Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Биография: Давид Ян


«Я не верю в так называемое One Man Show. Если возникает какая-то, на твой взгляд, сверхгениальная идея, но ты не смог найти людей, которые ею загорятся и которые вместе с тобой будут ее воплощать, то лучше этим не заниматься до тех пор, пока ты не найдешь ту самую команду, которая будет воспринимать эту идею, как свою».


Поделиться

«Я не верю в так называемое One Man Show. Если возникает какая-то, на твой взгляд, сверхгениальная идея, но ты не смог найти людей, которые ею загорятся и которые вместе с тобой будут ее воплощать, то лучше этим не заниматься до тех пор, пока ты не найдешь ту самую команду, которая будет воспринимать эту идею, как свою».


Поделиться

Дата рождения:
03/06/1968

Бизнес
Программа по распознаванию рукописных документов ABBYY, сервис аналитики сотрудников Yva

Сфера бизнеса
Информационные технологии

Предыстория

Давид Ян родился в Ереване. Отец — Ян Ши — работал преподавателем физики в местном университете. Мама — тоже физик по специальности, но работала суфлером в театре. Родители устроили сына в физико-математическую школу при Ереванском университете, чтобы Давид мог подготовиться к научно-технической карьере. В 1985 году Давид поступил в МФТИ с первой попытки:

«У меня три родины — Китай, Армения и Россия. В Армении я вырос и закончил ереванскую физматшколу, без которой я бы не познакомился ни с Гагиком Вартановичем Григоряном, ни с моими одноклассниками, благодаря которым я захотел поступить в Физтех. И Ашот Асланян, и другие старшекурсники, которые приезжали из Физтеха и учили нас физике. Благодаря им случился Физтех, а если не было бы его, то не было бы ни ABBYY, ни Lingvo, ни FineReader». [Источник] [Источник]

Первые деньги Давид Ян заработал на продаже электронного словаря Lingvo. Ему хотелось подзаработать за пару летних месяцев. У Давида был план — создать программу за июль, а в августе продать 100 копий программы по 100 советских рублей. Но в итоге разработка затянулась, а к концу лета удалось продать только 15 копий. Тогда Давид Ян взял академический отпуск и сосредоточился на доработке электронного словаря:

«Хотелось довести проект до какого-то логического завершения. Так я и сказал в деканате Физтеха: „Давайте я возьму академотпуск и вернусь потом в физику. Мне нужно завершить вот этот проект“. На что мой декан, Федор Федорович Каменец, сказал, что за год завершить это дело невозможно, поэтому он меня отчислит и восстановит тогда, когда я буду готов. Он сдержал свое слово и, действительно, был прав. Через некоторое время я вернулся, защитил диплом, уже не по физике, а по вычислительной математике, в области описания словарей». [Источник]

Начало бизнеса

Давид Ян начал заниматься бизнесом после ухода из университета. В конце 80-х годов он открыл ИТ-компанию ABBYY, а затем вывел на рынок коммуникатор Cybiko и помог разработать систему аналитики Yva.ai.

ABBYY. Свою первую компанию Давид Ян основал в 1989 году вместе с приятелем Александром Москалевым. Вместе они разрабатывали электронный словарь Lingvo 1.0 и автоматический переводчик Lingvo 2.0.

Инвестиции привлекли от Центра научно-технического творчества молодежи. Чтобы получить деньги, Ян показывал специалистам Центра принцип работы программ на бумажных распечатках:

«Они нас слушали, спросили: „Вы серьезно собираетесь это все сделать?“ Я говорю: „Да, конечно!“ Они спросили, что нам надо. Я ответил, что 3000 рублей. Это было много. Поход на дискотеку был 1 рубль, поесть в столовой от пуза — 1,20, с рогаликом. Мой отец, завлаб, доктор наук, получал 300 рублей в месяц. 3000 рублей — это практически годовая зарплата моего отца. На нее можно было купить автомобиль — „жигули”, если повезет». [Источник]

Ян с Москалевым получили деньги и за год доработали Lingvo до рабочей версии. Когда появились первые продажи, они начали набирать сотрудников — в основном среди друзей:

«Большинство тех, кто попал в компанию, были с Физтеха. Они тогда разделили эту идею и в итоге остались в компании до сегодняшнего дня: Сергей Андреев, Костя Анисимович, Вадим Терещенко, Арам Пахчанян, моя супруга Алена и другие. Это люди, которые в ABBYY 25 лет. И если бы тогда к команде не присоединились эти люди, не было бы компании». [Источник]

Следующий продукт Яна и Москалева — FineReader. В 1993 году они разработали программу, которая с помощью сканера распознает бумажные документы, картинки или PDF-файлы и переводит их в форматы, которые можно редактировать на компьютере. Потребность в таком софте росла — компьютеры стали доступнее, а вручную переносить текст с бумаги на компьютер — долго и тяжело. [Источник] [Источник]

Дальше компания только росла. В конце 90-х ABBYY стала поставлять программы Lingvo и FineReader в Европу и США. В августе 2008 года в компании работало 670 инженеров, ученых, лингвистов и других сотрудников. К 2011 году ABBYY продавала свои продукты в 100 странах мира, а половина всех сканеров в мире поставлялась с ABBYY FineReader. [Источник] [Источник]

Cybiko. В 1998 году в компании ABBYY разработали первый в мире карманный коммуникационный компьютер — Cybiko. Идея устройства пришла Давиду Яну в больнице, когда врачи запретили работать на компьютере. Он придумал коммуникатор с играми, радиочатом в локальной сети радиусом 100—150 метров, выходом в интернет и электронной почтой. Ян ожидал, что гаджет понравится аудитории 12—25 лет. [Источник]

Все ресурсы для создания Cybiko уже были у Яна. В компании разработали операционную систему CyOS, которую использовали для нового устройства. В 1999 году Ян собрал стартовый капитал в несколько миллионов долларов: взял из личных сбережений, накоплений ABBYY и попросил взаймы у знакомых руководителей других ИТ-компаний. [Источник]

Давид Ян выпустил карманный компьютер на рынок США. В пользу этой страны было несколько аргументов: большой и емкий рынок, единая система регулирования радиочастот и население в 280 млн человек, где все говорят на одном языке.

Для успешного продвижения продукта в России, по мнению Яна, в конце 90-х не хватало платежеспособного спроса. А в Европе Cybiko пришлось бы адаптировать устройство под пять-шесть языков, а в каждой из стран — получать отдельное разрешение на радиочастоты. [Источник]

Старт Cybiko в США был успешным. За год объем продаж превысил 250 000. Для поддержки проекта Ян основал в Штатах компанию Cybiko Inc. — на пике развития в ней работали 300 сотрудников: разработчики, специалисты по продажам и сбыту. Компания планировала выходить на биржу Nasdaq. В августе 2000 года 20% акций Cybiko Inc. за 30 млн долларов купил AOL — один из крупнейших операторов связи в США. [Источник]

Первый удар по бизнесу Cybiko пришелся на 2001 год. Тогда в США закрылись сотни технологических компаний, которые переоценили инвесторы во время распространения интернета. В итоге котировки биржи Nasdaq обвалились, а Яну было некуда выходить с Cybiko. Ему пришлось втрое сокращать штат, снизить цены на гаджеты и мириться с тем, что бизнес пока не выйдет на окупаемость. [Источник]

Cybiko попыталась выйти на рынок в Европы. Для этого в компании разработали версию гаджета для Англии. На 13 сентября 2001 года назначили большую презентацию продукта с вертолетом, который должен был сесть на крышу большого детского магазина в Лондоне. Но все планы сорвались из-за терактов в США 11 сентября — красочная презентация оказалась неуместной. [Источник]

В итоге Давид Ян закрыл Cybiko:

«Вся эта история полетела прахом: какие дети, какие полеты над городом, какие вертолеты. Какие развлечения? Трагедия, траур. Мы открылись тихо, без помпы. Продали сколько-то, но уже было понятно, что не переживем два таких больших удара. Ни денег, ни времени, чтобы все реализовать после таких ситуаций. Невозможно. Очень тяжело работать с железом — это склады. С софтом у тебя хотя бы нет замороженных денег. В 2003 году мы уже все, потихонечку вышли из бизнеса Cybiko». [Источник]

Yva.ai. Давид Ян запустил новый сервис в 2017 году. Сначала он назывался Findo и помогал планировать задачи на основе электронных писем. Со временем его клиенты стали интересоваться, отличает ли система позитивные письма от негативных и напоминает ли сотрудникам о задачах. Когда разработчики взялись дорабатывать сервис, они обнаружили, что работают на рынке, который исчисляется миллиардами долларов. [Источник]

Давид Ян с разработчиками придумали, как отстроиться от конкурентов:

«Мы поняли, что конкуренты в основном используют активную аналитику — опросы, — чтобы понять, что происходит с сотрудниками, как-то помогать им улучшаться. Но нельзя ли эти опросы снабдить объективной аналитикой того, как на самом деле люди работают? Не спрашивать о том, как вы работаете, а на самом деле смотреть, чем отличается сильный продавец от слабого продавца, сильный управленец от слабого. Этот орешек мы хотели вскрыть». [Источник]

В 2019 году Ян с партнерами создал Yva.ai — систему для анализа поведения сотрудников. С ее помощью можно понять, когда сотрудник выгорит, захочет уволиться или будет готов к повышению. Все выводы системы основываются на опросах сотрудников и руководителей, а еще — данных, которые собирает система: например, активность в корпоративных мессенджерах. К середине 2020 года сервис внедрили около 300 компаний: 1С, МТС, Microsoft, X5 Retail Group и другие. [Источник]

Сервис Yva.ai у Давида Яна в 2021 году выкупила канадская ИТ-компания Visier. Сумма сделки не разглашалась. У сервиса все хорошо, выручка в 2022 году — 2,5 млн долларов. [Источник]

Что сейчас

Давид Ян живет и работает в США, в Сан-Франциско. Он занимает пост председателя совета директоров группы компаний ABBYY. В ней работает 1000 сотрудников в 11 странах мира. ABBYY обслуживает 50 млн пользователей и тысячи предприятий: PwC, McDonald’s, Volkswagen и другие. В апреле 2022 года ABBYY ушла из России и переоформила местный бизнес на компанию Content AI. [Источник] [Источник]

ABBYY — не единственный актив: Давид Ян владеет или владел долями в 13 других компаниях. Одна из них iiko — российский сервис по управлению бизнес-процессами в общепите: продажами, складом, кухней и так далее. Он развивается с 2005 года — Давид Ян участвовал в разработке платформы. На конец 2022 года ей пользовались 46 тысяч ресторанов в девяти странах мира. [Источник] [Источник]

Фото: ABBYY

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение Тинькофф

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Личный опыт
Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Как вы переживали неудачи в бизнесе на своем пути ? Расскажите в комментариях.


Больше по теме