Основные средства, ОС, — это имущество бизнеса, которое помогает компании или ИП работать и получать доход.
Что такое основные средства
Основные средства — это имущество, которое принадлежит бизнесу и стоит больше 100 000 ₽. С его помощью предприниматель или ИП производят товары, предоставляют услуги или выполняют другие задачи бизнеса.
К основным средствам относят материальные активы, которые используются более одного года. Например, станок для печати на футболках, склад или автомобиль. А вот сырье, упаковка, топливо или готовая продукция к основным средствам уже не относятся.
Что относят и не относят к основным средствам
Есть шесть критериев, по которым определяют, что относится к основным средствам:
- Объект используют в производстве товара, при выполнении работ или оказании услуг. Подойдет и то, что используется для управленческих нужд либо сдачи в аренду. Например, служебный автомобиль директора кондитерской фабрики напрямую не участвует в производстве, но задействован в работе и считается основным средством предприятия.
- Ожидаемый срок полезного использования объекта более 12 месяцев. Лист бумаги или банка с краской могут лежать на полке годами, но основным средством не станут — при использовании они быстро заканчиваются.
- Объект приобрели не для того, чтобы перепродать. Так, машины, которые автосалон покупает у производителей или населения, а затем продает, для салона не основные средства, а товар.
- Объект способен принести экономическую выгоду. Фрезерный станок помогает предприятию получать деньги — это ОС. А дорогая картина в кабинете директора заработку не способствует и ОС быть не может.
- Объект изнашивается с течением времени. Поэтому здание — ОС, а земельный участок под ним — нет, поскольку с годами он практически не меняется.
- Затраты на приобретение ОС и доведение до состояния, в котором его можно использовать, не меньше лимита. В налоговом учете это 100 000 ₽, а в бухгалтерском организация устанавливает его самостоятельно. Многие берут за основу налоговый лимит.
Все типы основных средств указаны в Общероссийском классификаторе основных фондов. Вот основные виды:
- здания и сооружения;
- рабочие и силовые машины, транспортные средства;
- оборудование;
- компьютеры;
- инструменты и хозяйственный инвентарь;
- племенной скот и многолетние растения.
В состав основных средств не входит готовая продукция любой стоимости и длительности использования, поскольку ее будут продавать. Также к основным средствам не относятся, например, запчасти для других ОС, спецодежда и тара для хранения.
Первоначальная стоимость ОС
Основные средства есть практически у каждого бизнеса — и у ИП, и у компаний. И тем, и другим нужно сформировать первоначальную стоимость ОС — это сумма, за которую бизнес получил ОС в состоянии, пригодном для использования. Допустим, компании нужен гараж:
- его можно купить — тогда первоначальной стоимостью основного средства будет цена покупки;
- можно построить — его стоимостью станут затраты на строительство;
- учредитель может внести свой гараж в уставный капитал компании. Тогда нужен отчет оценщика, и по его цене объект примут к учету;
- если компания получила гараж бесплатно — его ценой станет рыночная.
Во всех случаях в первоначальную стоимость включают сопутствующие затраты, например в случае с гаражом — госпошлину за оформление в собственность.
Переоценка стоимости основных средств. Со временем основные средства изнашиваются, и их рыночная стоимость падает. Иногда она, наоборот, растет — например, если район, где стоит недвижимость, стал популярнее.
Чтобы балансовая стоимость ОС равнялась рыночной в бухучете, проводят переоценку. Она полезна, например, при подготовке бизнеса к продаже: покупатель будет видеть реальную стоимость основных средств.
К этому можно привлечь независимого оценщика, который укажет текущую рыночную стоимость объекта.
Проводить переоценку не обязательно. Однако, если вы сделаете это один раз, в дальнейшем процедуру придется проводить регулярно. Компания сама устанавливает периодичность переоценки, но ее нельзя проводить чаще одного раза в год. ИП основные средства не переоценивают, поскольку бухучет не ведут. А в налоговом учете переоценку не делает никто: ни ИП, ни компании.
Срок полезного использования основных средств
Для любого ОС надо установить срок полезного использования. Это оценочное время, в течение которого объект будет работоспособен. Для налоговых целей срок берут из классификации ОС. В бухучете компании устанавливают срок сами, но обычно его делают таким же, как в налоговом учете.
После модернизации срок полезного использования основных средств может вырасти. Но группу из классификации все равно менять будет нельзя. Например, по классификации дуговая электропечь относится к шестой группе, поэтому ее срок полезного использования — 10—15 лет. При покупке печи изначально компания установила ее срок полезного использования в десять лет. После модернизации срок печи максимально может вырасти до самого большого в этой группе — 15 лет.
Если вашего ОС нет в классификации, можно установить срок полезного использования самостоятельно, опираясь на срок эксплуатации, указанный в технической документации или рекомендациях производителя.
Учет основных средств
Как учитывать ОС, зависит от формы бизнеса и системы налогообложения.
Бухучет. Предприниматели не ведут бухучет, включая и учет основных средств.
Компании отражают основные средства в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, а затем постепенно списывают ее в расходы — это называется амортизацией. В отдельной статье мы объяснили, как начислять и вести учет амортизации.
Налоговый учет. Компании и ИП на ОСН учитывают основные средства для налогового учета так же, как компании для бухучета, — фиксируют первоначальную стоимость ОС и амортизируют ее.
Компании и ИП на УСН «Доходы минус расходы» списывают первоначальную стоимость ОС полностью в году приобретения. На УСН «Доходы» ОС в налоговом учете вообще не показывают.
Компании и ИП на любой УСН должны учитывать амортизацию для исчисления остаточной стоимости ОС — разницы между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. Остаточная стоимость всех основных средств любого упрощенца не должна превышать 150 млн рублей.
Предприниматели на патентной системе не учитывают ОС и не исчисляют остаточную стоимость.
Чек-лист «Как работать на УСН с 2025 года»
Кратко рассказали в чек-листе об изменениях на УСН с 2025 года. Принцип работы с чек-листом простой: его можно скачать и распечатать, чтобы ничего не забыть при работе на УСН.
Что такое инвентарный объект
Основные средства в бухучете считаются инвентарными объектами. Каждому объекту компания присваивает инвентарный номер и заводит отдельную карточку. Форму такой карточки бизнес может разработать самостоятельно или взять из учетной программы.
Инвентарным объектом считается основное средство вместе со всеми приспособлениями. Например, в автомобиль как инвентарный объект входят запасное колесо, набор инструментов, аптечка и прицеп.
У одного ОС может быть несколько частей. Если их сроки полезного использования сильно отличаются, каждая такая часть будет считаться отдельным инвентарным объектом. Например, у авиакомпании основное средство — самолет. Срок службы корпуса самолета может быть 20—30 лет, тогда как двигатель рассчитан максимум на десять лет. Тогда корпус самолета будет одним инвентарным объектом, а двигатель — другим.
Как учесть расходы на содержание ОС
Деньги, которые бизнес тратит на содержание и ремонт основных средств, записывают в расходы и снижают налогооблагаемую базу. К таким затратам относят текущий и капитальный ремонт зданий, техосмотр, ремонт авто и другие работы.
Если работа с ОС улучшает его первоначально принятые показатели — срок полезного использования, мощность, качество создаваемых изделий, — затраты увеличат первоначальную стоимость объекта. Например, к зданию завода пристроили гараж для служебных машин. В таком случае бухгалтер запишет затраты на строительство гаража во вложения во внеоборотные активы, а после завершения работ — увеличит на эту сумму стоимость основного средства.
Модернизацию ОС компании отражают в карточке инвентарного объекта. Если характеристики или назначение ОС существенно поменялись, нужно завести новую карточку. Например, если ручной станок теперь работает в автоматическом режиме и управляется с пульта. Старую карточку нужно сохранить как источник информации.
Списание основных средств
Если основное средство компании перестало приносить прибыль, его продали или у объекта закончился срок полезного использования, ОС нужно списать. Для этого нужно собрать комиссию, в которую должен входить главный бухгалтер.
Комиссия осматривает объект и подписывает акт списания. Его можно составить по унифицированной форме либо использовать другую, принятую в компании.
Затраты, которые нужны для списания ОС, например на демонтаж, услуги грузчиков, утилизацию, признаются прочими расходами. Деньги, вырученные от продажи ОС, считаются прочими доходами.
Что важно запомнить
- Основные средства — это имущество бизнеса, которое стоит больше 100 000 ₽ и используется в работе минимум год.
- Основные средства должны использоваться в работе и приносить бизнесу прибыль.
- У основных средств есть срок полезного использования. После модернизации ОС этот срок может вырасти.
- В бухучете отражают только основные средства организации, ИП бухучет не ведут. Налоговый учет ОС зависит от формы налогообложения бизнеса.