть меньше колбасы ради покупки компьютера». [Источник]
Развитие. В 2005 году Дмитрий с партнерами заметил значительный рост покупателей, поэтому масштабировал бизнес: открыл точки в Находке и в Хабаровске. Первое время он опасался, что в новом месте дело выгорит. Но потом понял, что спрос везде одинаковый, и стал открывать все больше магазинов. Деньги брал с прибыли от старых точек. Дело в том, что предприниматель попал в то, что было нужно рынку здесь и сейчас:
«Фактически рыночная торговля росла вместе с нами, а до нас ее не было вообще. Плюс наш сектор рос быстрее, чем все остальное. А в 2000-х все „перло“ 10 лет без перерыва». [Источник]
По словам Алексеева, вести бизнес в других городах из Владивостока трудно. Но к франшизе он не прибегает и предпочитает делегировать управление партнерам и сотрудникам:
«Не так много физических оснований, чтобы франшиза могла состояться и ее можно было продавать. В рознице я вообще не знаю хороших примеров». [Источник]
«Работа в провинции, особенно в дальних регионах, способствует формированию правильной управленческой культуры, в которой ты понимаешь, что из Владивостока, действительно, из-за расстояния, даже часовых поясов, разницы во времени, контролировать всё и вся невозможно. И ты учишься делегировать, правильно распределять полномочия». [Источник]
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Что сейчас
В 2020 году DNS обошла конкурентов по объему выручки. За год компания заработала 524 млрд рублей, а М.Видео — Эльдорадо отстала от нее на 10 млрд рублей. В первом квартале 2021 года доли рынка распределялись так: у DNS — 23,6%, а у М.Видео — Эльдорадо — 23%. На 2022 год у компании 35 000 сотрудников, 2200 магазинов, она работает в 1000 городах. [Источник]
Основная выручка ДНС приходится на перепродажу чужой техники. Но у группы компаний есть и другие направления:
- DEXP и ZET gaming: производит компьютеры, ноутбуки, мониторы, смартфоны;
- девелопмент: за свои деньги строит и обслуживает жилые дома, поселки, школы, детские сады на Дальнем Востоке;
- «Квартет вкуса»: сеть продуктовых магазинов у дома, работает на Дальнем Востоке.
Дальневосточные направления в группе компаний DNS Дмитрий Алексеев объясняет так:
«У меня есть мечта: я хочу, чтобы Владивосток стал лучшим местом для жизни, как минимум в России. Сейчас это пока не так, проблем хватает, но для меня как для предпринимателя проблемы — это отличный повод приложить свои силы для их решения». [Источник]
Большая часть ДНС принадлежит Дмитрию Алексееву. У него доля — 48,73%. У финдиректора Юрия Карпцова, который стоял у истоков компании, — 43,88%. Остальное распределено между пятью миноритариями.
Фото: Russky Digital, CC BY-SA 2.0
Как вы стали предпринимателем? Поделитесь историей в комментариях.