Чем ниже цена на товар, тем больше людей готовы его купить, но меньше компаний готовы его продать из-за снижения прибыли. С другой стороны, если цена на товар высока, его предлагают много компаний — но интерес к нему снижается из-за низкой покупательной способности. Разберемся, что такое спрос и предложение и как достичь рыночного равновесия между этими понятиями.
Что такое спрос и предложение
Спрос — это количество товаров, работ или услуг, которое потребители готовы и могут купить при определенной цене в конкретный период. Обычно это понятие тесно связано с предложением. Это количество объектов спроса, которые бизнес готов предложить для продажи.
Сильнее всего на спрос и предложение влияет цена. Закон спроса гласит: чем выше цена, тем меньше спрос — и наоборот. Например, когда цена на смартфоны определенной фирмы растет, спрос на них может упасть — потребители будут искать более доступные альтернативы.
Закон предложения тоже отталкивается от цены: при увеличении цены на товар растет его количество на рынке — и наоборот.
Что такое эластичность спроса и предложения
Это явление показывает, как показатели реагируют на изменение цены.
Если после повышения цены на товар его продажи падают, а после снижения — растут, значит, спрос эластичный. Если нет — неэластичный.
Магазин мобильных приложений повышает цены на премиум-версии игр на 30%. Спрос на них падает — пользователи могут выбрать игры дешевле или перейти к бесплатным альтернативам.
Единственная в городе мастерская специализируется на восстановлении антикварной мебели. Она повышает стоимость услуг на 20%, но спрос остается прежним — альтернативы мастерской нет.
Обычно к объектам продажи с эластичным спросом относят автомобили, дизайнерскую одежду, ювелирные изделия, гаджеты и электронику, билеты на концерты. Это товары, работы или услуги, которым можно найти альтернативу на рынке или вовсе отказаться от них.
Объекты продажи с неэластичным спросом — те, от которых потребителю сложно отказаться. Например, базовые продукты питания, топливо, лекарства для хронических заболеваний.
Эластичность предложения показывает, как продавцы меняют поведение при изменении цен и спроса на товары, работы или услуги. Например, выдалось неожиданно жаркое лето — и кофейня увеличивает объемы производства лимонадов, чтобы удовлетворить весь спрос.
При этом рост цены не всегда приводит к увеличению числа объектов продажи на рынке. Даже если цены на автомобили резко вырастут, производители не успеют произвести больше машин в короткие сроки — предложение становится неэластичным.
Что такое рыночное равновесие
Равновесие на рынке — это когда спрос и предложение совпадают, а на товары, работы или услуги устанавливается равновесная цена. В этом состоянии рынок стабилен, а цены не меняются, потому что устраивают и потребителей, и продавцов.
Представим пекарню, где готовят свежие булочки. Если установить на них слишком высокую цену, многие покупатели откажутся от покупки. Это может привести к избытку продукции. С другой стороны, если булочки будут стоить слишком дешево, их быстро раскупят — и пекарня не сможет удовлетворить весь спрос.
Рыночное равновесие достигается, когда пекарня печет достаточно булочек, чтобы удовлетворить спрос на них, при цене, которая подходит и бизнесу, и клиенту.
Что важно запомнить
- Спрос и предложение на рынке зависят от цены на товары, работы или услуги. Если цена растет, спрос падает, но предложение увеличивается — и наоборот.
- При эластичном спросе продажи прямо зависят от изменения цены, а при неэластичном — остаются на том же уровне.
- Эластичное предложение — это ситуация, когда продавцы могут быстро подстроиться под изменения и увеличить число товаров, работ или услуг на рынке.
- Когда спрос и предложение совпадают, а цена удовлетворяет продавцов и покупателей, рынок приходит к равновесию.