Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ГлоссарийРедактор: Мария Кокорева

Олигополия

Ситуация на рынке, когда аналогичный товар производят лишь несколько компаний

Монополия — модель рынка, когда одна компания контролирует цену и предложение. Олигополия — схожее явление, но на рынке доминирует несколько компаний. Обычно говорят о 2—5 лидерах, но в отдельных случаях их может быть больше 10.

Чаще всего олигополии образуются естественно и в наукоемких, технически тяжелых отраслях. Например, в нефтяной промышленности, авиационной, металлургии и производстве чипов.

Рассказываем, что такое олигополия и чем она отличается от свободной конкуренции.

Основные черты олигополии

Главное отличие олигополии от рынка свободной конкуренции — в способах принятия решений отдельными участниками. Но есть и другие — собрали их в одну таблицу.

Рынок свободной конкуренцииОлигополия
ЦеныСвободное ценообразованиеКомпании устанавливают цены на одном уровне
Барьер входаНизкийВысокий
ТоварыРазнообразие ассортиментаАналогов нет либо их трудно найти/произвести
ИздержкиБольшие объемы производства не обязательны, можно покрывать через наценкуМожно покрыть только при больших объемах производства
Принятие решенийНезависимостьВзаимозависимость олигополий

У олигополий есть пять ключевых признаков:

  1. Неценовое регулирование. По своему желанию компании не могут снижать или повышать цены. Как правило, стоимость товара или услуги у конкурентов колеблется на одном уровне.
  2. Высокий барьер входа для новеньких. Сферы, которые контролирует олигополия, требуют для новых компаний больших финансовых вложений и компетенций.
  3. Товары, которые производят олигополисты, невозможно или трудно заменить.
  4. Покрытие издержек для олигополистов возможно только при больших объемах производства. Это происходит из-за высокой себестоимости производства и невозможности компании самостоятельно устанавливать высокую наценку.
  5. Взаимозависимость участников олигополии. Несмотря на то, что каждая компания занимает значительную долю рынка, она все равно зависит в принятии решений от других игроков и не может кардинально менять положение дел. Например, увеличивать объем поставок или производства.

Олигополистам обычно выгоднее сотрудничать друг с другом, чем конкурировать. Например, попытка демпинговать — намеренно занижать цены — может привести к ценовым войнам. А снижение цен или объемов производства не только сократит прибыль компаний, но и приведет к упадку отрасли в целом.

Модели олигополии

Выделяют два вида олигополии по типу продукции.

Дифференцированная, или неоднородная. Компании производят аналогичные продукты, при этом у потребителей есть разнообразие ассортимента. Пример такой олигополии — автомобилестроение. Производители машин стремятся к различиям в дизайне, технических характеристиках, материалах.

Недифференцированная, или однородная. Олигополисты торгуют продукцией, в которой небольшое разнообразие сортов, типов, марок. Например, нефтью. При однородной олигополии компании могут вытеснять конкурентов за счет цен, объема добычи или производства.

Кроме того, на рынке может быть олигополия доминирования, когда одна компания становится лидером. Она может быть крупнее других олигополистов. При доминирующей модели олигополии компания-лидер неофициально определяет цены, а другие олигополисты следуют за ней.

Как олигополия определяет цены

У олигополий есть четыре способа определения цен:

  • модель ломаной кривой спроса;
  • лидерство в ценах;
  • тайный сговор;
  • издержки плюс.

Модель ломаной кривой спроса. Когда один игрок снижает цены, другие участники могут последовать за ним, иначе они рискуют потерять покупателей. Но если игрок повысит цены, никто из конкурентов не повторит этот маневр. Такая модель говорит о негибкости цен на рынке олигополии.

Лидерство в ценах. Ведущая компания отрасли, которая занимает большую долю рынка, неофициально диктует стоимость продукции. Поскольку ее товаров больше, цены на продукцию доминирующей компании становятся рыночными.

Например, компания «Ромашка» продает товар за 2000 ₽, остальные участники олигополии «подтягиваются», устанавливая такую же цену. Как правило, ведущая компания не меняет цены часто, иначе есть риск ценовой войны. Она действует аккуратно и реагирует на изменения в отрасли: например, на значительный рост налогов, удорожание ресурсов.

Тайный сговор. Участники рынка заключают неофициальное соглашение о фиксированных ценах и квотах продаж, чтобы нарастить общую прибыль.

Издержки плюс. Компания рассчитывает издержки на единицу продукции и плановый уровень прибыли. Это характерно для неоднородных олигополий, например в автомобилестроении.

Это работает так: допустим, себестоимость машины — 500 000 ₽. Производитель посчитал, что для окупаемости вложений ему нужно продавать автомобиль за 650 000 ₽. Так, наценка составит 30%.

Что важно запомнить

  1. Олигополия — ситуация на рынке, когда аналогичную продукцию производит несколько компаний. Как правило, в олигополии может быть от трех до десяти участников.
  2. Олигополии образуются в сложных, наукоемких и затратных сферах вроде нефтедобычи, авиастроительства, электроэнергетики.
  3. В олигополии очень высокий порог входа и большая зависимость компаний друг от друга в ценообразовании.

Поделитесь статьей

Сейчас читают