Ретейлеры продают товар строго конечному потребителю — это B2C-бизнес. Их клиенты покупают продукцию для личного пользования, а не с целью заработать. Например, к ретейлу относятся магазины «ВкусВилл» и 12 STOREEZ, которые продают товары поштучно с большой наценкой.
В этом главное отличие ретейла от оптовой торговли. В опте клиенты покупают товары для перепродажи — часто большими партиями, поэтому наценка небольшая.
Получается, сами ретейлеры закупают товар оптом — напрямую у производителей или через дистрибьюторов, — а продают в розницу.
Каким бывает ретейл
В зависимости от формата торговли выделяют следующие виды ретейла:
- Продуктовый — розничная продажа продуктов питания. Ей занимаются все торговые точки, где можно приобрести еду, будь то рынок, торговые палатки или супермаркеты.
- Непродуктовый — продажа всего, что не относится к продуктам питания. Например, одежды, техники, мебели.
- Стрит-ретейл — торговое помещение на первом этаже дома, как правило, с отдельным входом. В их числе небольшие супермаркеты формата «у дома».
- Сетевой — сеть магазинов под одним брендом и с одним владельцем. У таких магазинов единые цены, логистика и система закупок. Это Пятерочка, Подружка, Леруа Мерлен.
- Онлайн-ретейл — розничная продажа через интернет. В эту категорию входят и маркетплейсы.
Подготовили для вас инструкции по открытию популярных видов ретейла:
Как зарабатывают ретейлеры
В отличие от оптовых продавцов ретейлеры зарабатывают на высоких наценках и проводят акции.
Наценка. Это разница между ценой, по которой закупался товар, и его конечной стоимостью на полке. Наценка зависит от множества факторов: категории товара, объема спроса, сезонности, страны производителя, формата самого магазина.
Например, дискаунтер делает минимальные наценки, потому что у него мало расходов: площадь таких магазинов обычно небольшая, нередко товары поступают сразу из распределительных центров. Кроме того, у него небольшой ассортимент. В результате наценка может быть 10—15% от закупочной стоимости, тогда как в обычных магазинах она достигает 50%.
Опт в отличие от ретейла зарабатывает в первую очередь на больших объемах.
Акции. Это может быть снижение цен, кэшбэк, дополнительное количество товара — например, два шампуня по цене одного, — проведение розыгрыша призов.
В опте акций почти не бывает. Продавец может снижать цену при определенном объеме закупки. Как правило, чем больше объем, тем ниже стоимость. Например, если магазин заказывает у производителя 100 носков, они стоят 37 ₽, а если 1000 — 25 ₽. Иногда в опте цена может снижаться с целью распродажи остатков товаров.
Что важно запомнить
- Ретейл — это розничная торговля для конечного потребителя. Покупатель берет товар для себя, а не для перепродажи.
- Ретейлер может закупать товар как у оптовиков, так и напрямую у производителей.
- Основной способ заработка ретейлеров — наценка на товары.