Есть устойчивое выражение «метод проб и ошибок». По сути это и есть способ работы итерациями. Итерация — это один маленький цикл «попробовали — ошиблись — исправили». Многократное повторение такого цикла позволяет совершенствовать продукты, технологии и бизнес-процессы.
Что такое итерация и для чего она нужна
Итерация, от латинского iteratio — повтор, — повторение одной и той же последовательности действий для достижения нужного результата. То есть это один шаг в циклическом процессе совершенствования чего-то.
Термин пришел из программирования, но метод итераций может применяться в любой области человеческой деятельности, в том числе и в бизнесе.
Представим, что повар-технолог разрабатывает рецепт нового супа для кафе. Он подсаливает суп, потом его пробует — тестирует вкусовые качества. На основе этой оценки он может принять решение подсолить еще. Потом снова пробует суп. Каждое добавление соли — это и есть итерация, то есть маленький шаг к результату. С помощью итеративного подхода можно добиться оптимального результата — не пересолить суп, положив в него много соли сразу, а добавлять небольшими порциями, чтобы получился нужный вкус.
Итеративный подход позволяет шаг за шагом развивать продукт или бизнес-процесс. Каждая итерация может восприниматься как отдельный маленький проект. При таком подходе удобно планировать время на производство и равномерно распределять нагрузку на команду. Сотрудникам не приходится напрягаться и брать сверхурочные, чтобы за короткий срок довести результат до совершенства: все происходит небольшими шагами.
Как работает итерация
Итерацию можно разложить на пять шагов:
Шаг 1. Планирование. Сначала моделируют результат, которого хотели бы достигнуть в бизнесе, выдвигают гипотезы, ставят цели, составляют планы.
Компания по доставке воды хочет разработать чат-бота для заказов в Телеграме — чтобы покупатели, которые привыкли пользоваться этим мессенджером, делали в нем заказ. За счет этого у компании повысились бы продажи.
Шаг 2. Проектирование. На этом этапе нужно понять, как достигнуть поставленных целей, какие для этого потребуются ресурсы, какая команда. Надо определить KPI для исполнителей и метрики, по которым можно отслеживать результат.
Компания нанимает веб-студию, которая разработает чат-бота. Представители заказчика и разработчика вместе пишут ТЗ, обсуждают, какие кнопки будут в меню, определяют, что конверсия из чат-бота должна быть 20%.
Шаг 3. Реализация. На этом этапе создают первую версию продукта. Она базируется на планах и проектах.
Веб-студия пишет чат-бота по выработанному ТЗ.
Шаг 4. Тестирование. Тестировать новый продукт можно внутри компании, можно предложить его небольшому количеству лояльных постоянных покупателей, а можно запустить сразу и отслеживать обратную связь от клиентов.
Когда бот готов, его запускают. На сайт компании ставят кнопку «Сделать заказ в Телеграме», отправляют рассылку, что появилась такая возможность.
Шаг 5. Оценка результатов. На этом этапе снимают метрики, сравнивают их с планами. Важно ответить на вопросы: достигает ли итерация целей проекта? Если нет, то почему? Если требуются изменения, запускают следующую итерацию.
После тестирования чат-бота стало понятно, что конверсия значительно меньше, чем предполагалось. На следующей итерации решили добавить кнопку «повторить заказ». Гипотеза была такая: покупатель воды почти всегда заказывает одно и то же количество бутылок по тому же адресу, ему проще будет повторить покупку одной кнопкой, нежели каждый раз формировать заказ. Вторая итерация показала отличный результат, который был даже выше планов.
Где применяется итерация
Итеративный подход оправдан в любом направлении бизнеса, где предполагается развитие. В маркетинге итерациями можно усовершенствовать рекламное сообщение. При разработке нового продукта на каждом итерационном цикле вносят новые полезные изменения и убирают ненужные. При обучении специалистов каждая итерация закрепляет знания и умения человека.
Вот в каких случаях метод итераций особенно нужен проектам:
- если на этапе планирования нет четкого представления, как действовать, чтобы прийти к определенному результату. Например, постоянно меняются рыночные условия. В таком случае маленькие шаги позволяют создать продукт, который подходит под текущие обстоятельства;
- сложным проектам или рассчитанным на долгосрочные цели. С помощью итераций можно разделить огромную задачу на много мелких, так проектом будет легче управлять;
- высокотехнологичным продуктам. Технологии, которые используются при производстве, быстро устаревают. Поэтому на очередной итерации можно применить новинки, так продукт на выходе будет актуальным.
Метод итераций используется, если в компании приняты гибкие методы организации процессов, такие как Scrum или Kanban.
Что важно запомнить
- Итерация — повторение одной и той же последовательности действий для достижения нужного результата. То есть это один шаг в циклическом процессе совершенствования чего-либо.
- Итерацию можно разложить на пять шагов: планирование, проектирование, реализация, тестирование и оценка результатов. Если результат не соответствует бизнес-цели, итерацию повторяют, причем с изменениями, которые способны приблизить к цели проекта.
- Метод итераций лучше всего подходит сложным и долгосрочным проектам, высокотехнологичным продуктам, разработкам, которые ведутся во время нестабильной ситуации на рынке.