Компания «Маков и Партнёры» проводит курсы подготовки к ЕГЭ. Первое время принимали оплату наличными и банковскими переводами, а потом подключили онлайн-платежи. Идея такая: клиентам легче платить, а работники меньше занимаются сверками. Но с первого раза настроить процесс не получилось, дошло даже до слез сотрудниц.
В чем компания ошиблась и как решала проблему, рассказывают руководители «Маков и Партнёры» — основатель Ярослав Маков и исполнительный директор Роман Янгосоров.
Выросли с 30 до 1600 курсов в год
Мы организуем курсы подготовки к ЕГЭ в Санкт-Петербурге, нашей компании уже шесть лет.
К весне 2021 года запустили курсы по 10 предметам. Есть длинные программы на четыре, семь, девять и пятнадцать месяцев и экспресс-курсы на один-два месяца. Еще предлагаем бустеры — интенсивы накануне экзамена. Ученики сами выбирают, с какой скоростью учиться и насколько глубоко изучать предмет.
Мы постепенно растем. В первый год работы продали 30 курсов, а в прошлом — уже 1647. Почти треть учеников приходит по рекомендациям, и для нас это хороший показатель. Отток небольшой — только 10% учеников не проходит курсы до конца. Значит, родители видят результат и готовы платить дальше.
Администраторы тратили по неделе на обработку платежей
Платежи за обучение поступают весь год. Сезон для длинных программ — с сентября по май, для экспресс-курсов — с апреля по май, а еще летом бустеры перед экзаменами и предпродажа абонементов на будущий учебный год. Форматов оплаты тоже несколько: можно внести платеж сразу за всю программу или платить раз в месяц.
До лета 2019 года мы принимали наличные — родители платили через кассу в офисе — и банковские переводы.
Схема была такая: сначала администраторы выставляли счет, передавали его родителям, отмечали в CRM. На это уходила неделя. После оплаты подключался бухгалтер: он сверял платежи с выставленными счетами. Например, счет могли выставить на имя мамы ученика, а оплачивал его папа. Приходилось искать платежи по сумме или номеру договора, перерывать тонну бумаг.
Система казалась вроде как рабочей: клиенты платили, деньги поступали. Но по факту сотрудники занимались дурной и монотонной работой вместо действительно важных задач. Мы понимали, что можно как-то упростить обработку платежей, но еще не нашли способ.
Подключили оплату по ссылке, но проблема осталась
Летом 2019 года попробовали принимать оплату по ссылке: клиент переходил по ней, видел сумму, оплачивал картой, компания получала деньги. Мы просто подключили интернет-эквайринг и особо не задумывались о его возможностях. Думали, это решит наши проблемы и высвободит время.
Клиентам стало удобнее, потому что не нужно было выбирать время для похода в банк. А для нас ничего не поменялось: администратор тратил меньше времени на один счет, но учеников стало больше, поэтому на обработку платежей уходила все та же неделя. И это не считая бухгалтера.
Зато появились новые проблемы. Через месяц после запуска онлайн-оплаты выяснилось, что мы не можем провести интеграцию с кассой. Мы не пробили чеки всем клиентам, кто платил по ссылке.
Нас могли оштрафовать за каждый непробитый чек минимум на 10 000 ₽. С учетом, что мы в месяц получали до 300 платежей, штраф легко превысил бы несколько миллионов. Пришлось в экстренном порядке искать в CRM всех клиентов, кто платил по ссылке, и выбивать чеки в кассе. Администраторы плакали, потому что это означало очень много однообразной работы, да еще и в сжатые сроки.
После перехода в онлайн ситуация стала еще хуже
Весной 2020 года в Санкт-Петербург пришел локдаун из-за пандемии, и почти всех принудительно перевели на дистанционку. При этом экзамены никто не отменял, поэтому мы по-прежнему получали заявки на программы. Пришлось срочно переносить обучение и прием оплаты в онлайн.
Удаленно хотели платить все, даже те, кто раньше приносил наличные, — это понятно: никому не хотелось рисковать здоровьем и приезжать в офис. Только вот количество онлайн-платежей в разы возросло: теперь нужно было вручную создавать и отправлять клиентам больше 800 ссылок за месяц.
Мы рисковали целый месяц заниматься только приемом платежей. Стало очевидно, что пора что-то менять — и очень быстро.
За два дня поменяли формат оплаты и сократили время на работу с платежами
Первый опыт с онлайн-оплатой оказался неудачным, и нужно было найти другой вариант. У нас счет в Т-Банк Бизнесе, и от банка нам помогает персональный менеджер. Мы связались с ним и обсудили, что сделать, чтобы вот прямо сейчас настроить оплату. Нам предложили полноценный интернет-эквайринг, и мы решили попробовать.
Подключение за два дня. С момента обращения в Т-Банк Бизнес и до приема первого платежа онлайн прошло два дня. Это очень быстро с учетом того, что мы все настраивали сами. Инструкции, которые нам дали, были очень подробными и понятными, хотя мы не айтишники.
Оплата на сайте. Мы отказались от оплаты по ссылке и решили перевести платежи на сайт. Но сначала надо было разобраться, как лучше принимать деньги. Один из вариантов — это как в магазине электроники: выбираешь, жмешь, платишь.
Мы не могли использовать формат типового интернет-магазина: слишком много переменных. Например, если ученик оплачивает курс целиком — предлагаем одну цену, если оставил предварительную заявку еще при анонсе — другую, за оплату сразу нескольких курсов — третью. И таких деталей много. Один и тот же курс может стоить по-разному для разных учеников.
Был вариант сделать каталог, но отказались от него. У нас больше 70 курсов, и если бы по каждому мы опубликовали все варианты, ученики начали бы путаться, а нам пришлось бы проверять вручную каждый платеж: точно ли ученики оплатили то, что хотели. У нас не было времени на всю эту бюрократию.
Мы использовали другую схему: клиент не выбирает из всех модификаций курсов, а вписывает данные конкретного курса, который планирует оплатить. Так мы сэкономили время: теперь не надо вручную создавать ссылки и радикально обновлять сайт.
Работа без сбоев. Мы пользуемся интернет-эквайрингом почти год, и за это время проблем с ним не было. Наша максимальная нагрузка — 100 платежей в день.
Деньги практически сразу у нас. Неважно, когда платит клиент — в субботу или 8 марта, деньги приходят к нам на следующий день. Для нас это большой плюс. Мы активно развиваемся, и бывает нужно перевести крупную сумму прямо сегодня и не ждать несколько дней из-за выходных или праздников.
Платежи за день одним поступлением. Для бухгалтера удобнее, когда он видит все платежи по интернет-эквайрингу одной суммой. Тогда внести данные об оплате в 1С можно за пару минут, а после бухгалтер может заниматься другими задачами.
Интеграция с онлайн-кассой. Мы взяли в аренду кассу через Т-Банк, и нам помогли ее настроить. Теперь с отчетностью порядок: на каждый платеж есть фискальный документ, поэтому нет риска разбирательств с налоговой.
Экономия времени. Раньше администраторы тратили на обработку платежей неделю в месяц, теперь — день.
Прибыль выросла в 1,5 раза
За четыре месяца пандемии мы увеличили прибыль в 1,5 раза по сравнению с таким же периодом в 2019 году. Несмотря на смену формата, отток остался в пределах нашей нормы — 10%.
Для онлайн-обучения мы запустили новые продукты и сделали это быстрее, чем в офлайне. При этом мы не потеряли в качестве: 80% выпускников поступили в те вузы, в которые планировали. Это наш стандартный показатель.
На обработку платежей администраторы тратят суммарно день в месяц, поэтому у них есть время решать задачи, связанные с привлечением клиентов, сервисом и другими направлениями.
До конца 2021 года планируем внедрить рекуррентные платежи — это когда одна и та же сумма списывается ежемесячно автоматически, как при оплате подписки на приложение. Клиентам будет еще удобнее платить, а нам не надо будет тратить время на напоминание про оплату.
Скоро нам станет тесно в рамках обычного интернет-эквайринга, и мы настроим интеграцию с Т-Банк по API. Это поможет еще больше упростить прием и учет платежей.
Какие задачи в бизнесе вы оптимизровали? Поделитесь своим опытом в комментариях.