У Дмитрия Голованова столярная мастерская. Затраты на древесину, инструменты и зарплаты столяров — его прямые расходы, потому что можно точно подсчитать, на создание каких изделий они потрачены. А вот деньги на аренду мастерской, оплату коммунальных услуг и рекламу — это накладные расходы. Они не связаны напрямую с производством мебели, но без них бизнесу не выжить. Разберемся, что входит в накладные расходы и для чего их нужно учитывать.
Что такое накладные расходы
Накладные, или косвенные, расходы — это издержки, которые напрямую не связаны с производством товара, оказанием услуги или выполнением работ. Например, к накладным относят:
- Фиксированные издержки. Это постоянные затраты, не зависящие от объема основных операций. Например, арендная плата за офис, зарплаты административного персонала, страхование и налоги, которые не привязаны к конкретному продукту или услуге.
- Издержки на общую эксплуатацию бизнеса: расходы на оплату коммунальных услуг, обслуживание оборудования.
- Маркетинговые расходы. Это затраты на продвижение бренда или продуктов на рынке.
- Обучение персонала. Эти издержки важны для бизнеса, чтобы повышать квалификацию сотрудников, но не связаны с производством напрямую.
- Административные издержки: бухгалтерия, юридические услуги, расходы на офисные материалы, телефон и интернет.
Обычно бизнес сам решает, что включать в накладные расходы.
Зачем учитывать накладные расходы
Если бизнес будет считать только прямые расходы, он может прогореть. Учет накладных расходов помогает:
- определить стоимость продукции, работы или услуги так, чтобы она покрывала затраты;
- спланировать бюджет;
- принять обоснованное решение, например, настало ли время расширить бизнес;
- оценить финансовую устойчивость компании или ИП.
Представим, что предприниматель открывает кофейню, фокусируясь только на прямых расходах: закупке кофе, молока и выпечке, оплате труда бариста и аренде помещения. Он устанавливает цены на напитки, которые покроют эти издержки, но забывает про зарплату административного персонала, затраты на рекламу и коммунальные услуги. В итоге цены на напитки будут ниже, чем в соседних кофейнях, — это привлечет клиентов, но доходы не покроют издержки. Вероятно, бизнес сработает в минус.
Как посчитать накладные расходы
Накладные расходы считают по формуле:
![как рассчитать накладные расходы](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FsAjbpV2x-1.png&w=1360&h=177)
Под общими издержками понимают сумму всех расходов, связанных с бизнесом.
Под прямыми — затраты, которые можно прямо отнести к конкретному продукту, услуге или проекту.
Вернемся к примеру про столярную мастерскую. Прямые издержки на производство мебели — 100 000 ₽ в месяц. Общие издержки мастерской за этот период — 150 000 ₽.
![формула расчета накладных расходов](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252F8DD2z0wK-2.png&w=1360&h=272)
Можно подсчитать, какую часть от прямых расходов составляют накладные. Для таких расчетов используют формулу:
![коэффициент накладных расходов](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FWSKMKGlg-3.png&w=1360&h=262)
В примере со столярной мастерской коэффициент накладных расходов будет таким:
![формула кн](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F02%252FUOxSLQZE-4.png&w=1360&h=357)
Обычно чем ниже коэффициент, тем эффективнее работает бизнес.
Как снизить накладные расходы
Предположим, что спустя год работы мастерской Дмитрий Голованов заметил: ее прибыльность снижается, и у него больше не получается покрывать все затраты с текущего объема продаж мебели.
Чтобы наладить дела в бизнесе, Дмитрий может снизить накладные расходы. Вот как это можно сделать:
- Провести анализ затрат и оценить, как расходы соотносятся с текущим объемом продаж.
- Рассмотреть возможность оптимизировать штат. Может быть, стоит пересмотреть график работы сотрудников или обучить их многозадачности.
- Пересмотреть поставщиков — возможно, кто-то поставляет древесину дешевле, чем контрагент Дмитрия.
- Разобраться, эффективно ли в мастерской используют оборудование. Возможно, большую часть дня верстак простаивает, а за ручным инструментом выстраивается очередь.
- Оценить эффективность маркетинговых кампаний и сосредоточиться на тех каналах привлечения клиентов, которые показали наилучший результат.
На пути снижения накладных расходов главное — не переборщить. Для столярной мастерской важно качество древесины, поэтому не стоит резко переходить на самые дешевые породы дерева, чтобы не растерять клиентов.
Что важно запомнить
- К накладным расходам относят затраты бизнеса, которые не связаны с производством товаров, оказанием услуг или выполнением работ напрямую.
- Примеры накладных расходов — это плата за аренду офиса и коммунальные услуги, траты на зарплаты административного персонала и обучение сотрудников.
- Чтобы посчитать накладные расходы, из общих издержек вычитают прямые.
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов