Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Ситуация на рынке, когда аналогичный товар производят лишь несколько компаний
Монополия — модель рынка, когда одна компания контролирует цену и предложение. Олигополия — схожее явление, но на рынке доминирует несколько компаний. Обычно говорят о 2—5 лидерах, но в отдельных случаях их может быть больше 10.
Чаще всего олигополии образуются естественно и в наукоемких, технически тяжелых отраслях. Например, в нефтяной промышленности, авиационной, металлургии и производстве чипов.
Рассказываем, что такое олигополия и чем она отличается от свободной конкуренции.
Главное отличие олигополии от рынка свободной конкуренции — в способах принятия решений отдельными участниками. Но есть и другие — собрали их в одну таблицу.
Рынок свободной конкуренции | Олигополия | |
---|---|---|
Цены | Свободное ценообразование | Компании устанавливают цены на одном уровне |
Барьер входа | Низкий | Высокий |
Товары | Разнообразие ассортимента | Аналогов нет либо их трудно найти/произвести |
Издержки | Большие объемы производства не обязательны, можно покрывать через наценку | Можно покрыть только при больших объемах производства |
Принятие решений | Независимость | Взаимозависимость олигополий |
У олигополий есть пять ключевых признаков:
Олигополистам обычно выгоднее сотрудничать друг с другом, чем конкурировать. Например, попытка демпинговать — намеренно занижать цены — может привести к ценовым войнам. А снижение цен или объемов производства не только сократит прибыль компаний, но и приведет к упадку отрасли в целом.
Выделяют два вида олигополии по типу продукции.
Дифференцированная, или неоднородная. Компании производят аналогичные продукты, при этом у потребителей есть разнообразие ассортимента. Пример такой олигополии — автомобилестроение. Производители машин стремятся к различиям в дизайне, технических характеристиках, материалах.
Недифференцированная, или однородная. Олигополисты торгуют продукцией, в которой небольшое разнообразие сортов, типов, марок. Например, нефтью. При однородной олигополии компании могут вытеснять конкурентов за счет цен, объема добычи или производства.
Кроме того, на рынке может быть олигополия доминирования, когда одна компания становится лидером. Она может быть крупнее других олигополистов. При доминирующей модели олигополии компания-лидер неофициально определяет цены, а другие олигополисты следуют за ней.
У олигополий есть четыре способа определения цен:
Модель ломаной кривой спроса. Когда один игрок снижает цены, другие участники могут последовать за ним, иначе они рискуют потерять покупателей. Но если игрок повысит цены, никто из конкурентов не повторит этот маневр. Такая модель говорит о негибкости цен на рынке олигополии.
Лидерство в ценах. Ведущая компания отрасли, которая занимает большую долю рынка, неофициально диктует стоимость продукции. Поскольку ее товаров больше, цены на продукцию доминирующей компании становятся рыночными.
Например, компания «Ромашка» продает товар за 2000 ₽, остальные участники олигополии «подтягиваются», устанавливая такую же цену. Как правило, ведущая компания не меняет цены часто, иначе есть риск ценовой войны. Она действует аккуратно и реагирует на изменения в отрасли: например, на значительный рост налогов, удорожание ресурсов.
Тайный сговор. Участники рынка заключают неофициальное соглашение о фиксированных ценах и квотах продаж, чтобы нарастить общую прибыль.
Издержки плюс. Компания рассчитывает издержки на единицу продукции и плановый уровень прибыли. Это характерно для неоднородных олигополий, например в автомобилестроении.
Это работает так: допустим, себестоимость машины — 500 000 ₽. Производитель посчитал, что для окупаемости вложений ему нужно продавать автомобиль
Количество товаров, которые потребители могут и хотят купить в определенный промежуток времени
Вероятность наступления негативных событий в бизнесе
Документ с данными о работе компании или ИП, который подают в контролирующие органы или используют для внутренних целей