Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Клиринг


Безналичные расчеты между сторонами с использованием взаимозачета требований и обязательств


Безналичные расчеты между сторонами с использованием взаимозачета требований и обязательств


Магазин спорттоваров открыл расчетный счет в банке Т. В магазин пришел Сева и купил мяч за 2500 ₽. Сева пользуется банком С, поэтому после покупки банк С должен перевести в банк Т 2500 ₽.

Следом в магазин пришел Саша, чтобы вернуть футболку за 1000 ₽. Саша тоже пользуется банком С. Магазин сделал возврат: банк Т должен перевести в банк С 1000 ₽.

Чтобы упростить работу, банки используют клиринговые расчеты — взаимно засчитывают обязательства и переводят только разницу. В итоге операция будет одна — банк С переведет 1500 ₽ банку Т. Если банков будет сто, а поручений клиентов — десять миллионов, клиринг существенно уменьшит количество расчетов, которые реально нужно совершить.

Что такое клиринг

Простыми словами клиринг — это процесс, в котором участники рынка обмениваются финансовыми требованиями и обязательствами при расчетах. В бизнесе клиринг —.разновидность бартера, когда вместо денег при расчетах по сделкам могут зачесть товары, работы или услуги.

Клиринг заметно упрощает работу с финансами, вот основные плюсы:

  1. Платежи проводятся быстрее. Стороны оперативнее получают деньги, поскольку банкам и биржам приходится совершать меньше платежей. Кроме того, клиринг упрощает финансовые операции, из-за чего банки и биржи работают быстрее.
  2. Снижается спрос на наличные. За счет клиринга безналичные расчеты становятся удобнее — не надо ждать, пока деньги придут в банк контрагента.
  3. Снижается комиссия за операции. Если бы банки реально пересылали друг другу деньги по каждой сделке, комиссия за любой межбанковский перевод была бы огромной.

При этом система неидеальна. Если в результате сбоя или умышленного обмана клиринговая палата получит неверную информацию, при подсчете итогов операций будет ошибка. Придется «расплетать» расчеты и искать причину несоответствия. Чтобы избежать ошибок, банки и биржи тщательно проверяют операции.

Если подобная ситуация произойдет на бирже, отмена операции не вернет все как было. Например, если отменить продажу акций, придется возвращать покупателю деньги, даже если цена акций изменилась.

Какие типы клиринга существуют

В зависимости от количества сторон в расчетах клиринг бывает простым и многосторонним. Простой — между двумя участниками, многосторонний — когда сторон больше.

По типу участников выделяют четыре типа клиринга:

  • межбанковский;
  • валютный;
  • товарный;
  • биржевой.

Межбанковский — расчеты между банками, как в примере в начале статьи.

Валютный — расчеты между странами при международной торговле. Например, в период Второй мировой войны две трети расчетов за оборот товаров приходилось на клиринг — страны отправляли друг другу только разницу между взаимными обязательствами.

Товарный — бизнес может сам взаимозачесть оплату за товары, работы и услуги. К примеру, компании используют бартер с доплатой — это тоже своего рода клиринг.

Биржевой — между брокерами и инвесторами за ценные бумаги. К примеру, трейдер продал акции на 10 000 ₽ и сразу купил другие за 8000 ₽. Брокер проведет одну реальную денежную операцию и передаст инвестору 2000 ₽ разницы.

По типу организации расчетов клиринг может быть централизованным и нецентрализованным. Например, товарный клиринг обычно нецентрализованный — стороны сами договариваются о взаимозачете.

Остальные типы клиринга, как правило, централизованные. В них расчетами управляют специальные организации — клиринговые палаты. Есть государственные палаты и частные — их создают коммерческие банки для эффективного управления расчетами.

Как устроен процесс клиринга

В России клиринговую деятельность контролирует Центробанк — он выдает лицензии. В феврале 2024 года в стране действуют семь клиринговых организаций.

В межбанковском клиринге, когда банк получает распоряжение от клиента перевести деньги, информация об этом уходит в клиринговую палату. Организация собирает такие сообщения, обрабатывает их и периодически рассчитывает сальдо или итог операций — сколько денег в результате должен получить каждый банк. Затем эта информация уходит в Центробанк, после чего деньги в действительности переходят от одного банка к другому.

Похожая схема действует в биржевом клиринге. У каждой биржи обычно своя клиринговая организация, которая обрабатывает все платежи. На бирже расчет итогов по сделкам проходит по расписанию. Например, на Московской бирже итоги подводят с 14:00 до 14:05 и с 18:45 до 19:00.

Что важно запомнить

  1. Клиринг — это процесс, в котором участники рынка обмениваются финансовыми обязательствами при расчетах по сделкам.
  2. В нецентрализованном клиринге сальдо обязательств и требований денег считают сами участники. В централизованном этим занимается клиринговая палата.
  3. Клиринговая палата подсчитывает конечный итог всех операций за клиринговый период и передает в Центробанк. Затем регулятор переводит сальдо операций на счета банков.
  4. Главная задача клиринга — упростить и ускорить расчеты.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости