Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Инфляция креатива или почему сверхкреатив в рекламе должен стоить дорого?


Мало что обходится нам, агентствам, так дорого и ценится так дёшево, как идея для рекламной кампании. Почему так несправедливо, с нашей точки зрения, выходит и так ли уж он нужен вообще всем брендам, — попробуем понять.

Как рождается сверхкреатив

Для начала приподнимем пару культурных пластов. Реклама — элемент массовой культуры. И, как любой интеллектуальный продукт в массовой культуре, она обесценивается. Потому что, если коротко, «такое я и сам могу придумать».

Однажды, на заре себя в рекламе, я сказала таксисту, что работаю в рекламе. На что он сообщил мне, что у него свой бизнес вся реклама ерунда и надо вот так: «короче, мужик такой нормальный, ну, мужик, короче, берет бутылку холодного пива, делает глоток и говорит: «Балтика, просто Балтика!». Норм реклама бы была, короче. После этого я всем стала на всякий говорить, что писарем в штабе отсиживаюсь.

Дело в том, что, когда не рекламный человек предлагает свои решения, он их предлагает в рамках рекламных шаблонов. Которые будто были всегда, и слова там народные, и музыку тоже не Шнитке ваял. И, стало быть, все так могут (нет, не все). А что шаблоны были созданы тем самым обесцениваемым интеллектом, и сначала были прорывом, а уж потом шаблоном (таков путь), об этом люди не задумываются. Впрочем, и не должны. А вот говорить о том, что неосязаемое, что нельзя потрогать и в шкаф положить, — тоже стоит денег, должны мы. И, пожалуй, начнем.

Креатив, как и искусство, питается социокультурной средой. Какие-то элементы и коды креатив заимствует из массовой культуры: где обогащает, где упрощает, а где придает новые смыслы. Какие-то элементы креатив заимствует из так называемой элитарной культуры, которая отличается сложной ценностно-смысловой структурой и визуальными кодами, и требует от зрителя определенной интеллектуальной подготовки, глубоких знаний и погруженности в контекст. Нет, мы не говорим, что массовая культура это что-то примитивное, для простых, знаете, мозгов. Не каждый композитор на слух различит нехарактерные шумы в работе четырехцилиндрового рядного двигателя, а хороший механик может. У всех своя заточка. Мы говорим о том, что за креативом стоит сложный и неочевидный процесс. И в нем задействовано много людей, которые разбираются в психологии, культурных трендах, технологиях. И ещё умеют придумывать. Ведь на шаблонах далеко не уедешь.

Креаторы — это такие переводчики с языка гениев на язык, понятный и близкий миллионам. Креатив проделывает путь от изобретателей к приобретателям — так разделял людей Велимир Хлебников в брошюре «Труба Марсиан», — от визионеров к большинству.

Если коротко, то путь креативного переводчика выглядит так:

СВЕРХКРЕАТИВ → КРЕАТИВ → МАССОВАЯ РЕКЛАМА

Где сверхкреатив — это эксперимент и инновации. Это то, чего раньше никто не делал. Это рекламная коммуникация вне привычных рекламных шаблонов.

Креатив — приземление или освоение инноваций, стандартизация визуальных и вербальных кодов. А также разрыв шаблонов, паттернов и клаттеров.

Массовая реклама — использование шаблонов. Паттернов. И клаттеров. По прямому назначению.

И начало этого пути становится всё сложнее. Почему?

Для массовой или майонезной рекламной коммуникации, задача которой — мелькать в инфополе, особо не выделяясь, достаточно жонглировать имеющимися шаблонами. Для создания креатива нужны более сильные интеллектуальные мощности. А для создания сверхкреатива нужно больше всего: больше исследований, больше знания технологий, больше опыта, больше нестандартности мышления, смелости и наглости даже.

Потому что сверхкреатив — как уникальный алмаз, как биткоин, — чем больше добыто и создано, тем труднее становится найти новую, уникальную идею.

Но, как это ни парадоксально, то, что стоит так дорого в разработке, обходится дешевле в медийном размещении, дольше работает на бренд, увеличивает его ценность в глазах и сердцах потребителей. И лучше отстраивает от конкурентов.

Стоят ли деньги того? Давайте смотреть вместе. Несколько сверхкреативных кейсов.

Xbox «The everyday tactician»

Это не кейс из разряда самый большой билборд в мире, или первая реклама, нарисованная ИИ, где ИИ и биллборд просто инструменты. Это та идея, которая кажется простой и очевидной, но совершенно непонятно, как такое придумали.

В кейсе впервые скилы геймеров применили в жизни, соединив реальный и виртуальный футбол. И от этого выиграли все. Кейс показал, что навыки и знания виртуальных игроков работают и в реальности.

Для ФК Bromley этот сезон стал самым успешным за всю 132-летнюю историю. Сам же кейс собрал 1,5 миллиарда просмотров. Число игроков в Football manager выросло на 190%. Только на Cannes Lions кейс получил два Гран При, два золота и четыре серебра в разных номинациях.

Презентация рекламной кампании Xbox
Презентация рекламной кампании Xbox

Кадры из рекламы Xbox «The everyday tactician»

Кадры из рекламы Xbox «The everyday tactician»

S7 «Гравитация просто привычка»

Как выйти на международный рынок так, чтобы о тебе говорили? Тут вряд ли обойдешься обычным рекламным роликом, даже если разместить его в прайм-тайм на самом популярном ТВ-канале. Тут нужно поразить вообще всех воображение максимально нестандартным ходом. Например, снять первое музыкальное видео в невесомости. И заработать на пиаре больше, чем потратил на производство.

25 млн просмотров в первые сутки. Более 500 международных медиа-ресурсов вышли с публикациями и репортажами. Больше миллиарда просмотров, лайков и репостов во всем мире. И всё это совершенно бесплатно. А также золото, два серебра и бронза на Cannes Lions, награды на Clio Awards, Eurobest и Grammy.

Реклама S7 «Гравитация просто привычка»
Реклама S7 «Гравитация просто привычка»

Стоп-кадр из рекламного ролика «Гравитация просто привычка»

Стоп-кадр из рекламного ролика «Гравитация просто привычка»

S7 «Мы — Сибирь»

Все знают о лесных пожарах в Сибири. Кто-то даже что-то с этим делает. Но решать проблему надо масштабно, то есть, привлечь максимум внимания. Просто в тысячный раз сказать «пожары! Давайте что-то делать!» в нынешнем инфопространстве маловато. Нужен заметный шаг. И S7 его сделали, вернув себе старое название. Смело, учитывая, сколько сил, времени и денег было потрачено на ребрендинг. И, тем не менее, шаг был оправдан результатами.

Более 50 российских и международных брендов поддержали S7 в сборе денег на миллион новых деревьев. 300 медиаресурсов вышли с публикациями только в первые сутки. В 3 раза увеличилось число заявок от волонтеров. Нужную сумму удалось собрать меньше чем за месяц. За 3 года было посажено 265 га леса, а это 370 футбольных полей.

Билборд S7 со старым названием «Сибирь»
Билборд S7 со старым названием «Сибирь»

Один из билбордов S7 в рамках кампании «Мы — Сибирь»

Один из билбордов S7 в рамках кампании «Мы — Сибирь»

Вместо выводов

Примеров сверхкреатива, выходящего за рамки стандартной рекламной коммуникации, конечно, гораздо больше. Но не так много, как могло бы быть, несмотря на трудности создания, о которых говорили выше. А ведь он приносит бренду обе пользы: материальную и нематериальную. И ощутимо. Поэтому рекомендуем хотя бы начать думать в эту сторону. Ваш бренд этого точно достоин.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ира Зверева
Ира Зверева

Сколько вы готовы потратить на создание сверхкреативной идеи?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации