Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Гайд по прибыли в бизнесе и ее основным видам


Хорошие обороты в компании не означают высокую прибыльность или личный заработок собственника. Чтобы держать финансы бизнеса под контролем предпринимателю важно разбираться в видах прибыли. Рассказываем, как это сделать.

Прибыль и выручка — не одно и тоже

Иногда бизнесмены говорят «я заработал за прошлый квартал столько-то денег». Из этой фразы непонятно, о чем идет речь — о выручке или о прибыли.

Разберемся на примере кофейни. Ежедневно выручка с продаж кофейных напитков, чая и выпечки: 15 500 рублей.

За 30 дней — 465 000 рублей.

У владельца кофейни есть расходы на аренду помещения, закупку кофе и продуктов, зарплату команды, уборку, налоги и обслуживание оборудования.

Допустим, сумма расходов 198 000 рублей, тогда прибыль — 267 000 рублей.

Выручка — деньги, которые заработал бизнес за выполненные обязательства перед клиентами. Например, поставил товары, оказал услугу, продал гостям кофе с выпечкой, как в нашем примере выше.

Выручка в любом случае будет больше прибыли. Считать ее можно кассовым методом или методом начисления.

Если считать по начислению, то выручка признается в тот момент, когда покупатель получил товар или услугу и подписал подтверждающие документы. При этом неважно, был ли уже аванс, или деньги поступят позднее.

Например, у компании заказали партию канцелярских товаров по предоплате. Деньги поступили на счет, но заказ был отгружен только через неделю, а акт подписан клиентом после доставки и проверки товаров. Именно в момент подписания акта выручка будет учтена по начислению.

Выручка кассовым методом учитывается в момент поступления денег. Например, клиент оплатил в марте билеты на концерт, который состоится в июне. Выручку учли в марте, но услуга будет оказана только в июне.

Прибыль — это разница между доходами и расходами бизнеса. Например, затраты на сырье для производства, заработная плата, аренда недвижимости или оборудования, связь, налоги.

Прибыль корректно считать по начислению. Если покупатель заплатил аванс в счет будущей поставки продукции, то еще нельзя считать, что эти деньги полностью принадлежат компании. Ведь если по какой-либо причине продукцию не получится выпустить, то аванс придется вернуть.

То же самое с расходами. Например, компания заплатила за материалы и положила их на склад. Пока материал не использовали для производства, теоретически его всегда можно продать и вернуть деньги обратно. Таким образом, фактически расхода пока нет. Поэтому для верного расчета нужно использовать метод начисления.

У любой компании и предпринимателя возникает много различных расходов в процессе ведения бизнеса. В зависимости от типов расходов, которые будут вычитаться из выручки, выделяют разные виды прибыли.

Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль (МП) — это разница между выручкой (В) и прямыми переменными затратами (ППерР). Это финансовые средства, которые остаются после оплаты всех расходов по основной деятельности: сырья, аренды, заработной платы специалистов и т.д.

МП = В — ППерР

Пример

Рассмотрим компанию «Уют», которая производит мебель. Выручка от реализации продукции за июнь 2024 года была равна 25 000 тыс. рублей.

Зарплата рабочих, включая страховые взносы — 3 500 тыс. рублей, стоимость списанных на производство материалов — 11 200 тыс. рублей.

МП = 25 300 тыс. ₽ — 11 200 тыс. ₽ — 3 500 тыс. ₽ = 10 300 тыс. ₽

Валовая прибыль

Валовая прибыль (ВП) — разница между выручкой от продажи товара или услуг и всех переменных и постоянных прямых расходов.

Постоянные прямые расходы (ППостР) связаны с основной деятельностью, но не зависят от выручки. Например, амортизация оборудования или фонд оплаты труда сотрудников, непосредственно занятых в основной деятельности.

Чтобы посчитать ВП можно вычесть из маржинальной прибыли постоянные прямые расходы.

ВП = МП — ППостР

Пример

Вернемся к примеру с производителем мебели. Амортизация производственного оборудования за месяц — 500 тыс. руб. Оклад руководителя цеха и мастеров с учетом взносов — 900 тыс. руб.

ВП = 10 300 тыс. ₽ — 500 тыс. ₽ — 900 тыс. ₽ = 8 900 тыс. ₽

Операционная прибыль (прибыль от продаж или реализации)

Операционная прибыль (ОП) — это прибыль, которую компания получает от своей основной деятельности. Ее также называют прибылью от продаж или реализации товаров и услуг.

При расчете помимо прямых расходов, учитываются:

  1. Коммерческие расходы (КР): рекламный бюджет, упаковка, доставка, страховка, представительские расходы.
  2. Управленческие расходы (УР): заработная плата руководителя, бухгалтеров, юристов, аренда офиса, связь и т.п.

Чтобы получить операционную прибыль, нужно вычесть указанные расходы из валовой прибыли.

ОП = ВП — КР — УР

Пример

Вернемся к производителю мебели. Расходы на рекламу за месяц — 800 тыс. руб., зарплата со взносами — 2 500 тыс. руб., аренда офиса — 300 тыс. руб., услуги, связанные с управлением — 400 тыс. руб.

ОП = 8 900 тыс. ₽ — 800 тыс. ₽ — 2 500 тыс. ₽ — 300 тыс. ₽ — 400 тыс. ₽ = 4 900 тыс. ₽

Чистая прибыль

Чистую прибыль (ЧП) нужно считать с учетом прочих доходов (ПД), прочих расходов (ПР), налога на прибыль, либо другого налога (Н), в зависимости от системы налогообложения, по которой работает организация.

ЧП = ОП + ПД — ПР — Н

К прочим относятся все доходы и расходы, которые не связаны с основной деятельностью. Например, организация может разместить временно свободные деньги на депозите в банке и получать прочие доходы в виде процентов. Прочие расходы, это, в частности, проценты по кредитам, пени, штрафы.

Пример

Прочих доходов у ООО «Уют» в июне не было. Компания заплатила штраф 50 тыс. руб. за нарушение условий поставки по договору. Организация работает на УСН «Доходы» и с учетом региональной льготы платит налог 3% от выручки:

  • Н = 25 000 тыс. ₽ х 3% = 750 тыс. ₽
  • ЧП = 4 900 тыс. ₽ — 50 тыс. ₽ — 750 тыс. ₽ = 4 100 тыс. ₽

Нераспределенная прибыль

После уплаты налогов в распоряжении собственников остается чистая прибыль. Они могут вывести такие деньги в качестве дивидендов, либо оставить в обороте, полностью или частично.

Прибыль, которая остается в компании, называется нераспределенной.

Чем больше нераспределенная прибыль, тем выше при прочих равных условиях финансовая устойчивость компании. Но если учредители долго не будут получать дивиденды, то у них может пропасть интерес к бизнесу. В итоге кто-то из собственников даже может изъять свой вклад и вложить средства в другие проекты.

Поэтому при распределении прибыли владельцам бизнеса нужно соблюдать баланс между собственными интересами и развитием компании.

Экономическая прибыль

Экономическая прибыль — это прибыль компании с учетом как фактических расходов, которые мы перечислили выше, так и неявных расходов (НР). К неявным расходам относят упущенную выгоду от альтернативных способов вложения средств, которую можно объективно оценить.

Например, собственник бизнеса мог разместить деньги на банковском депозите и получить гарантированный процент. Эти упущенные суммы нужно вычесть из фактической бухгалтерской прибыли.

ЭП = ЧП — НР

Если экономическая прибыль ниже нуля, то такой бизнес будет не интересен для инвесторов, которые скорее будут вкладываться в более выгодные варианты.

Пример

Уставный капитал ООО «Уют» равен 10 000 тыс. руб. В июне 2024 года средства можно было разместить на банковском депозите под 18% годовых, т.е. под 1,5% в месяц. Таким образом неявный расход за месяц равен упущенному потенциальному безрисковому доходу:

  • НР = 10 000 х 18% / 12 мес. = 150 тыс. ₽
  • ЭП = 4 100 тыс. ₽ — 150 тыс. ₽ = 3 950 тыс. ₽

ЭП положительна и намного превосходит гарантированный альтернативный доход, а значит бизнес привлекателен для инвесторов.

Почему бизнесмену важно разбираться в видах прибыли

Каждый вид важен для анализа результатов деятельности компании:

  1. Маржинальная прибыль оценивает эффективность работы топ-менеджмента, который контролирует ключевые процессы бизнеса. Например, начальник производственного цеха или руководитель отдела продаж. Если считать маржинальную прибыль в разрезе видов продукции, товаров, услуг, то можно оценить, на за счет чего компания больше зарабатывает, а от чего, возможно, стоит отказаться.
  2. Валовая и операционная прибыль позволяют понять, эффективность управления бизнеса в целом. Так как при их расчете не учитываются непрофильные доходы и расходы, а также налоги и проценты по кредитам, то можно объективно сравнить результаты разных бизнесов, или одного за разные периоды.
  3. Чистая прибыль и нераспределенная прибыль показывают, какими ресурсами могут распоряжаться собственники бизнеса.
  4. Экономическая прибыль говорит о том, насколько эффективно бизнесмен использует возможности для получения дохода.

Чтобы полноценно оценить результаты деятельности компании, нужно считать не только абсолютную прибыль, но и рентабельность.

Зачем считать рентабельность

Рентабельность — это отношение прибыли к какому-либо показателю, который характеризует масштаб бизнеса. Обычно прибыль делят на выручку, но могут быть и другие варианты, например, активы баланса.

Рентабельность поможет сравнить результаты деятельности разных бизнесов или одного за разные временные промежутки.

Пример

Результаты компании «Уют»:

  • за май: выручка 29 000 тыс. руб., операционная прибыль — 5 200 тыс. руб.
  • за июнь: выручка 25 000 тыс. руб., операционная прибыль — 4 900 тыс. руб.

Выручка и прибыль в июне меньше, чем в мае. Получается, что в июне результаты бизнеса были хуже? Не будем торопиться с выводами, сначала рассчитаем рентабельность:

  • Рм = 5 200 тыс. ₽/ 29 000 тыс. ₽ х 100% = 17,9%
  • Ри = 4 900 тыс. ₽ / 25 000 тыс. ₽ х 100% = 19,6%

Рентабельность в июне выросла, т.е. компания стала работать более эффективно. Но, конечно, нужно выяснить причины снижения оборотов и постараться вернуть выручку на прежний уровень, не снижая рентабельности.

Главное для бизнеса

Прибыль — это денежные средства, которые остаются у бизнеса после оплаты всех своих расходов. Проще говоря, это разница между тем, сколько компания зарабатывает, и тем, сколько она тратит. Когда доходы больше расходов, компания получает прибыль.

Прибыль будет отрицательной, если расходы превышают доходы. На практике отрицательную прибыль компании часто называют убытком.

Если у компании есть накопленная прибыль или резервный фонд за прошлые периоды, поддержка от учредителей, возможность привлечь заемные средства, то какое-то время она сможет работать с убытком. Если ситуацию не контролировать, то можно привести компанию к банкротству.

Для оценки разных аспектов деятельности компании считают разные виды прибыли.

Для полноценного анализа результатов лучше считать несколько показателей прибыли — в этом поможет управленческий учет.

Возьмем бухгалтерию на себя

Предложение от Т-Банка

Возьмем бухгалтерию на себя

  • Бесплатный онлайн-сервис или персональный бухгалтер
  • Для бизнеса на УСН «Доходы» и АУСН
  • Напомним вам обо всех налогах и взносах
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алексей Боев
Алексей Боев

Сколько видов прибыли считаете в бизнесе? Делитесь, какие инструменты используете для учета.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации