Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бенчмаркинг


Анализ своего бизнеса через сравнение с ведущими конкурентами


Анализ своего бизнеса через сравнение с ведущими конкурентами


Бенчмаркинг помогает внедрить в свой бизнес лучшие практики других компаний. Расскажем, когда бенчмаркинг будет полезен бизнесу и какие недостатки у этого метода.

Что такое бенчмаркинг

Бенчмаркинг, от англ. benchmark — критерий, ориентир, — это способ увеличить эффективность бизнеса через сравнение с наиболее сильными конкурентами или устойчивыми компаниями в других отраслях. Сравнение проводят по отдельным показателям, например по доле прибыли, производительности труда или уровню технического оснащения.

Представим небольшой интернет-магазин товаров для дома. Он хочет улучшить свой сайт, сделать его удобнее, чтобы повысить продажи. Для этого бизнес проводит бенчмаркинг интернет-магазинов конкурентов. Сравнительная таблица может выглядеть так:

Владельцу интернет-магазина бенчмаркинг нужен для того, чтобы узнать, какие функции ему стоит добавить на сайт

Например, предприятие провело бенчмаркинг и увидело, что производительность труда его работников ниже, чем у конкурентов. Тогда руководитель ставит ориентир, или бенчмарк, — довести производительность до того же уровня.

На основе бенчмарков часто устанавливают ключевые показатели эффективности — KPI. Однако слепой перенос бенчмарков в KPI может быть ошибкой. Вместо этого стоит адаптировать взятые у конкурентов показатели под условия своего бизнеса.

В бенчмаркинге анализируют показатели только подходящих для сравнения бизнесов. У компаний должны быть схожие бизнес-модели, целевая аудитория и другие фундаментальные показатели. Иначе сравнение будет некорректным.

Какие есть виды бенчмаркинга

Бенчмаркинг делят на виды по двум критериям: по анализируемым показателям и по тому, с чем проводится сравнение.

По показателям. Здесь все зависит от того, какие данные бизнес берет за основу для анализа — количественные или качественные:

  1. Анализ количественных данных. Бизнес изучает долю прибыли, оборачиваемость, длительность производственного цикла и другие показатели, которые можно измерить. Например, до мировой популярности компания Ford проанализировала 50 моделей машин конкурентов по 400 параметрам. Это помогло сделать одну из самых успешных в мире моделей — Ford Taurus.
  2. Анализ качественной информации. Бизнес сравнивает подходы к работе, использующиеся технологии, способы взаимодействия между сотрудниками и отделами — то, что нельзя измерить. Так, фармацевтическая компания «Нижфарм» выбрала в качестве эталона Вимм-Билль-Данн. Нижфарм перестроила бизнес-модель, стандарты качества, изменила соотношение расходов и доходов, а также подход к мерчандайзингу.

По объектам сравнения. По этому параметру бенчмаркинг делят на внутренний и внешний:

  1. Внутренний анализ. Бизнес сравнивает показатели своих подразделений, отделов или продуктовых линеек. Также можно сравнивать текущие показатели с уровнями прошлых лет. В середине 1990-х годов производитель электроники Hewlett-Packard начал уступать японским брендам первенство на мировом рынке. Компания сравнила эффективность подразделений, повысила эффективность их работы и снова стала одним из лидеров.
  2. Внешний анализ. Бизнес сравнивает свою работу с показателями конкурентов. Газпром провел бенчмаркинг и выяснил, что российские нефтегазодобытчики доверяют бурение скважин подрядчикам на аутсорсе. Газпром решил сделать так же и повысил эффективность.

Обычно развивающиеся компании используют все виды бенчмаркинга, поскольку они дают разную информацию для анализа.

В чем плюсы и минусы бенчмаркинга

Крупные компании используют бенчмаркинг при решении большинства бизнес-задач. Вот ключевые плюсы бенчмаркинга:

  • скорость — позволяет относительно быстро определить, какие перемены нужны бизнесу, а затем повысить эффективность работы;
  • на бенчмаркинг не нужны большие финансовые затраты;
  • помогает не допустить ошибок, которые были у конкурентов;
  • отбор лучших практик — бизнес не изобретает способы развития, а перенимает самые успешные методы;
  • стимулирует постоянно развиваться и не отставать от лидеров рынка.

Бенчмаркинг полезен, но не может решить все проблемы бизнеса. Вот основные минусы этого подхода:

  • не помогает определить, как именно достичь бенчмарка. Руководителям придется искать способы достичь новых ориентиров;
  • не работает в инновациях. Бенчмаркинг позволяет лишь перенять существующие практики, но не помогает изобретать новые подходы. К примеру, если компания хочет выпустить новый продукт, но не совсем понимает, что это будет и как это сделать, бенчмаркинг не вариант;
  • анализ не всегда объективен из-за сложного доступа к сведениям. Компании обычно скрывают информацию, которую не обязаны публиковать;
  • делать бенчмаркинг нужно постоянно: конкуренты тоже его проводят и регулярно меняют подходы к работе.

Что важно запомнить

  1. Бенчмаркинг — способ проанализировать показатели своего бизнеса через сравнение с ведущими конкурентами.
  2. Бенчмаркинг можно использовать и внутри бизнеса, например, сравнивая текущие показатели с уровнями прошлых лет.
  3. Большинство крупных компаний пользуются бенчмаркингом постоянно — это незатратный способ перенять лучшие практики конкурентов.
  4. Бенчмаркинг не раскрывает главного — как именно достичь результатов, которых удалось добиться конкурентам.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Зачем регистрировать название компании как товарный знак

Кажется, что если налоговая зарегистрировала название компании, то с ним все в порядке. Но чтобы не нарушить чужие права и защитить свои, нужен еще один шаг — регистрация товарного знака

Новости