Федеральная антимонопольная служба, или ФАС, — это орган исполнительной власти, который обеспечивает честную конкуренцию бизнеса. ФАС контролирует, чтобы действия компании не нарушали права другого бизнеса и потребителей. Например, такое происходит, когда на рынке появляется монополия — доминирующая организация в отрасли. Служба следит, чтобы монополист не завышал цены, заботился о качестве продукта и сервисе.
Структура ФАС состоит из двух уровней: центрального аппарата с отраслевыми управлениями и территориальных органов.
Чем занимается антимонопольная служба
Антимонопольная служба проверяет соблюдение антимонопольного законодательства, выявляет и пресекает правонарушения и привлекает нарушителей к ответственности. Одна из главных задач ФАС — защищать конкуренцию во всех сферах бизнеса.
У антимонопольной службы есть несколько полномочий, которые затрагивают все компании и ИП. Вот что она делает:
- проверяет ценовую политику бизнеса;
- контролирует госзакупки;
- выявляет сговоры между компаниями;
- следит за вертикальными соглашениями;
- проверяет рекламу на законность.
Проверяет ценовую политику бизнеса. Если ценовая политика компании влияет на ценообразование конкурентов, антимонопольная служба проверяет, обоснованы ли рост или снижения цен. Например, крупный бизнес может устанавливать цены ниже себестоимости, чтобы разорить конкурентов, — это называется демпингом.
Если компания полностью контролирует рынок, она может установить неоправданно высокую цену. Чтобы от действий монополиста не пострадали потребители, антимонопольная служба проверяет компании, выявляет нарушения и налагает санкции.
Антимонопольная служба оштрафовала крупнейшие металлургические компании из-за завышения цен
В 2021 году федеральная антимонопольная служба возбудила дела из-за повышения цен против компаний «Северсталь», «ММК» и «НЛМК» — их общая доля на рынке металлопроката более 70%. После того как металлурги подняли цены, их прибыль увеличилась в три раза, хотя спрос не вырос. Компании объяснили решение высокими ценами на мировом рынке.
ФАС постановила, что высокие цены в других странах не влияют на российский рынок. Опираться на них — значит нарушать закон о конкуренции.
Антимонопольная служба дала компаниям предписание снизить цены и назначила штрафы — их суммы пока не утверждены, но точно превысят 400 млн рублей на каждую компанию.
Контролирует госзакупки. Госзакупки — это конкурс между компаниями на выполнение заказа госучреждения. Задача заказчика — выбрать самые выгодные условия или низкие цены.
У процедуры госзакупок много нюансов, а антимонопольная служба следит, чтобы их соблюдали. Это значит, что служба контролирует исполнение законов в сфере закупок, реагирует на жалобы участников при заключении государственных контрактов. Если служба заметит нарушения со стороны заказчика или участников, проведут проверку.
Компания не выполнила контракт, и ФАС включила ее в реестр недобросовестных поставщиков
Компания обязалась предоставить заказчику доступ к ПО, но не сделала это в срок. Заказчик направил претензию, но компания ее проигнорировала.
Антимонопольная служба признала неисполнение контракта необоснованным и внесла компанию в реестр недобросовестных поставщиков.
Выявляет картельные сговоры. Картельный сговор — это соглашение между компаниями одной отрасли о разделе рынка по территории, ассортименту или объему продаж. Такую сделку часто называют горизонтальным соглашением. Участники сговора устанавливают и поддерживают определенные цены на товар или услугу и отказываются сотрудничать с другими компаниями.
Чаще всего картельные сговоры используют при проведении госзакупок. Например, госзаказчик размещает заказ на поставку товаров и устанавливает начальную цену. В честном аукционе побеждает тот, кто предлагает самые выгодные условия. Но участники могут заранее договориться, какая цена будет последней и кто будет победителем: одни получают контракт, а другие — вознаграждение. Это делает систему госзакупок бессмысленной: если бы аукцион проводили честно, заказчик смог бы выбрать самого эффективного поставщика по низкой цене.
За образование картеля установлены жесткие санкции. На руководителя могут наложить штраф суммой от 40 000 ₽ или дисквалифицировать на срок от года. Минимальный штраф для компании — 100 000 ₽. Сумму рассчитают в зависимости от выручки или затрат по незаконной сделке.
Если в результате картельного сговора был причинен крупный ущерб или его участники получили доход в крупном размере, могут привлечь даже к уголовной ответственности.
ФАС обнаружила сговор компаний в госзакупках и оштрафовала их
Две компании участвовали в госзакупках на поставку продуктов питания. Одна обеспечивала победу другой: выставляла максимальную цену и создавала видимость конкуренции.
Антимонопольная служба провела расследование и установила, что компании действовали по одному сценарию в семи закупках подряд и между ними есть корпоративная связь. Она назначила им штраф: 10% от начальной (максимальной) цены контракта — НМЦК.
Контролирует вертикальные соглашения. Вертикальные соглашения — это договоренности между компаниями, которые находятся на разных уровнях технологического цикла. Например, между производителем и дистрибьютором. ФАС обратит внимание на соглашение, которое:
- устанавливает цену перепродажи товара;
- запрещает перепродавать товар конкурентам.
Малому бизнесу беспокоиться не стоит: компанию не привлекут к ответственности за заключение вертикального соглашения, если ее доля на товарном рынке не превышает 20%.
В остальных случаях нарушителей ждут крупные штрафы, а должностное лицо могут дисквалифицировать.
Антимонопольная служба оштрафовала компанию за создание сговора
Единственный поставщик популярных смартфонов контролировал цены реселлеров. Он использовал специальную программу для отслеживания цен у компаний-покупателей и вынуждал их устанавливать нужные цены под угрозой прекращения поставок.
Реселлеры обратились в антимонопольную службу с жалобой — она провела расследование и установила факт нарушения. Компания перестала контролировать цены, но все равно получила штраф — 2 500 000 ₽.
Следит за законностью рекламы. В законе о рекламе есть требования — ФАС проверяет их соблюдение. Например, нельзя рекламировать сигареты или табак, оскорблять конкурентов или использовать ругательства.
Если ФАС признает рекламу незаконной, ведомство вынесет предписание с требованием убрать ее или прекратить транслировать. Компании выпишут штраф, причем оштрафовать могут даже подрядчика, который напечатал баннер.
Разобрали с юристом нарушения в рекламе и собрали в отдельной статье.
Какие проверки проводит ФАС
Чтобы выявить правонарушения, антимонопольная служба проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки. Их проводят регулярно, но не чаще раза в три года. Как правило, ФАС России следит за естественными монополиями, организаторами госзакупок, корпорациями и отдельными сферами бизнеса, например управляющими компаниями.
В плановые проверки включают только крупный и средний бизнес: компании, которые имеют статус субъекта малого предпринимательства, пока проверять не будут.
Внеплановые проверки. Организуют, когда есть подозрения на нарушение закона. Проверку может инициировать сама служба, но в основном их проводят по обращению:
- физических лиц — при нарушении их потребительских прав;
- компаний и ИП — если деятельность другой компании мешает их бизнесу;
- правоохранительных органов и СМИ — при наличии признаков нарушения закона.
Жалобу можно подать в региональное управление ФАС лично, через официальный сайт ведомства или портал госуслуг. К письму можно прикладывать доказательства: фото-, аудио- и видеоматериалы, текстовые файлы.
Антимонопольная служба может запросить для проверки документы или провести выездную проверку. По результатам процедуры составляют акт.
Кого ФАС может признать монополистом
На рынке есть признанные монополисты — например, РЖД, Почта России, Ростелеком. Это естественные монополии: создавать аналог такой компании технически невозможно или невыгодно. Они не приносят вреда рынку, но ФАС регулярно проверяет, чтобы монополисты соблюдали законы и не завышали цены.
Монополией могут признать крупную компанию:
- с долей рынка более 50%;
- с долей рынка менее 50%, но значительно превышающей доли конкурентов;
- с выручкой более 400 млн рублей в год.
В отношении малого и среднего бизнеса, который не подпадает под описанные условия, действует антимонопольный иммунитет, то есть монополистом такую компанию не признают.
Привлечь внимание антимонопольной службы может любая компания. Например, если она нарушила правила участия в госзакупках, запустила незаконную рекламу или не соблюдает антимонопольное законодательство и на нее жалуются покупатели или конкуренты.
Чтобы случайно не нарушить закон, бизнесу стоит проверять все договоры с контрагентами, избегать вертикальных соглашений и соглашений с конкурентами из одной ниши, которые устанавливают цены или объемы продаж.
Перед размещением рекламы или участием в госзакупках советуем проконсультироваться с юристом.
Как рассматривают дела
Дела по нарушениям антимонопольного законодательства рассматривает региональное управление ФАС России. Основания для возбуждения дел — жалобы и обращения физлиц, компаний, СМИ или госорганов и акт проверки.
Для рассмотрения дел создают комиссию из трех или более сотрудников. Кроме комиссии, на заседании присутствуют заявитель — лицо, которое подало обращение, ответчик, их представители и другие — например, эксперты или переводчики.
Комиссия принимает решение о вине или невиновности ответчика. Если для решения нужны дополнительные доказательства, рассмотрение дела откладывают.
Виновному ответчику выдают предписание об устранении нарушений. В документе указывают сроки и действия для их исправления. Если компания или ИП не устранит нарушения в срок, антимонопольная служба подаст иск в арбитражный суд.
Если бизнес не согласен с решением ведомства, он также может обжаловать решение и предписания антимонопольной службы в суде.
Что важно запомнить
- ФАС в России — это ведомство, которое защищает честную конкуренцию в бизнесе.
- Антимонопольная служба контролирует, чтобы компания не ущемляла права и интересы других компаний, а также потребителей: следит за ценами и сделками, правилами проведения госзакупок, соблюдением закона о рекламе.
- Для выявления правонарушений ФАС России проводит плановые и внеплановые проверки. Если компания нарушает закон, ей грозит крупный штраф, а руководителя могут дисквалифицировать или даже привлечь к уголовной ответственности.