Список контактов в телефоне, почте, корпоративной CRM или системе документооборота — привычный инструмент любого предпринимателя и сотрудника современной компании. Почему в одних организациях и у одних людей информация в карточках контактов ведётся подробно и даёт экономический эффект, а у других нет?
Ваш список контактов: что с ним не так?
Откройте свою телефонную книгу и задайте себе вопрос: может ли этот список людей и номеров приносить пользу? Причем не только в бытовых ситуациях, таких как компания на вечер, выезд за город или прогулка с детьми, но и в чём-то более значимом.
Люди — это кладезь информации, это ресурс
Пример из жизни: во время интервью вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса крупной корпорации рассказал мне одну историю. Когда он только устроился в компанию, у них проходили масштабные совещания. После каждого такого совещания им давали задания, которые нужно было проработать к следующей встрече. И он первым делом шел в интернет, искал полезные материалы по теме, инвестируя в это целые дни.
Он был уверен, что отлично справляется с задачей, поскольку делал действительно огромную работу. Позже выяснилось, что его коллеги в это время обзванивали тех, кто, по их мнению, являлся экспертом в данной теме или мог дать совет. И в результате оказалось, что именно они справились с задачей быстрее и эффективнее.
Как сделать так, чтобы ваши контакты тоже работали на вас?
Начните с трех простых шагов:
- Удалите лишнее. Когда я это сделал впервые, моя книга поредела вдвое. Вычеркните людей, которых не помните, с которыми виделись лишь однажды и очень давно, с кем не виделись никогда и с кем так и не созвонились, хотя должны были.
- Определите, кто для вас по-настоящему важен. Это — основа вашего окружения. Подумайте, помогают ли они вам двигаться вперед или нет. И стремитесь поддерживать контакт с ними в первую очередь.
- Дополните информацию о контакте. Запись должна содержать не только ФИО и место работы. Укажите всё, что вы знаете об этом человеке и продолжайте обновлять её после каждого взаимодействия.
Как это должно работать — рассмотрим на примере Дэвида Рокфеллера.
Дэвид Рокфеллер — внук нефтяного магната, генеральный директор банка Chase Manhattan. Человек, который пожертвовал почти миллиард долларов на благотворительность. Он встречался с более чем двумястами глав государств и правительств и пролетел на самолётах 5 миллионов миль. Дэвид Рокфеллер умер в 101 год, будучи самым богатым человеком на планете.
У него были не просто сотни, а сотни тысяч знакомств
Его, без преувеличения, можно назвать рекордсменом по построению и поддержанию связей и, возможно, идеальным образцом для специалистов по коммерческим и политическим коммуникациям всех времён. Как он хранил информацию о своих контактах? В карточках.
Дэвид Рокфеллер создал невероятную картотеку из 200 000 каталожных карточек, в которых были записаны детали каждой встречи или разговора со значимыми для него людьми. Он тщательно фиксировал важную информацию о человеке: имена членов его семьи, подробности жизни, карьеры, семейного положения и детали встреч. А также дополнял данные при последующих разговорах, когда человек менял работу, делился информацией, женился или выходил замуж.
Перед каждой встречей или звонком он мог быстро просмотреть карточку, вспомнить ключевые тезисы, важные события и последние изменения. Такой подход давал ему возможность разговаривать с человеком так, будто они виделись буквально вчера, а также задавать правильные вопросы.
Это было до появления компьютеров и смартфонов — вся информация хранилась на бумаге. В Рокфеллер-центре в Нью-Йорке была создана картотека, настолько большая, что для нее понадобилось отдельное помещение. Она включала в себя данные о самых выдающихся личностях XX века, таких как президенты США — Ричард Никсон, Джон Кеннеди, Джеральд Форд, Линдон Джонсон, Дуайт Эйзенхауэр, Рональд Рейган, и таких мировых лидеров как Нельсон Мандела, Никита Хрущев, Фидель Кастро, Михаил Горбачев и другие.
На людей, с кем он встречался, порой одной карточки не хватало. Тогда он заводил следующую и продолжал вносить изменения. Кстати, больше всего карточек было на Генри Киссинджера — 35 штук.
Сегодня уже не нужно вести карточки на бумаге и отводить под них целое помещение. По большому счёту даже специальные программы и приложения, которые упорядочивают и хранят информацию в электронном виде, не нужны. Достаточно стандартной телефонной книги в вашем смартфоне и заметок в ней: если открыть карточку контакта и пролистать в самый низ, вы найдете одно большое пустое поле, куда можно будет вносить необходимые данные.
Но кое-что осталось неизменным — чтобы картотека появилась и приносила пользу, нужно систематически вести записи.
Как список контактов становится мощным рабочим инструментом
Есть простые способы вызвать симпатию у человека, с которым вы общаетесь — искренне улыбаться, называть его по имени, говорить на общие темы, задавать вопросы, обращать внимание на детали и, конечно, запоминать информацию о собеседнике, то есть быть максимально заинтересованным.
Способ ведения картотеки Дэвида Рокфеллера как раз и решает последнюю задачу. Сохранив детали прошлого разговора, вы всегда можете напомнить собеседнику о чем-то или задать вопрос, который продемонстрирует вашу заинтересованность:
- «В прошлый раз вы жаловались на самочувствие, а как ваше здоровье сейчас?»
- «Вы собирались в отпуск на Эльбрус, как прошла поездка?»
- «Кстати, вы решили в итоге проблему с поставкой материалов?»
Этот прием часто используют и журналисты, и политики, и топ-менеджеры.
Налаживание живых контактов все еще остается самым эффективным способом решить практически любую задачу. Карьера, бизнес, досуг — не важно.
Вот несколько примеров.
На работе продвижение по службе часто зависит от хороших отношений с коллегами и начальством. Вас лучше узнают, начинают рекомендовать, предлагать новые возможности, приглашать в проекты, если видят, что вы приятный и надежный человек, с которым хочется работать.
Если у вас свой бизнес, то успех компании часто связан с хорошими отношениями с клиентами, партнерами и инвесторами. Личные связи могут не только привести к новым возможностям и контрактам, но и расширить старые.
Личные связи, возникшие во время учебы, в клубах по интересам, совместных путешествиях, занятиях спортом или просто времяпрепровождении с друзьями — тоже являются рабочим инструментом. Более того, знакомясь с разными людьми, вы формируете окружение, которое становится вашей сильной стороной, ведь оно неповторимо.
Я ни разу не встречал человека, у которого контакты в записной книжке отсутствовали бы вовсе. Люди не существуют в вакууме. Но окружение — это не то, что даётся человеку раз и навсегда. Вам может не повезти с родственниками или одноклассниками, но остальное — ваша собственная планомерная работа над сознательным выстраиванием и развитием окружения. Тогда оно будет давать вам преимущества: будь то полезные связи, деловые партнерства, экспертиза или просто положительные эмоции.
Открывая свою телефонную книгу, важно, чтобы вы видели не просто список имен. И даже не общее представление о человеке: экс-коллега Василий, Надежда из налоговой, Николай, сосед из 56-й. Ваша задача — собрать максимально развернутую информацию о важных контактах.
Ведь отец вашего лучшего друга, с которым вы периодически общаетесь, может оказаться еще и экспертом по грузоперевозкам. И именно он в критический момент поможет вам полезным советом, чтобы решить проблему с поставками. Но лишь при условии, что вы будете знать об этом, а также планомерно развивать или хотя бы осознанно поддерживать с ним отношения.
Проще это будет сделать с заполненными заметками о контактах. Так вы сможете делать поиск по ключевым словам, ничего не забудете, и каждый раз, пополняя собранную информацию, будете всё лучше узнавать человека.
Истинный смысл слова networking и самые частые ошибки
У нас бытует представление о нетворкинге как об отраслевой тусовке на официальном мероприятии, конференции или презентации, когда вы в неформальной обстановке, часто с бокалом вина в руке, знакомитесь с какими-то людьми, не имея никакой определенной цели. Но нужно понимать, что это довольно упрощённый или даже вульгарный взгляд на вещи, а такие взаимодействия обычно ни к чему не приводят.
Вот несколько самых часто встречающихся ошибок в нетворкинге.
Ожидание мгновенной выгоды. Многие ждут, что контакты сами по себе приведут к результатам, без усилий с вашей стороны. На деле же мало раздобыть телефон важного человека. Контакт надо далее поддерживать и прогревать. Тогда он сможет в нужный момент оказаться полезным.
Поиск легкого пути и простого инструмента для поддержания связей. Меня часто просят посоветовать удобную программу для работы с контактами, но обычно я говорю, что она у вас уже есть. Это те самые заметки в телефонной книге или списке контактов. Больше вам не требуется ничего, кроме методичной, регулярной и планомерной работы!
Ограничение только официальными мероприятиями. Нетворкинг — это не только контакты по работе. Многие люди недооценивают возможности для создания и поддержания связей в повседневных ситуациях, во время семейных и дружеских встреч, в совместном обучении и в других неформальных контекстах.
Отсутствие искреннего интереса к людям. Концентрация на своих целях и потребностях, игнорирование интересов и потребностей других людей — гарантия провала. Нельзя просто натянуть на лицо неискреннюю улыбку. Нужно научиться именно быть лучшей версией себя. В то время как большинство людей на самом деле не слушают, а только ждут момента, чтобы прервать собеседника и начать говорить о своем. Такое поведение очень заметно со стороны.
Неспособность находить общие интересы — еще одно качество, которое может всё погубить. Точки соприкосновения есть практически у всех, и именно они помогают сближаться и выстраивать доверительные отношения. Если разговорить начальника или важного коллегу, может выясниться, что у вас есть общее хобби, вы оба собаководы или только что вернулись из похода. Так у вас появится общая приятная тема, с помощью которой можно поднять настроение перед важным разговором.
Отсутствие систематического подхода. Вы один раз заполнили карточку и забыли о ней. Если нет регулярности в поддержании контактов, если вы не ставите цели и не просматриваете записанное о собеседнике перед звонком или встречей, система не заработает и не будет вам помогать.
Не совершать эти ошибки достаточно просто. Многие необходимые действия мы и так выполняем в повседневной жизни. Нужно просто начать более вдумчиво относиться к контактам и взаимодействию с ними. Тогда всё будет работать. Людям нравится помогать другим, когда к ним обращаются за советом по адресу, корректно и в удобный момент. Вы наверняка замечали это и по себе.
Когда мы понимаем что и как надо делать, как правильно использовать возможности общения, мы как будто проходим «зеленым коридором» в аэропорту. И подробные карточки контактов могут стать первым шагом на пути к этому. Но серьёзные результаты потребуют продуманной, чёткой и, самое главное, регулярной работы с вашей стороны.
Как часто вы открываете свой список контактов, не имея повода или намерения немедленно кому-то позвонить или написать?