Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как запустить алкогольное производство в России


Менее чем за год мы возродили завод 1971 года и организовали собственное производство мощностью 4,9 млн дал в год


Эту статью написал участник сообщества

Фарит Шагиахметов

Фарит Шагиахметов

Генеральный директор ММВЗ

ММВЗ

ММВЗ

Завод по производству алкогольной продукции

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Менее чем за год мы возродили завод 1971 года и организовали собственное производство мощностью 4,9 млн дал в год


Эту статью написал участник сообщества

Фарит Шагиахметов

Фарит Шагиахметов

Генеральный директор ММВЗ

ММВЗ

ММВЗ

Завод по производству алкогольной продукции

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Закройте на минуту глаза и представьте, что вы — искатель сокровищ или археолог. Спустя годы безуспешных поисков вы наконец сталкиваетесь с древним артефактом, и в ваших руках оказывается что-то настолько уникальное, что хочется поделиться этим со всем миром. Ровно так и было с нашим заводом.

А пока вернёмся к реальности. Я — Шагиахметов Фарит Ильдусович, директор завода по производству алкогольной продукции, и хочу рассказать историю, которая, как мне кажется, не лишена определённого шарма. Ведь как иначе можно описать историю создания чего-то большого, настоящего и волнующего?

Судьбоносная находка

Все началось в, теперь уже далеком, 2003 году с создания компании «Регион 50». Тогда мы занимались выпуском алкогольной продукции в весьма скромных масштабах, но всегда стремились к большему — к развитию собственного бренда, о котором тогда можно было только мечтать. Не имея собственных мощностей, разливали мы свои напитки на различных заводах и жили так следующие 20 лет, пока объемы производства не стали настолько значительными, что появилась потребность в собственном мощном и современном производстве.

Так зародилась идея возрождения и модернизации некогда легендарного Московского Межрегионального Винного Завода, «ММВЗ», в Дмитрове. Почему Дмитров? Решающую роль в выборе локации сыграла его транспортная доступность и равная удаленность города от Москвы и Подмосковья — именно там расположены два наших офиса. Все это позволило оптимизировать логистику и сократить затраты на транспортировку.

Определившись с населённым пунктом, перешли к поиску производственного помещения. Буквально случайно узнали, что «ММВЗ», один из старейших заводов с богатой историей, был выставлен на продажу. После личного осмотра поняли, что в нём есть всё необходимое — а значит, мы получим не только здание, но и часть оборудования, и даже технологии.

Казалось, паззл собрался. У нас есть место, его история и огромный потенциал для новых свершений. Оглядываясь назад, понимаю, что этот завод подарил нам бесчисленные возможности для нас как бренда. Но, конечно, всё было совсем не так радостно.

Из Подмосковья с любовью: курс на успех нового завода

Планирование ликеро-водочного производства — это своего рода русская рулетка: никогда не знаешь, какой результат в итоге получится и какие преграды встанут на пути. Схематично наши дальнейшие действия можно описать так.

Покупка, настройка и монтаж оборудования. Процесс был достаточно трудоемким. Мы купили итальянское оборудование и выбрали подрядчиков, которые занялись вопросами демонтажа, транспортировки, установки и настройки новой и технологически сложной производственной линии. В целом, всё было сделано в срок и с учётом всех норм и требований.

Высокое качество импортного оборудования “ММВЗ” обеспечивает бесперебойный процесс производства

Бурение скважины. Те, кто хотя бы на уровне любителя разбираются в процессе производства алкогольных напитков, знают какое огромное влияние на конечный продукт оказывает вода. Мы понимали, что качество будущей продукции будет напрямую зависеть от того, насколько чистой и свежей она будет. Поэтому приняли решение заняться устройством собственной водозаборной скважины.

Получилось отлично  — мы пробурили скважину глубиной 212 метров с естественным многослойным песчаным и гравийный фильтром протяженностью 43 метра. Далее организовали принудительную водоочистку с применением механического, угольного, натрий-катионитового фильтров и систему обратного осмоса. Как итог  — получили подготовленную мягкую воду, соответствующую стандартам ГОСТ.

Выбор спирта. Мы не просто выбирали, мы искали. И искали с пристрастием. Поездки по спиртзаводам, сотни проб и тестов — и всё это, чтобы найти тот самый, идеальный спирт. И мы его нашли. Даже два. Сейчас работаем со спиртами с двух заводов в Тульской области: «Зернопродукт» и «Эталон». С нашей водой они показали наилучшие результаты, и тем самым дополнительно укрепили уверенность в правильности выбора места для скважины.

Формирование команды. Тут трудностей было, пожалуй, больше чем на всех предыдущих этапах вместе взятых. Кто бы мог поверить, что в подмосковном городе с населением более 60 тысяч человек поиск кадров станет одной из самых больших проблем.

Многие специалисты переехали к нам из других регионов России — это сотрудники лаборатории, инженеры-химики, купажисты. Так, например, технический директор приехал из Воронежа, директор по производству — из Калининграда, зав. лаборатории и инженеры-химики — из Ставропольского края. Остальные сотрудники и линейный персонал — это местные жители Дмитрова. Сегодня на заводе работает 150 человек. Мы создали не просто производство, а настоящую команду единомышленников.

Когда все было готово, приступили к запуску производства. Сейчас процесс максимально отлажен и на 90% автоматизирован. На примере водки покажу все происходит. Вначале смешивают воду и спирт, получая специальный раствор, который перекачивается в подготовленные емкости под давлением. Потом, под действием силы тяжести, этот раствор поступает в колонны, заполненные активированным углем, где и происходит его очистка, а затем скапливается в резервуарах.

С каждой партии берут пробу для проверки в лаборатории, и с её разрешения начинается процедура смешивания в других резервуарах, где водка «отдыхает» последующие 2 суток. После напиток отправляется на линии розлива и упаковывается. Бутылки маркируют и упаковывают в коробки, которые фасуют в паллеты и отвозят на склад готовой продукции.

Каждый шаг в пути от приема сырья до упаковки изделия находится под пристальным наблюдением лаборатории, где регулярно проверяются физико-химические свойства и вкусовые качества продукта. Не только первоначальное сырье проходит анализ, там проводится тестирование спирта более чем на 20 компонентов. Но и готовая продукция после процесса фильтрации, а также все купажи. Только после всех этих этапов принимается решение о разливе готовой водки. Отдельно есть входной контроль стеклотары, гофротары, упаковочной пленки, стретч-пленки, этикетки.

Дубовые буты для выдержки коньяка

В зоне турбулентности

Как оказалось, одного только отлаживания производственных процессов для успешного бизнеса недостаточно. Никого не удивлю, если скажу, что последнее время алкогольный рынок России переживает серьезные трансформации.

Исчезновение импортного крепкого алкоголя с полок магазинов и санкции, воздействующие на различные сегменты экономики, отражаются и на потребительских привычках покупателей и на местных производителях. Наиболее сложная ситуация сейчас сложилась в сфере производства крепких алкогольных напитков, таких как ром, коньяк и виски.

Процесс создания упаковки для водки “Стужа”

Проблема не столько в том, смогут ли наши компании заместить импорт, но и в специфике производственного процесса отдельных категорий алкоголя. Дело в том, что до настоящего времени дистилляция крепких алкогольных напитков, в особенности на основе виноградных сортов, в России не получила широкого распространения. Не наш это конёк и климат в стране не благоволит, а потому покупать из-за рубежа было проще и выгоднее. До санкций именно импортный коньячный, висковый, ромовый дистиллят служил основой для создания конечного продукта. Сейчас с этим сложнее.

Хотя катастрофических сложностей с поставкой сырья нет, периодически в этой цепочке возникают различного рода проблемы. Возможный выход  — переход на отечественное сырье. Но даже если взяться за возрождение виноградников сейчас, плоды этих трудов мы увидим не раньше, чем через семь лет. А учитывая, что полный цикл производства того же коньяка традиционно предусматривает многолетнюю выдержку напитка, на полностью российский продукт мы сможем перейти не ранее, чем через 12-15 лет.

Иначе говоря, на запуск производства санкции не повлияли, но мы еще ощутим их влияние впоследствии. На заводе много импортного оборудования, которое требует обслуживания, что в современной ситуации сделать намного сложнее, дольше и дороже. И всё это требует от российских компаний переосмысления производственных стратегий и поиска адекватных решений.

Господдержки ждать не стоит

«Поддерживает ли государство алкогольную отрасль в столь непростые для нее времена?»  — возможно, спросите вы. Нет. Для предприятий, занятых в данной сфере, не предусмотрены такие виды поддержек, как гранты или квоты. Да и сами возможности участвовать в каких бы то ни было программах господдержки в принципе ограничены. В то время как другие отрасли могут рассчитывать на «государственное плечо», мы и компании вроде нас вынуждены полагаться только на собственные ресурсы и рыночные механизмы.

Безусловно, государство в значительной мере регулирует рынок алкогольной продукции, но регуляции эти имеют ограничительный и контрольный характер. Система ЕГАИС была разработана для контроля над оборотом алкоголя, именно она следит за каждым перемещением продукции, от производителя до прилавка магазина. Кроме того, государство устанавливает минимальную розничную цену для алкоголя, обеспечивая тем самым минимальный порог входа для продукции на полках магазинов, что с одной стороны защищает предприятия от бессмысленной ценовой войны, но с другой — ограничивает конкурентоспособность.

Конечно, предприятия находят способы адаптироваться к сложившейся ситуации, но несомненно, что с координацией и поддержкой государства процесс развития отрасли мог бы существенно ускориться. Возможно, в ближайшем будущем, услышав голос производителей, государство обратит внимание на необходимость более активной поддержки алкогольной отрасли, ведь речь идет о тысячах рабочих мест и значительном вкладе в экономику страны.

Крышки с брендированным дизайном для продукции завода

Трудности заводят, но не останавливают

Однако трудности могут стать и опорой для новых возможностей. Я люблю повторять, что времена перемен требуют скорости и адаптации. На данный момент наша продукция уже завоевала свою лояльную аудиторию, а в ассортименте появились топовые позиции, например, водка «Стужа». С приходом осени мы расширили линейку, представив на рынок новые марки водки — «Северка» и «Субботица», а также пятёрку разнообразных аперитивов и джин. В этом же году активно работаем над запуском производства собственного виски и коньяка.

Я верю, что фокусировка на развитии отечественного производства крепких алкогольных напитков может вывести на рынок новые местные бренды, которые станут достойной альтернативой зарубежным. Такая самоизоляция может стать шансом для появления инноваций, авторских технологий и насыщения рынка высококачественной продукцией собственного производства.

Перед российским алкогольным сектором сегодня стоят непростые задачи, но уверенность в собственных силах и ориентация на инновации помогут нам не только справиться с текущими трудностями, но и выйти на качественно новый уровень производства.

Как и всех, меня изредка посещает тревога за будущее, но все же я вижу кризис не как катастрофу, а как стимул для развития и роста. Это путь вперёд для всей отечественной промышленности, преодолеть который смогут только сильнейшие.

Фарит Шагиахметов
Фарит Шагиахметов

Какой завод вы мечтаете открыть?


Больше по теме

Новости