Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как писать о бизнесе в соцсетях, чтобы не получить штраф за саморекламу?


Разбираем, как рассказывать о товарах, акциях и спецпредложениях, чтобы не маркировать каждый пост как рекламу


Максим Али

Максим Али

Партнер практики интеллектуальной собственности Comply

Ирина Михеева

Ирина Михеева

Ведущий юрисконсульт КСК ГРУПП

С 1 сентября 2023 года в России действуют штрафы за публикацию рекламы в интернете без маркировки. Маркировать нужно не только ту рекламу, за размещение которой вы кому-то заплатили, но и рекламу по бартеру, бесплатную рекламу и саморекламу — в том числе некоторые сообщения на сайтах бизнеса и в его соцсетях.

Новость о маркировке саморекламы вызвала множество вопросов у малого бизнеса, для которого соцсети — основной канал продаж.

Вместе с юристами разбираем, что можно считать саморекламой, нужно ли маркировать каждый пост через операторов рекламных данных — ОРД — и как писать о бизнесе, чтобы не получить штраф за отсутствие маркировки.

Что считается саморекламой?

Закон не дает определения саморекламы. Обычно так называют контент, который содержит признаки рекламы и размещен на площадках бизнеса, например в соцсетях или на сайте.

Рекламой могут признать любую информацию, которая предназначена неограниченному кругу лиц, а также:

  • привлекает внимание к товару, работе или услуге;
  • формирует или поддерживает интерес к объекту рекламирования;
  • продвигает бизнес или его товар, работу или услугу на рынке.

Общее правило такое: если информация побуждает человека или компанию к покупке и привлекает внимание к объекту продажи, она подпадает под определение рекламы, а значит, ее нужно маркировать.

Где я могу размещать саморекламу?

Традиционные площадки для саморекламы — сайты, блоги, страницы в соцсетях.

Если рекламодатель, распространитель рекламы и владелец площадки — одно и то же лицо, это считается саморекламой.

Если паблик бренда принадлежит другому лицу — например, компании-подрядчику, — публикация рекламы в нем считается уже обычной рекламой, и маркировать ее нужно соответственно.

Если я веду бизнес и рассказываю об этом на личной странице в соцсетях — это реклама?

Если вы просто рассказываете о бизнесе и о том, что он производит, это не считается рекламой. Но если среди однотипных товаров, работ и услуг выделяются определенные позиции — в этом могут увидеть признаки рекламы.

Как провести границу между саморекламой и простым информированием?

Рекламой не считаются сообщения об ассортименте услуг и товаров, правилах пользования товарами, продавце, производителе товара или исполнителе услуги.

Также рекламой не признают отзывы о товаре в специальном разделе сайта и информацию, которая не содержит объект рекламирования — то есть название компании, товара или других сведений, которые позволяют выделить конкретный бизнес или товар среди множества однородных.

На практике грань между информированием и рекламой очень тонкая. ФАС определяет, что считается рекламой, а что нет, в каждом конкретном случае, исходя из содержания информации и всех обстоятельств ее размещения.

Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов

В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».

Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.

Вот что можно написать:

  1. Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
  2. Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
  3. Мнение о трендах и событиях вашего рынка.

После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.

Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.

Нужно ли на всякий случай маркировать все посты о бизнесе как саморекламу?

Это не очень хорошая идея сразу по нескольким причинам.

Во-первых, маркировка рекламы платная, и токен для каждого поста сильно увеличит расходы бизнеса.

Во-вторых, недостаточно промаркировать пост и забыть — нужно ежемесячно отчитываться о том, сколько пользователей его увидело, пока его показывают аудитории.

В-третьих — если каждый пост будет содержать пометку о рекламе, алгоритмы соцсетей могут понизить их в выдаче. В итоге бизнес будет тратить все больше денег на рекламу, а отдача от нее, наоборот, начнет уменьшаться.

Как писать о себе и своих товарах так, чтобы это не признали саморекламой?

Основное правило: ФАС не считает сообщения рекламными, если они не выбиваются из общего контекста площадки. Например, если бьюти-блогер постоянно рассказывает о новых брендах косметики, но не призывает покупать их и не подчеркивает только положительные характеристики, это не посчитают рекламой. А вот если он вместе с этим раздает промокоды на покупку новой продукции — это уже реклама.

ФАС подготовила простой алгоритм, который поможет отличить рекламу в соцсетях от не рекламной информации. Используйте его, чтобы убедиться, что очередной пост не нуждается в маркировке. Источник: ФАС

Если сообщения на странице вашего бизнеса однообразны, снижается риск того, что ими заинтересуется ФАС. Но если сообщение об одном товаре выделяется среди общей информации — например, это сквозной баннер, который отображается на каждой странице сайта, — это посчитают рекламой.

«На практике мы рекомендуем сделать следующее. Сначала собрать информацию о том, какой контент выходит, в контент-план. Затем — разделить контент на виды. И в итоге выделить опасные зоны: те виды контента, которые рискуют признаваться рекламой. Их нужно будет либо маркировать, либо переписать в формате нерекламной информации».

Максим Али

Максим Али

Партнер практики интеллектуальной собственности Comply

В постах лучше избегать очевидных маркеров рекламы, таких как распродажи, конкурсы, акции и скидки. ФАС не всегда признает информирование об акциях бизнеса саморекламой, но грань здесь достаточно тонкая.

«Важно не выделять какой-либо товар или услугу, чтобы это выглядело как информирование о деятельности бизнеса в целом, а не о конкретном товаре. Не будут считаться рекламой информация о бесплатных мероприятиях и анонсы предстоящих событий, если среди них не выделяется одно конкретное мероприятие».

Ирина Михеева

Ирина Михеева

Ведущий юрисконсульт КСК ГРУПП

Еще один фактор риска — коллаборации с другим бизнесом и кросс-промо. Такие посты лучше оценивать критически и внимательнее искать в них возможные признаки рекламы. ФАС считает, что если бизнес рассказывает о чужом товаре на своих страницах — это реклама и ее нужно маркировать. Исключение — информация о партнерах и спонсорах, представленная в виде их логотипов в специальном разделе сайта.

Если проблема системная, можно обратиться за разъяснением в ФАС. Для этого нужно отправить письмо с вопросом по адресу delo@fas.gov.ru

Как маркировать саморекламу?

Так же, как и обычную рекламу. Главное отличие — бизнес не может поручить маркировку саморекламы агентству, а должен делать это самостоятельно через ОРД. Тарифы на маркировку саморекламы ниже, чем на маркировку обычной рекламы.

В остальном алгоритм тот же самый:

  1. Заключаем договор с оператором рекламных данных. Список компаний утверждает Роскомнадзор.
  2. Загружаем на платформу оператора контент.
  3. Подаем оператору сведения о креативах. Поскольку это самореклама, загружать договор и указывать стоимость размещения на этом этапе не нужно.
  4. Получаем токен.
  5. Размещаем токен, пометку «Реклама» на рекламном контенте и сведения о рекламодателе.
  6. После проведения рекламной кампании отчитываемся перед оператором: загружаем в кабинете отчеты и другие документы по кампании.

Подробнее о том, как маркировать рекламу, чтобы не получить штраф, рассказываем в отдельной статье.

Что будет, если мое сообщение посчитают рекламой?

За неправильное оформление рекламных сообщений можно получить штрафы от двух ведомств: от Роскомнадзора и от ФАС.

Роскомнадзор отслеживает, чтобы рекламодатели вовремя передавали информацию о рекламе в ОРД. За несоблюдение этой обязанности налагает штрафы:

  • на людей без статуса ИП — 10 000—30 000 ₽;
  • на ИП и руководителей компаний — 30 000—100 000 ₽;
  • на компании — 200 000—500 000 ₽.

Если размещаете рекламу в интернете, передать информацию о ней в ОРД нужно в течение 30 календарных дней после публикации.

ФАС смотрит, чтобы все рекламные сообщения были промаркированы. За отсутствие маркировки или неправильную маркировку положены штрафы:

  • людям без статуса ИП — 30 000—100 000 ₽;
  • ИП и руководителям компаний — 100 000—200 000 ₽;
  • компаниям — 200 000—500 000 ₽.

За одно и то же рекламное сообщение можно получить штраф и от Роскомнадзора, и от ФАС. Если допущено несколько нарушений, штрафы суммируются.

Решения о штрафах можно обжаловать: дела о нарушении закона о рекламе рассматривает арбитражный суд.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Дмитрий Комаров
Дмитрий Комаров

Какие площадки для продвижения вы используете активнее всего?

Инна

Ожидала большей полезности от статьи. На встрече с юристом записала, что штраф за непредоставление/неполное/несвоевременное предоставление данных о рекламе для граждан 10-30 т.р. Тут другие суммы с отсылкой к той же статье КОАП, только к части 1, а не 5...Пошла читать законы... От ФАС хотелось бы четких критериев — что реклама, а что нет.

skripnik.lu

Если мне как покупателю понравился товар в магазине у дома, и я о нем рассказала в своем чате с 140 подписчиками, и заведомо ничего не получила от магазина, то меня еще и на 30 тыс оштрафуют?


Больше по теме

Новости