Бенчмаркинг помогает внедрить в свой бизнес лучшие практики других компаний. Расскажем, когда бенчмаркинг будет полезен бизнесу и какие недостатки у этого метода.
Что такое бенчмаркинг
Бенчмаркинг, от англ. benchmark — критерий, ориентир, — это способ увеличить эффективность бизнеса через сравнение с наиболее сильными конкурентами или устойчивыми компаниями в других отраслях. Сравнение проводят по отдельным показателям, например по доле прибыли, производительности труда или уровню технического оснащения.
Представим небольшой интернет-магазин товаров для дома. Он хочет улучшить свой сайт, сделать его удобнее, чтобы повысить продажи. Для этого бизнес проводит бенчмаркинг интернет-магазинов конкурентов. Сравнительная таблица может выглядеть так:
Например, предприятие провело бенчмаркинг и увидело, что производительность труда его работников ниже, чем у конкурентов. Тогда руководитель ставит ориентир, или бенчмарк, — довести производительность до того же уровня.
На основе бенчмарков часто устанавливают ключевые показатели эффективности — KPI. Однако слепой перенос бенчмарков в KPI может быть ошибкой. Вместо этого стоит адаптировать взятые у конкурентов показатели под условия своего бизнеса.
В бенчмаркинге анализируют показатели только подходящих для сравнения бизнесов. У компаний должны быть схожие бизнес-модели, целевая аудитория и другие фундаментальные показатели. Иначе сравнение будет некорректным.
Какие есть виды бенчмаркинга
Бенчмаркинг делят на виды по двум критериям: по анализируемым показателям и по тому, с чем проводится сравнение.
По показателям. Здесь все зависит от того, какие данные бизнес берет за основу для анализа — количественные или качественные:
- Анализ количественных данных. Бизнес изучает долю прибыли, оборачиваемость, длительность производственного цикла и другие показатели, которые можно измерить. Например, до мировой популярности компания Ford проанализировала 50 моделей машин конкурентов по 400 параметрам. Это помогло сделать одну из самых успешных в мире моделей — Ford Taurus.
- Анализ качественной информации. Бизнес сравнивает подходы к работе, использующиеся технологии, способы взаимодействия между сотрудниками и отделами — то, что нельзя измерить. Так, фармацевтическая компания «Нижфарм» выбрала в качестве эталона Вимм-Билль-Данн. Нижфарм перестроила бизнес-модель, стандарты качества, изменила соотношение расходов и доходов, а также подход к мерчандайзингу.
По объектам сравнения. По этому параметру бенчмаркинг делят на внутренний и внешний:
- Внутренний анализ. Бизнес сравнивает показатели своих подразделений, отделов или продуктовых линеек. Также можно сравнивать текущие показатели с уровнями прошлых лет. В середине 1990-х годов производитель электроники Hewlett-Packard начал уступать японским брендам первенство на мировом рынке. Компания сравнила эффективность подразделений, повысила эффективность их работы и снова стала одним из лидеров.
- Внешний анализ. Бизнес сравнивает свою работу с показателями конкурентов. Газпром провел бенчмаркинг и выяснил, что российские нефтегазодобытчики доверяют бурение скважин подрядчикам на аутсорсе. Газпром решил сделать так же и повысил эффективность.
Обычно развивающиеся компании используют все виды бенчмаркинга, поскольку они дают разную информацию для анализа.
В чем плюсы и минусы бенчмаркинга
Крупные компании используют бенчмаркинг при решении большинства бизнес-задач. Вот ключевые плюсы бенчмаркинга:
- скорость — позволяет относительно быстро определить, какие перемены нужны бизнесу, а затем повысить эффективность работы;
- на бенчмаркинг не нужны большие финансовые затраты;
- помогает не допустить ошибок, которые были у конкурентов;
- отбор лучших практик — бизнес не изобретает способы развития, а перенимает самые успешные методы;
- стимулирует постоянно развиваться и не отставать от лидеров рынка.
Бенчмаркинг полезен, но не может решить все проблемы бизнеса. Вот основные минусы этого подхода:
- не помогает определить, как именно достичь бенчмарка. Руководителям придется искать способы достичь новых ориентиров;
- не работает в инновациях. Бенчмаркинг позволяет лишь перенять существующие практики, но не помогает изобретать новые подходы. К примеру, если компания хочет выпустить новый продукт, но не совсем понимает, что это будет и как это сделать, бенчмаркинг не вариант;
- анализ не всегда объективен из-за сложного доступа к сведениям. Компании обычно скрывают информацию, которую не обязаны публиковать;
- делать бенчмаркинг нужно постоянно: конкуренты тоже его проводят и регулярно меняют подходы к работе.
Что важно запомнить
- Бенчмаркинг — способ проанализировать показатели своего бизнеса через сравнение с ведущими конкурентами.
- Бенчмаркинг можно использовать и внутри бизнеса, например, сравнивая текущие показатели с уровнями прошлых лет.
- Большинство крупных компаний пользуются бенчмаркингом постоянно — это незатратный способ перенять лучшие практики конкурентов.
- Бенчмаркинг не раскрывает главного — как именно достичь результатов, которых удалось добиться конкурентам.