Когда сотрудники разделяют общие цели и ценности, они работают с энтузиазмом и самоотдачей, более открыты для обмена идеями, совместного поиска нестандартных решений и чаще нацелены на сотрудничество вдолгую. Тогда вероятность успеха бизнеса возрастает в разы, он становится устойчивым и готовым к любым вызовам.
Как создать команду, чувствующую сопричастность к общему делу? Какие условия внутри компании этому способствуют? Ключевыми лайфхаками из собственного опыта делится фаундер WMT Group, автор softskills-методик по созданию ИТ-команд Игорь Никитин.
Консистентность в мотивации и ценностях
Мотивацию почему-то часто путают с зарплатой, но это ошибка. Она про внутреннюю движущую силу человека, которая заставляет его глаза гореть. Например, мотивацией основателя компании может быть создание нового бизнеса, который делает мир лучше. Тогда и команду нужно подбирать с соответствующими стремлениями — к инновациям, нестандартным подходам, экологичности, свободе принятия решений, саморазвитию.
Как построить такой процесс:
- для начала определите миссию, ключевые поинты развития на высоком уровне абстракции, ценности и на их основе сформируйте культурный код;
- подбирая новых сотрудников, ищите пересечения между их ценностями и культурным кодом компании;
- рассказывайте действующим сотрудникам о том, что важно бизнесу, и каким он стремится быть, и исследуйте их мотивацию в динамике;
- не бойтесь расстаться с теми, кто хорошо работает, но не мэтчится с культурным кодом компании.
Выглядит просто. Но понять истинные цели и желания человека во время интервью — задача со звездочкой.
Хорошо работает Tinder-подход: чтобы найти спутника жизни, вы же не ограничиваетесь его анкетой на сайте и перепиской. Пусть помимо базового собеседования у вас появится время для более свободного общения с кандидатом, чтобы лучше узнать его на текущем этапе жизни. Это работает и для уже нанятых сотрудников. Очень важно чувствовать «химию» с командой, поддерживать и развивать ее.
Попробуйте регулярно проводить стратегические сессии, позвольте каждому члену команды поучаствовать в развитии компании — задать новый вектор или перестроить какие-нибудь внутренние процессы. По опыту нашей компании подобные брейнштормы очень сближают команду и помогают сотрудникам почувствовать свой реальный вклад в общее большое дело.
Сначала — софт, потом — хард
При создании команды единомышленников на первый план выходят софт-скиллы сотрудников. Технические знания и профессиональные компетенции по-прежнему нужны, но способность к коммуникации, эмоциональный интеллект, умение работать в команде и лидерские качества становятся критически важными. Представьте, что у вас работают инженеры с прекрасными навыками программирования, но не умеющие общаться с командой и адаптироваться к изменениям. Тогда они могут или неправильно понять маркетологов и дизайнеров, или отказываться вносить правки, защищая свой код, или не предлагать более эффективные решения.
Бизнес должен стремиться к концепции «Do our best»
В первую очередь формируя эту концепцию в сознании команды и подбирая соответствующих людей. Когда сотрудники обладают развитыми софт-скиллами, они лучше понимают друг друга, быстрее решают конфликты и создают атмосферу доверия и взаимопомощи, что в конечном итоге ведет к более высоким результатам и достижению общих целей компании.
Мы помогаем сотрудникам развивать софт-скиллы с помощью специальных тренингов и митапов с профессионалами из сферы IT, организовываем занятия с крутыми коучами.
Еще с недавних пор внутри компании мы используем свой собственный софт на базе ИИ. Он отслеживает уровень стресса сотрудников, помогает вовремя выявлять конфликтные и напряженные ситуации, а также легче и быстрее справляться с ними. Так, у руководителей отделов всегда есть полная матрица коммуникаций, которая помогает анализировать состояние сотрудников, что в свою очередь повышает не только уровень лояльности сотрудников, но и их командной эффективности.
Не фултаймом единым
Единомышленники — не обязательно только сотрудники на полный день. Более эффективно сформировать гибридную команду: кто-то работает фултайм, у другого частичная занятость, третий присоединяется под конкретные проекты, а кого-то приглашаете разово, например, как коуча. Так вы закрываете бизнес-задачи и обеспечиваете гибкость в работе с разными людьми.
Например, стартапам часто нужны сотрудники, которые умеют и любят работать в хаосе, созидать в условиях неопределенности, как и основатели. И найти таких единомышленников на рынке большая удача, но не каждому из них подойдет классический полный рабочий день. Возьмите такого человека на парт-тайм или консультантом. Или же вы познакомились с очень замотивированным экспертом с похожими вашим ценностями. Не обязательно пытаться заполучить его в штат: пригласите провести несколько воркшопов или принять участие в стратегической сессии компании.
Заряженное оффлайн-пространство
Офис очень важен, чтобы создать нужную атмосферу в команде. Если сразу после пандемии казалось, что мы безвозвратно ушли в онлайн, то сегодня все больше компаний вновь уделяют внимание оффлайн-пространству.
Даже небольшое, но грамотно созданное, общее рабочее помещение начинает аккумулировать энергию. Инициируйте поводы для посещения офиса, проводите брейншторм-минутки, пишите больше на досках. В идеале — разместить в офисе красиво оформленные плакаты с целыми, планами, идеями роста. Пусть на них останется место для дополнений от руки. Такая практика запускает возможности мозга для того, чтобы двигаться вперед и в одном ключе.
Мы проводим вечеринки, квизы, игры Го по выходным, организовываем винные вечера. У нас в офисе есть коллекция вина, которое нельзя найти в обычных магазинах
Более того, мы в WMT Group стараемся сделать наше пространство не только уютным и комфортным местом для работы, но и привлекательным спотом для отдыха. Часто проводим вечеринки и квизы, игры Го по выходным, организовываем винные вечера — у нас в офисе есть коллекция вина, которое нельзя найти в обычных магазинах. Такие «фишки» еще больше заряжают оффлайн-пространство и помогают проникнуться особой атмосферой компании.
Корпоративный сторителлинг
Рассказывайте больше историй своей команде и себе, пишите историю вашего бизнеса как интересную книгу. Не бойтесь поделиться проблемами, бедами, печалями, ошибками и факапами. Это делает вас настоящими, а коммуникации прозрачными. Говорите про большие и маленькие победы, почему и благодаря кому они стали возможны. Это не только про деньги, а про профессиональное приключение людей, воодушевленных идеей и идущих к общим целям. Используйте опыт именитых бизнесменов для вдохновения. Пусть ваш внутренний сторителлинг охватывает и внешних игроков — их подходы, решения, взлеты и падения, особенности их личностей и истории их компаний.
Если вам удастся не просто разово использовать этот прием, а сделать его привычной частью процессов, вы удивитесь, каких интересных людей привлечете. И как изменится подход к работе уже нанятых сотрудников.
Как вы мотивируете команду? Поделитесь своими лайфхаками.