Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

XYZ-анализ


Когда у бизнеса есть статистика продаж, закупок или отгрузок, можно использовать ее для получения дополнительной аналитики. XYZ-анализ — один из инструментов для этого.

В статье расскажем, зачем нужен XYZ-анализ, каковы его преимущества и недостатки.

Что такое XYZ-анализ

XYZ-анализ — инструмент классификации объектов, например по частоте использования. Чаще всего анализ применяют для изучения спроса на товары или услуги. Он показывает, насколько предсказуемы колебания спроса, — на основе этого можно сделать вывод, когда бизнесу лучше продавать тот или иной продукт.

Обычно в XYZ-анализе товары делят на категории:

  • X — стабильные продажи.
  • Y — стабильные сезонные продажи.
  • Z — непрогнозируемый спрос.

ABC-анализ и XYZ-анализ — основные инструменты для маркетологов и предпринимателей, чтобы исследовать эффективность бизнеса. ABC-анализ распределяет объекты по влиянию на прибыль, XYZ — по частоте использования.

Чтобы использовать XYZ-анализ, нужна статистика за определенный период. Для расчетов достаточно таблицы в Excel или в гугл-документах.

Зачем нужен XYZ-анализ

При помощи XYZ-анализа бизнес может:

  • изучить спрос на товары или услуги;
  • оценить распределение остатков товара;
  • прогнозировать закупочные цены;
  • получать другую полезную аналитику.

Изучить спрос на товары. Статистика продаж и XYZ-анализ покажут, какие товары продаются регулярно, а какие имеют сезонность. Это можно использовать для развития бизнеса.

Розничный магазин продает хлеб, воду и печенье. При помощи XYZ-анализа можно разделить их на группы по частоте спроса. Хлеб покупают стабильно круглый год, вода лучше продается в жару, а у печенья непрогнозируемый спрос.

Анализ помогает, например, оценить загрузку склада в течение года или менять выкладку товаров на витрине с учетом сезонного спроса.

Оценить распределение остатков товара. Если применить XYZ-анализ к статистике отгрузок, можно узнать загруженность складов, нагрузку на кладовщиков или примерный график, по которому клиенты забирают заказы.

Селлер на маркетплейсе применил XYZ-анализ к статистике продаж с разных складов. Он разделил точки по частоте покупок на регулярные, циклические и непредсказуемые.

Для складов с регулярными продажами нужно постоянно поддерживать остатки, для складов с циклическими продажами — понять их периодичность и отгружать товар перед пиком спроса. Склады с непредсказуемыми продажами нужно изучить глубже или не использовать их, чтобы товар не лежал без дела.

Прогнозировать закупочные цены. На основе данных об изменениях цены закупки можно прогнозировать будущее изменение цен и выбирать наиболее выгодное время для закупок.

Бизнес закупает спортивный инвентарь: мячи, сапборды и гантели. XYZ-анализ и статистика цен позволяют разделить товары на группы. Цена на мячи почти не меняется в течение года, их можно закупать, когда заканчиваются остатки. Сапборды дорожают ближе к лету, их лучше закупать весной. Цена на гантели меняется хаотично, нужно следить за ней и закупать, когда это выгодно.

Получить другую полезную аналитику. XYZ-анализ подходит для сравнения любых показателей бизнеса. Можно классифицировать не только товары или услуги, но и клиентов, запасы, поставщиков и другие сравнимые объекты.

У бизнеса есть статистика заказов от разных клиентов за год, можно разделить их на несколько групп. Одни заказывают часто, другие — редко, а третьи — непредсказуемо. Это позволяет планировать загрузку сотрудников и прогнозировать моменты пикового спроса.

Преимущества и недостатки XYZ-анализа

Главные преимущества XYZ-анализа — это простота расчетов и широкий спектр применения.

Простота расчетов: нужна только статистика и электронная таблица.

XYZ-анализ встроен в некоторые CRM-системы или программы ведения учета для бизнеса. Данные считаются автоматически, нужно только использовать их для анализа.

Широкий спектр применения. XYZ-анализ можно применять для разных данных и показателей. Метод не ограничен сферой продаж, главное — правильно ставить цель исследования и интерпретировать результаты для конкретного бизнеса.

Недостатки XYZ-анализа в том, что он дает поверхностные результаты, данные анализа нужно грамотно интерпретировать.

Поверхностные результаты. Анализ основан только на статистике каких-то показателей бизнеса и не учитывает разные внешние факторы.

Для более сложного и глубокого анализа придется получать больше статистики, строить модель для расчетов и привлекать профильных специалистов.

Данные нужно грамотно интерпретировать. Результат XYZ-анализа не дает руководства к действию. Чтобы понять, что означают показатели и что с ними делать бизнесу, нужен аналитик или маркетолог.

Как провести XYZ-анализ

  1. Определить средний показатель для каждого объекта, который изучаем. Это может быть выручка, цена закупки или объем отгрузки по товарам.
  2. Рассчитать стандартное отклонение. Оно помогает понять, насколько значения отличаются от среднего арифметического.
  3. Рассчитать коэффициент вариаций. Он покажет, насколько стабильные показатели у каждого объекта.

В результате все показатели распределяются по группам X, Y и Z для дальнейшего анализа.

Мы подробно рассмотрели, как проводить XYZ-анализ, в отдельной статье с примерами расчетов.

Что важно запомнить

  1. XYZ-анализ — инструмент классификации объектов.
  2. Использовать анализ можно для любых показателей бизнеса, где есть достаточно статистики.
  3. При помощи XYZ-анализа можно изучать спрос, оценивать остатки, прогнозировать цену закупки или получать другую информацию для бизнеса.
  4. Преимущества XYZ-анализа — простота расчетов и широкая сфера применения.
  5. Недостатки инструмента в том, что его результаты поверхностные, а данные нужно правильно интерпретировать.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации