Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку

Подробнее

Биография: Давид Ян


«Я не верю в так называемое One Man Show. Если возникает какая-то, на твой взгляд, сверхгениальная идея, но ты не смог найти людей, которые ею загорятся и которые вместе с тобой будут ее воплощать, то лучше этим не заниматься до тех пор, пока ты не найдешь ту самую команду, которая будет воспринимать эту идею, как свою».


Поделитесь статьей

Поделитесь статьей

«Я не верю в так называемое One Man Show. Если возникает какая-то, на твой взгляд, сверхгениальная идея, но ты не смог найти людей, которые ею загорятся и которые вместе с тобой будут ее воплощать, то лучше этим не заниматься до тех пор, пока ты не найдешь ту самую команду, которая будет воспринимать эту идею, как свою».


Поделитесь статьей

Дата рождения:
03/06/1968

Бизнес
Программа по распознаванию рукописных документов ABBYY, сервис аналитики сотрудников Yva

Сфера бизнеса
Информационные технологии

Предыстория

Давид Ян родился в Ереване. Отец — Ян Ши — работал преподавателем физики в местном университете. Мама — тоже физик по специальности, но работала суфлером в театре. Родители устроили сына в физико-математическую школу при Ереванском университете, чтобы Давид мог подготовиться к научно-технической карьере. В 1985 году Давид поступил в МФТИ с первой попытки:

«У меня три родины — Китай, Армения и Россия. В Армении я вырос и закончил ереванскую физматшколу, без которой я бы не познакомился ни с Гагиком Вартановичем Григоряном, ни с моими одноклассниками, благодаря которым я захотел поступить в Физтех. И Ашот Асланян, и другие старшекурсники, которые приезжали из Физтеха и учили нас физике. Благодаря им случился Физтех, а если не было бы его, то не было бы ни ABBYY, ни Lingvo, ни FineReader». [Источник][Источник]

Первые деньги Давид Ян заработал на продаже электронного словаря Lingvo. Ему хотелось подзаработать за пару летних месяцев. У Давида был план — создать программу за июль, а в августе продать 100 копий программы по 100 советских рублей. Но в итоге разработка затянулась, а к концу лета удалось продать только 15 копий. Тогда Давид Ян взял академический отпуск и сосредоточился на доработке электронного словаря:

«Хотелось довести проект до какого-то логического завершения. Так я и сказал в деканате Физтеха: „Давайте я возьму академотпуск и вернусь потом в физику. Мне нужно завершить вот этот проект“. На что мой декан, Федор Федорович Каменец, сказал, что за год завершить это дело невозможно, поэтому он меня отчислит и восстановит тогда, когда я буду готов. Он сдержал свое слово и, действительно, был прав. Через некоторое время я вернулся, защитил диплом, уже не по физике, а по вычислительной математике, в области описания словарей». [Источник]

Начало бизнеса

Давид Ян начал заниматься бизнесом после ухода из университета. В конце 80-х годов он открыл ИТ-компанию ABBYY, а затем вывел на рынок коммуникатор Cybiko и помог разработать систему аналитики Yva.ai.

ABBYY. Свою первую компанию Давид Ян основал в 1989 году вместе с приятелем Александром Москалевым. Вместе они разрабатывали электронный словарь Lingvo 1.0 и автоматический переводчик Lingvo 2.0.

Инвестиции привлекли от Центра научно-технического творчества молодежи. Чтобы получить деньги, Ян показывал специалистам Центра принцип работы программ на бумажных распечатках:

«Они нас слушали, спросили: „Вы серьезно собираетесь это все сделать?“ Я говорю: „Да, конечно!“ Они спросили, что нам надо. Я ответил, что 3000 рублей. Это было много. Поход на дискотеку был 1 рубль, поесть в столовой от пуза — 1,20, с рогаликом. Мой отец, завлаб, доктор наук, получал 300 рублей в месяц. 3000 рублей — это практически годовая зарплата моего отца. На нее можно было купить автомобиль — „жигули”, если повезет». [Источник]

Ян с Москалевым получили деньги и за год доработали Lingvo до рабочей версии. Когда появились первые продажи, они начали набирать сотрудников — в основном среди друзей:

«Большинство тех, кто попал в компанию, были с Физтеха. Они тогда разделили эту идею и в итоге остались в компании до сегодняшнего дня: Сергей Андреев, Костя Анисимович, Вадим Терещенко, Арам Пахчанян, моя супруга Алена и другие. Это люди, которые в ABBYY 25 лет. И если бы тогда к команде не присоединились эти люди, не было бы компании». [Источник]

Следующий продукт Яна и Москалева — FineReader. В 1993 году они разработали программу, которая с помощью сканера распознает бумажные документы, картинки или PDF-файлы и переводит их в форматы, которые можно редактировать на компьютере. Потребность в таком софте росла — компьютеры стали доступнее, а вручную переносить текст с бумаги на компьютер — долго и тяжело. [Источник] [Источник]

Дальше компания только росла. В конце 90-х ABBYY стала поставлять программы Lingvo и FineReader в Европу и США. В августе 2008 года в компании работало 670 инженеров, ученых, лингвистов и других сотрудников. К 2011 году ABBYY продавала свои продукты в 100 странах мира, а половина всех сканеров в мире поставлялась с ABBYY FineReader. [Источник] [Источник]

Cybiko. В 1998 году в компании ABBYY разработали первый в мире карманный коммуникационный компьютер — Cybiko. Идея устройства пришла Давиду Яну в больнице, когда врачи запретили работать на компьютере. Он придумал коммуникатор с играми, радиочатом в локальной сети радиусом 100—150 метров, выходом в интернет и электронной почтой. Ян ожидал, что гаджет понравится аудитории 12—25 лет. [Источник]

Все ресурсы для создания Cybiko уже были у Яна. В компании разработали операционную систему CyOS, которую использовали для нового устройства. В 1999 году Ян собрал стартовый капитал в несколько миллионов долларов: взял из личных сбережений, накоплений ABBYY и попросил взаймы у знакомых руководителей других ИТ-компаний. [Источник]

Давид Ян выпустил карманный компьютер на рынок США. В пользу этой страны было несколько аргументов: большой и емкий рынок, единая система регулирования радиочастот и население в 280 млн человек, где все говорят на одном языке.

Для успешного продвижения продукта в России, по мнению Яна, в конце 90-х не хватало платежеспособного спроса. А в Европе Cybiko пришлось бы адаптировать устройство под пять-шесть языков, а в каждой из стран — получать отдельное разрешение на радиочастоты. [Источник]

Старт Cybiko в США был успешным. За год объем продаж превысил 250 000. Для поддержки проекта Ян основал в Штатах компанию Cybiko Inc. — на пике развития в ней работали 300 сотрудников: разработчики, специалисты по продажам и сбыту. Компания планировала выходить на биржу Nasdaq. В августе 2000 года 20% акций Cybiko Inc. за 30 млн долларов купил AOL — один из крупнейших операторов связи в США. [Источник]

Первый удар по бизнесу Cybiko пришелся на 2001 год. Тогда в США закрылись сотни технологических компаний, которые переоценили инвесторы во время распространения интернета. В итоге котировки биржи Nasdaq обвалились, а Яну было некуда выходить с Cybiko. Ему пришлось втрое сокращать штат, снизить цены на гаджеты и мириться с тем, что бизнес пока не выйдет на окупаемость. [Источник]

Cybiko попыталась выйти на рынок в Европы. Для этого в компании разработали версию гаджета для Англии. На 13 сентября 2001 года назначили большую презентацию продукта с вертолетом, который должен был сесть на крышу большого детского магазина в Лондоне. Но все планы сорвались из-за терактов в США 11 сентября — красочная презентация оказалась неуместной. [Источник]

В итоге Давид Ян закрыл Cybiko:

«Вся эта история полетела прахом: какие дети, какие полеты над городом, какие вертолеты. Какие развлечения? Трагедия, траур. Мы открылись тихо, без помпы. Продали сколько-то, но уже было понятно, что не переживем два таких больших удара. Ни денег, ни времени, чтобы все реализовать после таких ситуаций. Невозможно. Очень тяжело работать с железом — это склады. С софтом у тебя хотя бы нет замороженных денег. В 2003 году мы уже все, потихонечку вышли из бизнеса Cybiko». [Источник]

Yva.ai. Давид Ян запустил новый сервис в 2017 году. Сначала он назывался Findo и помогал планировать задачи на основе электронных писем. Со временем его клиенты стали интересоваться, отличает ли система позитивные письма от негативных и напоминает ли сотрудникам о задачах. Когда разработчики взялись дорабатывать сервис, они обнаружили, что работают на рынке, который исчисляется миллиардами долларов. [Источник]

Давид Ян с разработчиками придумали, как отстроиться от конкурентов:

«Мы поняли, что конкуренты в основном используют активную аналитику — опросы, — чтобы понять, что происходит с сотрудниками, как-то помогать им улучшаться. Но нельзя ли эти опросы снабдить объективной аналитикой того, как на самом деле люди работают? Не спрашивать о том, как вы работаете, а на самом деле смотреть, чем отличается сильный продавец от слабого продавца, сильный управленец от слабого. Этот орешек мы хотели вскрыть». [Источник]

В 2019 году Ян с партнерами создал Yva.ai — систему для анализа поведения сотрудников. С ее помощью можно понять, когда сотрудник выгорит, захочет уволиться или будет готов к повышению. Все выводы системы основываются на опросах сотрудников и руководителей, а еще — данных, которые собирает система: например, активность в корпоративных мессенджерах. К середине 2020 года сервис внедрили около 300 компаний: 1С, МТС, Microsoft, X5 Retail Group и другие. [Источник]

Сервис Yva.ai у Давида Яна в 2021 году выкупила канадская ИТ-компания Visier. Сумма сделки не разглашалась. У сервиса все хорошо, выручка в 2022 году — 2,5 млн долларов. [Источник]

Что сейчас

Давид Ян живет и работает в США, в Сан-Франциско. Он занимает пост председателя совета директоров группы компаний ABBYY. В ней работает 1000 сотрудников в 11 странах мира. ABBYY обслуживает 50 млн пользователей и тысячи предприятий: PwC, McDonald’s, Volkswagen и другие. В апреле 2022 года ABBYY ушла из России и переоформила местный бизнес на компанию Content AI. [Источник] [Источник]

ABBYY — не единственный актив: Давид Ян владеет или владел долями в 13 других компаниях. Одна из них iiko — российский сервис по управлению бизнес-процессами в общепите: продажами, складом, кухней и так далее. Он развивается с 2005 года — Давид Ян участвовал в разработке платформы. На конец 2022 года ей пользовались 46 тысяч ресторанов в девяти странах мира. [Источник] [Источник]

Фото: ABBYY


Больше по теме