Приложения — очень разные. Стоимость каждого зависит от множества переменных: исполнителей, функциональности, рынка, аудитории. Рассказываем, как понять, во сколько обойдется создание мобильного интернет-магазина или фитнес-приложения.
Основные факторы, которые влияют на стоимость приложения
Стоимость приложения зависит от того, кто его делает, для каких платформ нужно решение, какие у него функции и дизайн.
Фактор 1. Тип подрядчиков. Приложение можно сделать внутри компании, то есть инхаус, отдать разработку на аутсорс или нанять фрилансеров. Стоимость приложения в каждом случае формируется по-разному.
Когда над приложением работают разработчики в штате, на стоимость главным образом влияет их зарплата и время, которое требуется на разработку.
Допустим, вы решили сделать интернет-магазин с привычным набором функций. Для этого нужно пять специалистов: продакт-менеджер, UI/UX-дизайнер, два разработчика и тестировщик.
Выходит, что приложение обойдется вам не меньше, чем в 2,5 миллиона рублей, так как помимо прямых затрат есть еще и косвенные, например, налоги и аренда офиса.
Если вы решили поручить разработку приложения студии, над ним будет работать выделенная команда. Каждый специалист будет закрывать свои задачи. Стоимость приложения в этом случае складывается из зарплаты специалистов, которые работают над продуктов, а также косвенных и других расходов. При этом в стоимость всегда заложена прибыль студии.
Фрилансер выполняет только оговоренный объем задач и зачастую не готов поддерживать продукт после релиза. Для разработки приложения одного фрилансера недостаточно: задачи разные, нужны разные специалисты, искать их нужно по отдельности.
Главный минус работы с фрилансерами — отсутствие гарантий.
Оплата труда фрилансера может быть почасовой или попроектной, то есть фиксированной. Стоимость зависит от опыта фрилансера, его специализации, занятости, региона. Если повезет, можно найти толкового специалиста, который возьмет за работу меньше, чем сотрудник в штате или разработчик из студии.
Многие думают, что отдать разработку фрилансеру выйдет дешевле. Но это вообще не факт. Зачастую, чтобы найти подходящего фрилансера, надо сменить нескольких исполнителей. В итоге затраты вырастут и превысят изначальный бюджет.
Понять, сколько стоит тот или иной ИТ-специалист на фрилансе, помогут профильные порталы вроде FL.ru и Freelance.ru.
Рискованнее всего отдать разработку фрилансерам, дороже всего — собрать инхаус-команду
Разработка приложения в студии выглядит компромиссом. Но и тут есть нюансы. Например, стоимость напрямую зависит от бизнес-процессов внутри студии. Есть небольшие компании, которые недавно вышли на рынок, собирают портфолио и готовы делать проекты за относительно небольшие деньги. Но у них не отлажены процессы, один менеджер ведет сразу двадцать проектов, а разработчикам не хватает квалификации. Все это сказывается на качестве. А есть опытные студии, в которых хорошо выстроен процесс передачи продукта из отдела в отдел и которые гарантируют поддерживаемость кода. Они берут за работу больше.
У фрилансеров, инхаус-команды и аутсорса есть свои плюсы и минусы. Вот главные.
Фактор 2. Количество платформ. Можно сделать два самостоятельных приложения под iOS и Android, а можно выбрать кроссплатформенную разработку. Второй способ дешевле.
Еще несколько лет назад компания выбирала, где будет развивать бизнес — на iOS или Android. Считалось, что пользователи iOS более платежеспособны.
В 2024 году этот вопрос не актуален: потенциальные клиенты пользуются как iPhone, так и смартфонами на других платформах. При этом в России по данным за 2023 год Android лидирует: эту платформу выбирают 81,34% пользователей, тогда как iOS предпочитают 18,64% покупателей.
Решив идти по пути нативной разработки в 2024 году, компания делает два приложения, чтобы охватить как можно больше пользователей. Соответственно, затраты на разработку тоже увеличиваются вдвое.
Когда WINFOX только начинался, мы занимались нативной разработкой
Тогда нативная разработка позволяла делать максимально качественные приложения. Это было дорого, так как над одним продуктом работали минимум три разных разработчика, а технологии были сложными. С выходом Flutter 3 мы рекомендуем заказчикам кроссплатформу.
Вместо двух отдельных приложений можно сделать одно кроссплатформенное, которое будет работать и на iOS, и на Android. В этом случае разработчики пишут один код, который потом адаптируют под обе операционные системы. Благодаря этому можно сэкономить на разработке и поддержке до 50-60% бюджета.
Кроссплатформенной разработкой проще управлять, поэтому такое приложение стоит дешевле.
Фактор 3. Функциональность. Чем больше умеет мобильное приложение, тем оно дороже в разработке. Вот пример.
Представим, что вы решили сделать приложение для занятий спортом. Можно сделать простое фитнес-приложение, которое будет выполнять основную функцию, а можно — сложное, с дополнительными возможностями.
Далеко не всегда нужно делать навороченное приложение. Иногда достаточно сконцентрироваться на киллер-фиче, чтобы выйти на рынок и протестировать гипотезу.
Фактор 4. Дизайн. Когда дизайнер работает над приложением, он опирается на гайдлайны — набор правил от Google и Apple, которые помогают сделать продукт удобным для пользователей.
Если дизайнер отступает от гайдлайнов и предлагает оригинальные решения, последующая разработка обойдется дороже. Бывает, что дизайнер нарисовал такой элемент, который технически невозможно реализовать в приложении. Такое случается, когда дизайнер не знает гайдов. Оплачивать недобросовестную работу дизайнера приходится заказчику.
С дизайном — как с функциональностью
Иногда достаточно придерживаться гайдлайнов и использовать нативные элементы интерфейса, чтобы сделать красивое, удобное и полезное приложение. А иногда дизайн надо кастомизировать, чтобы отстроиться от конкурентов или решить боли целевой аудитории.
Пример — окно выбора даты на iPhone.
То, что всегда делает дизайн дороже, — это анимации. Создавать их сложнее, чем статичные элементы интерфейса. При этом анимации помогают удерживать пользователя, развлекать его, вовлекать в продукт. Например, виртуальная примерочная в интернет-магазине. Именно эта опция позволяет пользователю прикинуть, как на нем будет выглядеть платье или кроссовки. Так что бывают приложения, в которых без анимаций просто не обойтись.
Скрытые расходы на разработку приложения
Помимо основных факторов на стоимость приложения влияют скрытые затраты. Вот основные из них.
Интеграция с другими сервисами. Для работы большинства приложений нужны сторонние сервисы. Например, обмен данными с корпоративным сайтом и CRM-системой, интеграция с Телеграмом, поддержка почтовых и смс-сервисов. Любая интеграция — это дополнительная работа и расходы.
Интеграции бывают типовые, а бывают — нестандартные.
Однажды мы делали приложение для держателей топливных карт компании «ЕКА». Чтобы приложение получало данные карты с точками обслуживания, атрибуты заправок и построения маршрутов, мы настроили интеграцию с «Мультигоу» — специализированным геосервисом для владельцев АЗС.
Еще пример — интеграция приложения для кафе и ресторанов с программным обеспечением R_keeper. Она по умолчанию сложная и дорогая.
Поддержка и развитие. После релиза инвестиции в приложение не прекращаются. В поддержку обычно входит мониторинг работоспособности приложения, исправление багов, адаптация под новые устройства и версии операционных систем, отработка отзывов пользователей.
Зачастую поддержка приложения после публикации в сторах выходит около 50% от стоимости разработки в год.
Развитие предполагает добавление в приложение новых возможностей и достижение различных показателей эффективности, например, коэффициента конверсии, MAU, DAU, Retention Rate.
Маркетинг и продвижение. Даже самому нужному и удобному приложению нужно помочь выйти на рынок. Поэтому вместе с бюджетом на разработку обычно закладывают бюджет на продвижение.
Вывод приложения в топ cторов, продвижение в социальных сетях, реклама у блогеров, промоакции и другие маркетинговые активности — все это может стоить не намного меньше, чем разработка цифрового продукта.
Как происходит оценка стоимости разработки
В нашей студии разработка приложения делится на пять этапов. Давайте разберем, что входит в каждый этап и сколько примерно это стоит.
Допустим, вы решили продавать товары для животных и хотите развивать бизнес в мобайле. Уровень сложности разработки такого приложения — средний.
Этап 1. Аналитика. Вы рассказываете о своей бизнес-идее. Мы проверяем, как ее реализовали конкуренты, в чем сложности в этом сегменте рынка, каким должно быть приложение, чтобы оно приносило прибыль.
Перед началом разработки главное понять, какие у нас бизнес-цели и KPI. Например, мы делаем приложение, чтобы помочь бизнесу увеличить продажи через интернет, повысить конверсию или удвоить количество повторных покупок в онлайне.
Работа на этапе аналитики включает три основных направления:
- изучение требований заказчика о функциональности и дизайне будущего приложения;
- анализ аналогичных решений на рынке;
- изучение целевой аудитории.
Сколько стоит: от 20 часов.
Этап 2. Техническое задание. Этот документ фиксирует, какие функции будут у будущего приложения и как оно будет выглядеть. Техническое задание нужно для того, чтобы дальше не отклоняться от курса и четко понимать, какого результата мы хотим достичь.
В техническом задании обычно отражаем следующие пункты:
- цели пользователей (Jobs To Be Done);
- пользовательские истории (User Story);
- карта путешествия пользователей (Customer Journey Map);
- технические требования к сервису.
Сколько стоит: от 80 часов.
Этап 3. Проектирование и дизайн. На этом этапе работаем в двух направлениях: UX-дизайн и UI-дизайн.
UX-дизайн — это проектирование. Продумываем, чтобы покупателям интернет-магазина было удобно пользоваться приложением, прорабатываем бизнес-логику цифрового продукта и упаковываем сложные бизнес-процессы в интуитивно понятную оболочку.
UI-дизайн — это то, как выглядят экраны приложение. Рисуем прототипы экранов, кнопки, плашки и другие элементы интерфейса, анимации и так далее. Если у компании есть фирменный стиль, опираемся на него. Если бизнес только выходит на рынок, придумываем визуалы с нуля.
Сколько стоит: от 80 часов.
Этап 4. Разработка. На этапе разработки мы пишем код. Этот процесс включает два направления: фронтенд и бэкенд.
Фронтенд-разработчики создают интерфейс приложения. Для этого они берут макет от дизайнера и переносят его в мобильную среду. Следят за тем, как выглядят кнопки, фото в карточках товаров, текст на главном экране и другие элементы.
Бэкенд-разработчики отвечают за серверную часть приложения, то есть за то, как работают элементы интерфейса, которые прикрутили фронтенд-разработчики. Бэкенд-разработчики настраивают передачу данных между пользователями приложения и сервером. Например, делают так, чтобы в приложении корректно отображались остатки товаров на складе и цены, а при онлайн-оплате не было багов.
Сколько стоит: от 320 часов.
Этап 5. Тестирование, публикация в сторах и запуск. Когда приложение готово, надо проверить, насколько корректно оно работает. Тестировщики проверяют, как выглядит приложение на разных устройствах, все ли функции работают, как и задумано, насколько плавно срабатывают анимации.
Практически всегда в ходе тестирования всплывают ошибки, которые мы оперативно исправляем. После этого получаем рабочую версию приложения, которую отправляем на модерацию в сторы.
Когда приложение прошло модерацию, оно становится доступным для пользователей в App Store и Google Play.
Сколько стоит: тестирование — от 65 часов, публикация в магазинах приложений и запуск — от 20 часов.
Сколько стоят разные приложения: пять кейсов
Собрали реальные примеры из своей практики, чтобы вам было проще ориентироваться в бюджетах. Все эти приложения мы сделали для компаний из разных сфер бизнеса — от ритейла до фитнеса.
Ритейл. Федеральная сеть магазинов для творчества попросила нас обновить мобильное приложение, чтобы сделать его более стабильным и отказоустойчивым. В приложении можно выбрать ближайший офлайн-магазин, проверить актуальный статус заказа, использовать при покупке бонусные баллы и подарочные сертификаты. Для юридических лиц есть отдельная форма заказа.
Стоимость: 4-8 млн рублей.
Финтех. Разработали мобильного помощника для торговли на финансовых рынках. Он умеет визуализировать события на бирже, отображает ключевые показатели для быстрого анализа акций и динамику цен на бирже.
Стоимость: 5-10 млн рублей.
Гостинично-ресторанный бизнес. Приложение предназначено как для гостей, так и для сотрудников ресторана или кафе. Гости могут посмотреть меню и сделать заказ со своего смартфона, сотрудники — автоматизировать процесс приема заказов, печатать чеки через R_keeper и быстро формировать отчеты.
Стоимость: 3-5 млн рублей.
Медтех. Приложение помогает сотрудникам транспортной компании записываться на медосмотры, а руководству — контролировать процесс прохождения осмотров. Мы добавили в приложение единую форму регистрации и авторизации для организаций и водителей, карту с точками обслуживания и возможность оперативно решать текущие вопросы в чате с персональным менеджером.
Стоимость: 4-6 млн рублей.
Фитнес. Разработали универсальный инструмент для управления фитнес-клубом, который автоматизирует все процессы. С помощью панели администратора сотрудники спортзала могут заводить карточки новых посетителей, принимать оплаты, оформлять возвраты услуг, составлять расписание групповых тренировок и индивидуальных занятий, работать с клиентской базой и кассой.
Стоимость: 5-7 млн рублей.
Есть человеческий подход к оценке стоимости приложения, а есть бизнесовый
В первом случае вы как заказчик задаетесь вопросом «Сколько денег мне сейчас нужно отдать, чтобы получить мобильное приложение?», а во втором — «Сколько мне принесут инвестиции в мобайл?». Мы всегда за бизнесовый подход.
Главное
Стоимость приложение чаще всего зависит от экспертизы подрядчиков, количества платформ, дизайна и функциональности.
Рискованнее всего отдать разработку фрилансерам, дороже всего — собрать и содержать инхаус-команду.
Разработка кроссплатформенного решения обойдется дешевле, чем двух нативных.
Чем больше умеет мобильное приложение, тем оно дороже в разработке.
Чем больше дизайнер отступает от гайдлайнов Google и Apple, предлагая оригинальные решения, тем дороже выйдет дизайн.
Помимо основных факторов на стоимость приложения влияют скрытые затраты, например, поддержка приложения после релиза, интеграция с другими сервисами, развитие приложения и маркетинг.
Чтобы оценить стоимость приложения, мы считаем стоимость каждого этапа работы — от аналитики до релиза.
Для своего ресторана заказала приложение у foodpicasso. Получилось достаточно бюджетно, но функционал мне нравится — есть всё, что мне нужно. Это не собственная разработка с нуля, но я и не преследовала такой цели.
Всё-таки, моё мнение, лучше доверить разработку специалистам в узкой нише, и получить достойное приложение, да еще и со своим логотипом) Вообщем, я довольна результатом.