Мобильные приложения давно вошли в нашу повседневную жизнь, их роль в здравоохранении становится более значимой. Для медицинских клиник приложения открывают новые возможности для повышения качества обслуживания пациентов, оптимизации внутренних процессов и увеличения доходов.
Рассказываем, для чего нужно медицинское приложение и какие преимущества получит клиника и ее пациенты.
Польза медицинского приложения для пациентов и клиники
Мобильное здравоохранение является безопасным и быстрым способом получить доступ к медицинским услугам. Приложения могут иметь разные цели, от этого зависит их содержание:
- справочники о заболеваниях и симптомах;
- хранение медданных;
- фитнес-приложения с планом по правильному питанию;
- информирование женщин во время беременности;
- корпоративные приложения для персонала медцентра.
Разберем ключевые преимущества мобильного приложения клиники:
Легко записаться к доктору или на процедуру. Пациенту нет нужды сидеть в очереди у регистратуры или кабинета врача — достаточно открыть график врача, выбрать свободную дату и подтвердить запись.
Оплата без очередей. Пользователь может заплатить за услугу заранее через смартфон и при этом не стоять в очереди на кассу.
Уменьшение нагрузки на регистратуру. Людям проще заказывать услуги и продукты через интернет без звонков и контактов с менеджером. Так же и в медицине — онлайн-запись к врачу через приложение сокращает поток телефонных звонков и экономит время пациентов.
Хранение данных в системе. Личный кабинет пациента позволяет сохранять сведения об исследованиях, рекомендации врача и время посещений. Ему достаточно открыть на смартфоне документ, чтобы купить лекарства, проверить назначение или запланировать следующий прием.
Улучшение имиджа клиники. Свое приложение повышает качество сервиса. Это означает, что медицинский центр внедряет современные технологии и заботится о комфорте своих пациентов, а это — дополнительные баллы доверия.
В разработке приложений для клиник есть множество нюансов:
- персональные данные;
- форма обслуживания: платно, ОМС, ДМС;
- интеграции с базами данных;
- специфика обслуживания и прочее.
Далее на примере реализованного нами приложения рассмотрим, какие функции будут актуальны для пациентов и на что важно обратить внимание при их внедрении.
Онлайн-запись
Приложение упрощает взаимодействие пациента с клиникой за счет доступности медицинских услуг и удобства поиска данных. Это помогает избежать долгого ожидания приема и дает возможность спланировать график.
Пользователь проходит два основных пути: поиск информации об услуге и запись к конкретному врачу. Например, найти информацию в конкретных вкладках и через поиск в приложении.
Когда пациент вводит слово в поисковую строку приложения, лучше всего показывать частые запросы пользователей, чтобы человек мог быстро перейти к интересующей его вкладке.
Данные о специалистах и времени для записи могут подтягиваться из медицинских информационных систем, коротко их называют МИС.
Оплата медицинских услуг
Когда пользователь выбрал врача и время для записи, он подтверждает прием. Например, бронь услуги может длиться 15 минут, пока пациент изучает информацию или добавляет в корзину сдачу анализов перед приемом.
Чтобы пациентам было удобно пользоваться мобильным приложением, мы рекомендуем добавлять несколько вариантов оплаты. Например, онлайн с помощью перевода или карты, а также офлайн — до начала приема или после посещения врача.
Время приема можно закрепить в календаре или в отдельной вкладке мобильного приложения. В последнем случае пациент сможет видеть историю посещений: намеченные и завершенные.
После подтверждения записи, данные автоматически добавляются в МИС — значит, другой пользователь не сможет выбрать этот промежуток времени. Если через 15 минут бронь не подтвердилась — окно снова станет доступным.
Обратите внимание, что ценовая политика медицинских услуг может отличаться из-за сопутствующих процедур и анализов. К примеру, для операции нужна предварительная консультация специалиста, а процедура анализа крови учитывает забор материала. Так можно проинформировать пациента о том, что входит в стоимость услуг.
Время записи
Некоторые услуги предоставляют не в фиксированное время, а в промежуток. К примеру, на забор крови приходят утром и в указанный «коридор». Поэтому нужно учесть такие особенности процедур и указать точное время: 12:00 или с 7:30 до 10:00.
Рекомендации перед приемом
К примеру, кровь всегда сдают натощак, перед сдачей мазка на COVID-19 нельзя пить, а к долгим и сложным анализам нужно готовиться несколько дней — не есть твердую пищу или соблюдать диету. Подобную информацию важно вынести отдельным разделом на услуговой странице.
Доступ к медкарте и результатам диагностики
Пользователи быстро и легко получают информацию без повторного посещения медцентра.
В ЛК пациента находится следующая информация:
- История посещений.
- Выбранные услуги и процедуры.
- Заключения врача.
- Рекомендации лечащего врача.
Благодаря такому подходу формируется удобная система, которая предоставляет пациенту доступ к медданным. Найти назначение в приложении удобнее, чем документ в стопке бумаг. Медданные соответствуют классу защиты K1, поэтому важно соблюдать все меры безопасности.
Чтобы мобильное приложение корректно выводило информацию, пациенту нужно подтвердить свои данные в клинике — например, во время первичного посещения медицинского центра. Поэтому можно разделять пользователей на подтвержденных и неподтвержденных.
Вторая категория людей может ознакомиться с медицинскими услугами и персоналом, выбрать время для записи к доктору и оплатить процедуры в корзине. Но им запрещено просматривать рекомендации врача и результаты анализов. Такое решение как раз и обусловлено защитой медданных.
Работа с ОМС, ДМС и платным лечением
При разработке мобильного приложения клиники нужно учесть формат обслуживания. Проще всего, когда центр предоставляет только платные услуги, без ОМС и ДМС. В этом случае не нужны интеграции и согласования с общими базами данных системы здравоохранения и страховыми компаниями.
Сложнее, когда в клинику могут обратиться пациенты и по ОМС, и по ДМС, и платно. Так было и в нашем случае. Решили задачу так: для каждого вида пациентов определили свой набор доступных функций и путь регистрации.
Люди, еще не являющиеся пациентами медцентра — требуется регистрация по номеру, после которой открывается доступ только к каталогу услуг.
Пользователи платного отделения — авторизация через администратора и доступ к полному функционалу приложения: запись, оплата, а также просмотр медкарты.
Пациенты с ОМС и ДМС — авторизация через администратора на стойке регистратуры, после чего они могут просматривать медкарту и записываться на прием к терапевту. Также есть особые условия, которые дают доступ к отдельным функциям. К примеру, для записи по ДМС требуется консультация терапевта, который выдаст направление на последующие процедуры.
Уведомления, чаты и информационные разделы
Медицинское приложение помогает наладить контакт между клиникой и пациентом с помощью онлайн-чата и встроенных справочных материалов. Пользователи могут изучить раздел с часто задаваемыми вопросами (FAQ), прочитать рекомендации к услугам и процедурам или задать вопрос в чате.
Настройка push-уведомлений c акциями, важной информацией и новостями клиники поддерживает связь с пациентами, напоминает им о записи, изменениях в расписании и сообщает о результатах исследований.
Функции для оптимизации работы медицинского центра
Медицинское приложение облегчает административные процессы и автоматизирует ручной труд — например, перенос данных в МИС и управление расписанием врачей. Это позволяет персоналу клиники сосредоточиться на приоритетных задачах.
Еще одно преимущество — снижение количества пропущенных приемов. Система напоминаний о предстоящем визите и возможность в кратчайшие сроки изменить дату и время помогают пациентам не забывать про посещение клиники и приходить на прием вовремя.
Помимо интеграции с МИС, можно добавить связь с электронными медицинскими записями (ЭМЗ) и системами управления пациентами (PMS). Это упрощает обмен сведениями между отделами:
- Быстрый возврат денежных средств.
- Загрузка в ЛК документов, которые пациент принес из другой больницы.
- Автоматизированный сбор обратной связи после посещения врача.
Сбор обратной связи и анализ данных приложения помогает отслеживать предпочтения пациентов, анализировать частоту визитов, находить популярные услуги, внедрять улучшения и эффективнее управлять ресурсами.
На основе аналитики можно выявить пациентов, которые нуждаются в дополнительном наблюдении, и принять необходимые меры: уведомить пользователя и обосновать причины беспокойства.
Также изучение данных можно использовать в маркетинговых кампаниях и акциях. Это помогает клинике понять, какие предложения приносят наибольший результат, а где нужно внести коррективы.
Как продвинуть мобильное приложение среди пациентов
Разработка приложения — только первый шаг, далее необходимо рассказать о нем пациентам, чтобы они скачали его и начали пользоваться. В нашем случае маркетологи клиники задействовали разные каналы продвижения.
Основным инструментом стало распространение информации внутри самого медцентра. Специалисты добавили упоминания о приложении во все маркетинговые материалы, чтобы повысить осведомленность пациентов и напомнить им об удобном инструменте.
В зоне ожидания и на стойках регистрации размещены листовки с инструкциями и QR-кодом для загрузки сервиса. На экранах клиники демонстрируют видеоролики с презентацией медицинского приложения.
Запустили консультации в регистратуре — администраторы рассказывают о полезных функциях приложения и предлагают скачать его каждому пациенту. Среди посетителей медучреждения — люди разных возрастных категорий, но, по наблюдениям работников центра, в 50% случаев даже представители старшего поколения скачивают приложение и легко разбираются с ним.
Еще один канал — социальные сети. Маркетологи публикуют в соцсетях посты о преимуществах медицинского приложения.
Также для большего охвата аудитории, медцентр разместил сюжет на местном телеканале. Так, качественное промо приложения поможет получить большое количество скачиваний и перевести часть пациентов в онлайн.
Заключение
Собственное мобильное приложение будет актуально для медцентров, которые хотят повысить качество сервиса и лояльность клиентов, а также автоматизировать часть бизнес-процессов и освободить время сотрудников.
Клиники, которые используют мобильные приложения, выделяются на рынке медицинских услуг и получают конкурентные преимущества. Например, наш клиент зарегистрировал в приложении более 4 000 пациентов и снизил нагрузку на колл-центр на 30%.
Как вы считаете, какие еще функции понадобятся пациентам в медицинских приложениях?