Понятие startup впервые появилось в журнале Forbes в августе 1976 года для обозначения зарождающихся компаний, которые уже начали работу, но еще не вышли на стабильный доход. Журнал сравнивал несколько стартапов между собой и анализировал, почему одним удалось быстро отбить вложения, а другим — нет.
Термин вошел в обиход в 1990-х и обозначал начало развития компании в ИТ-сфере. Сейчас его применяют к проектам в разных сферах.
Что такое стартап
Сейчас стартапом называют коммерческий проект, который тестирует бизнес-идею. Стартап нельзя назвать полноценным бизнесом, который зарабатывает деньги отработанным способом. Его главная задача — выяснить, будет продукт или сервис интересен потребителю или нет.
Понять отличия стартапа от бизнеса можно на примере компании, которая продает гамбургеры.
По статистике, 9 из 10 бизнес-идей проваливаются, но если какая-то окажется успешной, она может принести много денег и изменить рынок. Цель стартапа — найти такую идею и проверить ее в деле.
Какие виды стартапов бывают
Стартапы связаны не только с технологиями, такие проекты существуют в разных сферах бизнеса. Выделяют пять основных видов стартапов в зависимости от целей или направления деятельности:
- стартапы малого бизнеса;
- покупаемые стартапы;
- масштабируемые стартапы;
- творческие стартапы;
- социальные стартапы.
Стартапы малого бизнеса. Это небольшие компании, которые медленно развиваются и не получают большого финансирования. Владелец такого стартапа проверяет идею на жизнеспособность. Например, новый вид развлечения или аттракцион в парке, необычный вид уличной еды, нестандартный способ доставки продуктов.
Покупаемые стартапы. Такие компании созданы вокруг какой-то идеи или технологии. Цель стартапа — развить идею и выгодно продать ее среднему или крупному бизнесу. Например, точка проката нового вида электротранспорта или приложение для поиска выгодных цен на разных маркетплейсах. Такой бизнес редко может самостоятельно конкурировать в своей нише, но он может стать частью более крупной компании.
Масштабируемые стартапы. Это компании, которые начинаются с одной или двух точек, но при наличии инвестора могут быстро расширяться. Например, груминг-салон, барбершоп, кальянная. Эти стартапы используют уже проверенные идеи, не экспериментируют и имеют потенциальную базу клиентов.
Творческие стартапы. Это вид деятельности, который основан на увлечениях его владельца. Чаще всего такие стартапы не преследуют цель приносить прибыль, а создаются для самореализации, поиска идей и единомышленников. Например, выставка работ уличного художника, галерея скульптур из мусора, концерты групп нового музыкального жанра.
Социальные стартапы. Это деятельность в социальной сфере, которая не приносит прибыли. Основная цель таких стартапов — благотворительность, они существуют за счет пожертвований или грантов. Например, служба помощи бездомным животным или служба охраны здоровья, которая раздает марлевые повязки и санитайзеры.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Этапы развития стартапа
Процесс развития стартапа состоит из шести этапов:
- Pre-seed, или предпосевной этап.
- Seed, или посевной этап.
- Прототип бизнес-идеи.
- Альфа-версия.
- Закрытая бета-версия.
- Открытая бета-версия.
Расскажем про этапы подробнее.
Pre-seed, или предпосевной этап. Создатели ищут и формулируют идею бизнес-проекта, которую хотят развить. Например, замечают рост спроса на новый товар или видят, как можно упростить сервис для клиентов, — на основе этого придумывают идеи.
Seed, или посевной этап. Создатели начинают прорабатывать идею — изучают рынок и конкурентов, составляют план развития, подготавливают ресурсы. На этапе Seed можно искать инвесторов для финансирования.
Прототип. Создатели делают рабочую модель продукта или сервиса с основными функциями. Например, закупают небольшое количество товара, делают простой лендинг с кнопкой «Заказать», придумывают, что делать с доставкой — развозить товар самим или через посредников.
Альфа-версия. Создатели начинают обкатывать прототип в деле — проводят простые тесты без привлечения других людей, чтобы найти ошибки и устранить их. Например, понимают, что лучше сменить подрядчика по доставке, потому что у действующего нет онлайн-оплаты, а у конкурента есть.
Закрытая бета-версия. Создатели привлекают к тестированию больше людей — для этого представляют продукт небольшой аудитории и собирают обратную связь. Например, рассказывают о запуске бизнеса в соцсетях и предлагают друзьям и знакомым купить продукт. Задача этого этапа — обкатать продукт на аудитории, найти недоработки и добавить пожелания.
Открытая бета-версия. Итоговую версию продукта запускают по-настоящему. Создатели начинают активно вкладываться в маркетинг, привлекать новую аудиторию и масштабировать бизнес.
После того как стартап запущен, создатели решают, что делать дальше — развивать проект как традиционный бизнес или продать его.
Примеры успешных проектов
Расскажем о нескольких успешных русскоязычных стартапах, которые превратились в прибыльный бизнес.
Flowwow — маркетплейс цветов и подарков, который создали два екатеринбуржца. Площадка принимает заказы от покупателей и оплату и организует доставку по России и другим странам. В 2014 году сервис получил инвестиции от инкубатора ФРИИ и владельца компании AMF Станислава Котомкина — 1,4 млн рублей и 4 млн рублей. Компания потратила их для выхода на новый рынок.
iFarm — производство вертикальных теплиц для выращивания овощей, который создали три предпринимателя в Новосибирске. Теплицы можно использовать в городе — в подвале дома или склада — и выращивать овощи для своего бизнеса. Фермами управляет искусственный интеллект. В 2020 году производство привлекло инвестиции фонда Gagarin Capital и нескольких частных инвесторов — всего около 1 млн долларов. Компания потратила их на развитие проекта — наем персонала, доработку инженерных систем и выход на европейский рынок.
Clockster — сервис управления персоналом для малого бизнеса, который создали четверо предпринимателей из Казахстана. Система автоматизирует расчет зарплаты, ведет учет рабочего времени, позволяет распределять задачи между членами команды. В 2020 году стартап привлек почти 750 000 $ инвестиций — инвесторами стали фонд из Сингапура Quest Ventures, российский HR-акселератор и частный инвестор.
Что важно запомнить
- Главная задача стартапа — выяснить, будет продукт или сервис интересен клиенту или нет.
- Есть несколько стадий развития стартапа — от формулирования сырой идеи до обкатанного прототипа. В результате создатели могут продать стартап или начать развивать его как полноценный бизнес.
- Стартапы могут привлечь финансирование со стороны — от фондов, других крупных бизнесов и частных инвесторов, — если смогут убедить их в прибыльности идеи и дадут долю в компании.