Большинство учредителей бизнеса в России, когда выбирают форму юридического лица, останавливаются на обществе с ограниченной ответственностью — ООО.
При такой форме личные деньги учредителей защищены: если компания больше не может платить по счетам, участникам ООО не придется погашать долги из своих средств. Они рискуют только потерей суммы, которую вложили в компанию на старте, — первоначальной стоимостью доли в уставном капитале.
Но в некоторых ситуациях участников могут привлечь к субсидиарной ответственности, а директора и главного бухгалтера еще и к уголовной.
Что такое ООО
ООО — это одна из форм ведения бизнеса, его создают учредители. Это может быть один человек или несколько, но не больше 50.
Они вкладывают деньги или имущество в бизнес на старте, формируя уставный капитал — сумму, которую можно потратить на развитие бизнеса. Минимальный размер уставного капитала — 10 000 ₽, эту сумму можно внести только деньгами.
Верхней границы нет. Если учредители хотят внести больше, они могут дополнить уставный капитал деньгами или имуществом. Например, один из учредителей может предоставить помещение под офис, а другой — внести 50 000 ₽.
Доли в компании распределяются в зависимости от того, сколько денег или имущества каждый из учредителей внес в уставный капитал.
Иван, Владимир и Николай решили открыть кофейню. Иван внес 20 000 ₽, Владимир 30 000 ₽, а Николай 50 000 ₽. Всего — 100 000 ₽.
Теперь Иван владеет 20% компании, Владимир — 30%, а Николай — половиной.
После создания ООО доли могут переходить к другим людям. Это позволяет им стать участниками — получать дивиденды и решать основные вопросы, связанные с деятельностью компании. Но учредителями можно называть только тех людей, которые основали компанию.
В ООО есть общее собрание участников. На нем обсуждают основные вопросы деятельности компании, а в конце принимают решения голосованием. Участники ООО голосуют в зависимости от размера доли. Результаты собрания закрепляют в протоколе.
Есть и другие формы ведения бизнеса. Если человек хочет зарегистрировать юрлицо, например, чтобы вести бизнес с партнером, он может выбрать одну из двух форм — ООО или АО. А если планирует вести дело один — стать ИП или самозанятым.
Чем ООО отличается от ИП
ИП — это статус физлица. Он дает человеку право заниматься предпринимательством. ООО — это юрлицо, его открывают, чтобы вести бизнес с партнерами. Собрали основные отличия между ИП и ООО в таблицу.
У ООО в отличие от ИП сложная отчетность, поэтому нужна помощь бухгалтера. Но можно привлекать инвестиции, а если возникнет необходимость — продать компанию.
Чем ООО отличается от АО
В ООО участники владеют долями, а в акционерном обществе — акциями. Состав участников в ООО обычно постоянный, а в АО может часто меняться.
Есть и другие отличия. Собрали их в таблицу.
ООО создать легче, чем АО. При создании акционерного общества надо проводить эмиссию ценных бумаг, а это дополнительные время и деньги.
Как открыть ООО
Перед тем как открыть ООО, надо:
- придумать название;
- выбрать юридический адрес;
- выбрать код ОКВЭД;
- выбрать систему налогообложения.
После этого надо собрать пакет документов:
- заявление по форме Р11001;
- протокол общего собрания учредителей или решение единственного учредителя;
- документы, которые подтверждают юридический адрес.
Подать документы в налоговую инспекцию можно лично и через МФЦ, через сайт ФНС или госуслуги, с помощью нотариуса или через посредников.
Собрали для вас бесплатный пакет с документами для открытия ООО, чтобы не пришлось тратить время на их поиск.
Какие налоги платит ООО
Все ООО вне зависимости от системы налогообложения платят НДФЛ и страховые взносы за сотрудников, земельный и транспортный налоги, а также налог на имущество организаций.
В некоторых случаях компании обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость — если работают на общей системе налогообложения или едином сельхозналоге, ввозят товары из-за границы, стали налоговыми агентами плательщика НДС, выдали счет-фактуру.
У каждой системы налогообложения есть свои особенности, а иногда дополнительные налоги. Совмещать сразу несколько налоговых режимов ООО не может.
Как закрыть ООО
Чтобы закрыть ООО, надо:
- Созвать общее собрание участников и голосованием принять решение о ликвидации компании. Результат надо закрепить в протоколе, который подписывают все участники общества. Кроме этого, на собрании надо утвердить состав ликвидационной комиссии.
- Создать ликвидационную комиссию — это группа, которая занимается закрытием компании. Например, сообщает в налоговую инспекцию информацию о том, что ООО закрывают. Можно поручить ликвидацию компании одному человеку.
- Подать документы в центр занятости и уведомить сотрудников о прекращении деятельности компании. Сделать это надо минимум за два месяца до ликвидации бизнеса.
- Рассчитаться со всеми контрагентами.
- Отчитаться по налогам и взносам.
- Подать в налоговую инспекцию документы на ликвидацию ООО.
Обычно ликвидация ООО с момента общего собрания занимает от четырех месяцев до года.
Что важно запомнить
- ООО — это форма ведения бизнеса. Его капитал разделен на доли, в зависимости от размера которых распределяют прибыль.
- Создать ООО может один или несколько учредителей. Все, кто позже покупают доли в компании, становятся участниками и получают право на дивиденды.
- Открыть ООО можно самостоятельно: надо придумать название, подобрать коды ОКВЭД, выбрать систему налогообложения, собрать пакет документов.
- Процесс закрытия ООО небыстрый. Перед тем как ликвидировать компанию, надо отчитаться по налогам и рассчитаться с контрагентами.