В телеком-отрасли жесткая конкуренция за абонентов. Удержание текущей аудитории и привлечение новых клиентов становится ключевым фактором успеха компании. Отток потребителей неизбежен, но в среднем нормой считается “потеря” 5% клиентов. Мы в t2 — одном из крупнейших поставщиков телеком-услуг в стране — постоянно сталкиваемся с этой проблемой и стремимся искать новые предложения для удержания абонентов. Делюсь рабочими инструментами, чтобы заинтересовать платежеспособную аудиторию и не потерять ее.
Заметили, что клиенты уходят
За последний год россияне демонстрируют готовность менять поставщика услуг. Это порождает среди мобильных операторов жесткую конкурентную среду, где нужно выделяться и быть гибким. По данным РБК, в 2023 году количество желающих сменить компанию, но сохранить свой номер, увеличилось на 50%. Для нас, как и для любого оператора, это “тревожный звонок”.
Так, мы обозначили три вызова: первый — удержать существующих клиентов, чтобы минимизировать отток. Второй — привлечь новую аудиторию, готовую платить за уникальные предложения, например, программы привилегий и бонусов, качественную связь. Третий — перевести клиентов из более бюджетного сегмента на пакет с большим числом опций.
Мы выделили несколько инструментов, чтобы этого добиться:
- удержание абонентов через проактивную поддержку пользователей — собираем обратную связь, даже когда клиент перешел к другому оператору;
- использование аналитики активности клиента и подготовка персональных предложений;
- внедрение партнерских предложений в “премиальный” тариф, способный выделить t2 на фоне конкурентов.
Каждый из них работает на определенную аудиторию и показывает хорошие результаты.
Программа привилегий, маркет и контакт
Мы разработали и внедрили несколько стратегий, которые позволили нам эффективно решить проблему оттока клиентов и привлечь новых пользователей. В первую очередь, мы сосредоточились на более персонализированном подходе и максимально гибкой реакции на запросы клиентов. Такие инструменты универсальны и их могут смело использовать предприниматели разных масштабов бизнеса, в том числе малого и среднего.
Особое внимание мы уделили мобильному приложению, которое стало важным инструментом лояльности. С его помощью клиенты могут управлять тарифами, отслеживать остатки и получать персонализированные рекомендации. Исследование ИАА TelecomDaily показало, что пользователи считают приложение t2 самым удобным.
Одно из отличий от конкурентов — возможность обменивать минуты и гигабайты на бонусы: скидки, подарки или, к примеру, кофе. Это не только повышает интерес абонентов, но и позволяет нам лучше понимать их потребности, оперативно реагировать на их запросы. Такие возможности делают приложение важным инструментом не только для управления услугами, но и для укрепления лояльности.
Для дальнейшего улучшения клиентского опыта был запущен «Маркет t2»— один из первых подобных сервисов в России. Он позволяет продавать или дарить минуты и гигабайты, а также обменивать их на скидки или подарки от партнеров.
Важным шагом в улучшении лояльности и привлечении аудитории стала программа привилегий »t2 Selection». Это предложение ориентировано на премиальных клиентов, чьи расходы на связь превышают 1 500 рублей в месяц. Участники программы получают доступ к эксклюзивным скидкам от партнеров в востребованных категориях, приоритетному обслуживанию и дополнительным услугам.
Как мы выбираем предложения для пользователей
При выборе предложений для наших клиентов мы всегда ориентируемся на их интересы и потребности, анализируя актуальные тренды и текущее состояние рынка. Например, мы выявили, что сотрудничество с VIP-залами в кинотеатрах не пользуется высоким спросом среди наших пользователей, поэтому предложение в сети кинотеатров доступно на любой формат зала.
73% пользователей тарифов Selection считают наиболее привлекательной опцией скидки на такси. Промокоды на поездки мы начали предлагать пять лет назад, когда работали с другим партнером. 3 года назад мы решили начать партнерство с Яндекс Go для бизнеса. Помимо скидок на такси, пользователи получают релевантные предложения в Яндекс Еде, Заправках и других сервисах платформы. Так мы смогли предложить нашим клиентам уникальные возможности, которых нет у других операторов. Благодаря одному партнеру мы закрыли сразу востребованные категории от клиентов.
Итог — 44% клиентов используют такси на регулярной основе, а услуги перевозчиков стабильно входят в ТОП-3 самых востребованных предложений. Аудитория с высокими доходами предпочитает поездки повышенного комфорта, и им нравится возможность получать привилегии.
Клиенты стали лояльнее
Программа лояльности t2 Selection показала ощутимый эффект в снижении оттока пользователей. Среди абонентов с этим тарифом отток оказался на 20% ниже среднего по компании. Главный фактор результата — комбинация персонализированных предложений и ориентированность на потребности аудитории с доходом выше среднего.
Параллельно с удержанием аудитории t2 удалось значительно улучшить клиентский опыт. Показатель NPS среди участников программы в сравнении с клиентами, которым недоступна программа, выше 40%, что отражает высокий уровень их удовлетворенности. Клиенты особенно выделяют предложения, которые они не могут получить у других операторов, включая промокоды на такси, скидки на популярные сервисы и приоритетное обслуживание.
Эти результаты показывают, как правильно выстроенная программа лояльности может стать инструментом для повышения конкурентоспособности и улучшения взаимодействия с клиентами. Мы продолжим развивать такие инициативы, чтобы предоставлять пользователям еще больше релевантных и нужных офферов.
Советы малому и среднему бизнесу, которые хотят расти
В качестве советов для МСП я бы порекомендовала следующие подходы:
Омниканальный маркетинг с фокусом на персонализацию. Российский потребитель всё больше ценит персонализированный подход. МСП может эффективно использовать это, объединяя онлайн и офлайн каналы коммуникации. Например, собирать данные о клиентах через программу лояльности (как онлайн, так и в физической точке продаж), анализировать их предпочтения и предлагать релевантные товары/услуги через email-рассылки, таргетированную рекламу в соцсетях и мессенджерах, а также персональные предложения при посещении магазина. Важно не просто «засыпать» рекламой, а строить долгосрочные отношения с клиентами, предлагая ценный контент и индивидуальные решения.
Партнерства с другими бизнесами станут точкой роста для компаний любого размера. Объединяйтесь с не конкурирующими, но схожими с вашими ценностями компаниями для проведения совместных акций, кросс-промоушена и обмена клиентами. Например, кофейня может сотрудничать с книжным магазином, предлагая скидки на кофе при покупке книги, и наоборот. Это позволит вам расширить охват аудитории и укрепить позиции на локальном рынке.
Создайте клиентоориентированную культуру внутри компании. Лояльность клиентов — это не только результат маркетинговых акций, но и отражение общей культуры компании. Обучайте персонал работать с пользователями, решать их проблемы и превосходить их ожидания. Создайте систему мотивации сотрудников, которая будет поощрять клиентоориентированное поведение. Регулярно проводите опросы среди коллег, чтобы оценить их уровень удовлетворенности работой и выявить потенциальные проблемы.
Постоянно измеряйте и улучшайте NPS (Net Promoter Score), анализируйте обратную связь от клиентов и внедряйте улучшения на основе полученных данных. Этот показатель поможет вам понять, насколько они готовы рекомендовать вашу компанию другим, и выявить факторы, влияющие на их лояльность.
Благодаря этим инструментам вы сможете заинтересовать платежеспособную аудиторию и не потерять ее.
Какие стратегии удержания срабатывали у вашего бизнеса?