Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Закон спроса и предложения


Чем ниже цена на товар, тем больше людей готовы его купить, но меньше компаний готовы его продать из-за снижения прибыли. С другой стороны, если цена на товар высока, его предлагают много компаний — но интерес к нему снижается из-за низкой покупательной способности. Разберемся, что такое спрос и предложение и как достичь рыночного равновесия между этими понятиями.

Что такое спрос и предложение

Спрос — это количество товаров, работ или услуг, которое потребители готовы и могут купить при определенной цене в конкретный период. Обычно это понятие тесно связано с предложением. Это количество объектов спроса, которые бизнес готов предложить для продажи.

Сильнее всего на спрос и предложение влияет цена. Закон спроса гласит: чем выше цена, тем меньше спрос — и наоборот. Например, когда цена на смартфоны определенной фирмы растет, спрос на них может упасть — потребители будут искать более доступные альтернативы.

Закон предложения тоже отталкивается от цены: при увеличении цены на товар растет его количество на рынке — и наоборот.

Что такое эластичность спроса и предложения

Это явление показывает, как показатели реагируют на изменение цены.

Если после повышения цены на товар его продажи падают, а после снижения — растут, значит, спрос эластичный. Если нет — неэластичный.

Магазин мобильных приложений повышает цены на премиум-версии игр на 30%. Спрос на них падает — пользователи могут выбрать игры дешевле или перейти к бесплатным альтернативам.

Единственная в городе мастерская специализируется на восстановлении антикварной мебели. Она повышает стоимость услуг на 20%, но спрос остается прежним — альтернативы мастерской нет.

Обычно к объектам продажи с эластичным спросом относят автомобили, дизайнерскую одежду, ювелирные изделия, гаджеты и электронику, билеты на концерты. Это товары, работы или услуги, которым можно найти альтернативу на рынке или вовсе отказаться от них.

Объекты продажи с неэластичным спросом — те, от которых потребителю сложно отказаться. Например, базовые продукты питания, топливо, лекарства для хронических заболеваний.

Эластичность предложения показывает, как продавцы меняют поведение при изменении цен и спроса на товары, работы или услуги. Например, выдалось неожиданно жаркое лето — и кофейня увеличивает объемы производства лимонадов, чтобы удовлетворить весь спрос.

При этом рост цены не всегда приводит к увеличению числа объектов продажи на рынке. Даже если цены на автомобили резко вырастут, производители не успеют произвести больше машин в короткие сроки — предложение становится неэластичным.

Что такое рыночное равновесие

Равновесие на рынке — это когда спрос и предложение совпадают, а на товары, работы или услуги устанавливается равновесная цена. В этом состоянии рынок стабилен, а цены не меняются, потому что устраивают и потребителей, и продавцов.

Представим пекарню, где готовят свежие булочки. Если установить на них слишком высокую цену, многие покупатели откажутся от покупки. Это может привести к избытку продукции. С другой стороны, если булочки будут стоить слишком дешево, их быстро раскупят — и пекарня не сможет удовлетворить весь спрос.

Рыночное равновесие достигается, когда пекарня печет достаточно булочек, чтобы удовлетворить спрос на них, при цене, которая подходит и бизнесу, и клиенту.

Что важно запомнить

  1. Спрос и предложение на рынке зависят от цены на товары, работы или услуги. Если цена растет, спрос падает, но предложение увеличивается — и наоборот.
  2. При эластичном спросе продажи прямо зависят от изменения цены, а при неэластичном — остаются на том же уровне.
  3. Эластичное предложение — это ситуация, когда продавцы могут быстро подстроиться под изменения и увеличить число товаров, работ или услуг на рынке.
  4. Когда спрос и предложение совпадают, а цена удовлетворяет продавцов и покупателей, рынок приходит к равновесию.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации