Как с помощью видеоконтента развивать личный бренд или рассказывать клиентам о своем бизнесе? Я Павел Багрянцев — предприниматель, спикер, эксперт по видеомаркетингу и основатель digital-агентства TopYouTube, поделюсь инструкцией.
Видеоблог — ваше собственное телевидение
Еще лет 5-10 назад считалось, что для того чтобы стать медийным и узнаваемым, нужно попасть на телевидение. Все эти шутки про продюсеров, которые выведут вас в свет, тоже взяты не с потолка.
Продюсеры и сегодня имеют возможность сделать вас народным любимцем. И телевидение никуда не делось: это все такой же инструмент для выхода на широкую аудиторию.
Разница в том, что сегодня вы можете создать собственное телевидение на видеоплощадках и стать продюсером сами для себя. Раскрутить блог, бренд и сделать так, чтобы о вас узнал весь мир.
Но нужен ли нам весь мир? Если вы предприниматель, эксперт, самозанятый, коуч, психолог, то вам нужны не все. А только ваши потенциальные клиенты. Обсудим, как деловому человеку достучаться до своей аудитории и найти ее.
Средства коммуникации с аудиторией: как выбрать свою площадку
Сегодня много способов общаться со своей аудиторией: видео, подкасты, посты, книги, публичные выступления, рассылки. Обилие видеоплатформ и развитие мессенджеров предлагает нам массу вариантов.
Как выбрать свою площадку?
Подумайте над такими вопросами и ищите решение там, где ваши ответы пересекаются:
- Что вам больше нравится? Где вы сами потребляете контент?
- Где есть ваша аудитория или какая площадка сегодня в тренде?
- Какой формат вам технически доступен?
Под доступностью я имею в виду, насколько реально для вас регулярно создавать контент именно такого формата. Бывает, например, что вы хотите снимать видео, но у вас по каким-то причинам нет такой технической возможности. В этом случае вы можете начать вести Telegram-канал. Там 100% есть ваша аудитория, скорее всего, вы этим мессенджером пользуетесь сами, и это точно доступно каждому.
Когда три пункта сойдутся на какой-то одной площадке, смело начинайте развиваться на ней.
Если говорить о трендах, то на сегодняшний день это видео. Например, одна из популярных видеоплощадок, соцсеть «ВКонтакте», недавно поделилась статистикой за 1 квартал этого года. Среднесуточные просмотры длинных роликов VK Видео — 2,5 миллиарда, и этот показатель вырос за прошедший год на 21%.
Видео — мощный инструмент развития. И если технически он вам подходит, стоит остановиться именно на этом формате. Но какую площадку выбрать?
Продвижение видеоконтента в Instagram* или на YouTube: что лучше
Если во всех социальных сетях есть видео, как понять, на чем лучше сконцентрироваться?
За 10 лет существования нашего агентства мы продвинули более сотни видеоблогов на YouTube и не только. Мы публиковали контент на всех доступных видеоплощадках. И сделали свои выводы.
Самые популярные площадки именно для видеоконтента — это YouTube и Instagram*. Что будет эффективнее? Смотря какие у вас цели, потому что у каждой из этих площадок есть свои плюсы и минусы.
YouTube — это исключительно видео. Если вы хотите записывать длинный формат видео (от 5-10 минут) и тем более часовые подкасты и интервью, ваш выбор — однозначно YouTube.
Если вы хотите монтировать вертикальные ролики до 1 минуты, любите публиковать фоточки и вести сторис, то вам больше подойдет Instagram*. Ваша аудитория есть и там, и там.
Важно сказать, что на YouTube тоже можно публиковать текстовые посты во вкладке «Сообщество», но люди все-таки предпочитают смотреть там видео.
Еще одна особенность YouTube в том, что он хорошо генерирует холодный трафик. Но вовлеченность постоянных подписчиков там ниже, чем в Instagram*.
Главные плюсы YouTube — это стабильные охваты и возможность продвигаться через длинные видео. Минус — ниже уровень вовлечения постоянных зрителей.
Instagram* предлагает разные форматы контента. Вы можете снимать сторис, выкладывать посты и Reels, которые имеют шансы завируситься. Вовлеченность аудитории в Инстаграме* в среднем выше, чем на YouTube.
Минус — работать с площадкой из России можно только через VPN. А еще для результата необходимо постоянно создавать контент, причем разнообразный.
Выбирайте площадку, которая нравится вам. И которой вы сами пользуетесь чаще всего.
Важное наблюдение из моего 10-летнего опыта на YouTube: на начальном этапе лучше сконцентрироваться на ведении одной площадки. А как в будущем построить стратегию работы с несколькими площадками, я расскажу далее.
Как создавать видеоконтент
Создание контента начинается с идеи и выбора формата. Опишу основные принципы и подход.
Для начала определите, какой формат видео вы хотите записывать. Это могут быть:
- короткие вертикальные видео;
- обучающие ролики по 10-15 минут, так называемая «говорящая голова»;
- видеоподкасты, которые в среднем длятся около часа.
Под каждый формат — отдельная стратегия развития.
Как понять, что записывать
Делюсь пошаговой инструкцией, которая отлично работает у меня и моих клиентов:
- Изучите конкурентов и посмотрите, что у них заходит. Для этого выберите 3-5 лидеров рынка в вашей нише, проанализируйте их видео и попробуйте понять, какие темы набирают больше всего просмотров.
- Выпишите себе все темы, которые оказались самыми успешными на каналах в вашей нише.
- Возьмите 3-5 тем, которые вам наиболее близки.
- Подумайте, как лично вы раскрыли бы эти темы.
- Возьмите одну любую тему, в которой вам не нужна подготовка — у вас уже есть интересные мысли и идеи.
- Накидайте тезисы в блокнот.
- Запланируйте съемку.
Снимать можно даже на смартфон дома или в офисе. Помните, что качественный звук важнее, чем картинка. Но лучше, чтобы и то, и то было качественным.
Можете для съемки нанять оператора, это недорого. Лично я предпочитаю арендовать студию подкастов с почасовой оплатой. В такой студии мне могут сделать все необходимое под ключ и за адекватные деньги.
Как выстроить структуру видео
Видео должно начинаться с триггера. Вам важно зацепить внимание зрителя, и на это у вас есть 3 секунды. Если вы продаете недвижимость и записываете ролик о том, как выбрать жилье для семьи или детей, то триггером будет слово «семья». Оно попадает в ценности человека и мотивирует его остаться, чтобы посмотреть видео.
Далее можете кратко представиться, буквально одной фразой: как вас зовут и кто вы. И сразу после этого можно переходить к контентной части.
В видео важно сделать упоминание вашего продукта, бизнеса, услуги или результатов клиентов. И желательно упомянуть, что в описании есть ссылка на ваш продукт или услугу. Лучше сделать призыв к действию, например: «Чтобы записаться на бесплатную консультацию, переходите по ссылке в описании».
В конце видео можете задать открытый вопрос, чтобы зрители поделились мнением в комментариях по поводу темы выпуска.
Целиком структура длинного горизонтального видео выглядит так:
- Триггер.
- Кто вы.
- Контент по теме.
- Призыв к действию.
- Контент по теме.
- Завершение и вопросы.
В коротких вертикальных видео все эти этапы нужно сокращать и делать более динамичными, чтобы уложиться в хронометраж. Представление можно опустить и просто титрами на экране написать, кто вы.
Если вам сложно начать записывать видео, попросите, чтобы кто-то задавал вам из-за камеры вопросы по вашему плану. Отвечая на них, вы можете смотреть или на человека, или в камеру — как вам будет удобнее. С опытом у вас сформируется навык, и вы сможете самостоятельно раскрывать любую тему без посторонней помощи.
Как часто публиковать видео
Если вы записываете формат «говорящей головы», то для развития канала будет достаточно 1-2 видео в неделю. Если это вертикальные видео, то эффективнее публиковать их через день или каждый день.
Если мы говорим о длинных интервью и подкастах, то здесь контента требуется меньше, так как сам по себе жанр очень затратный по времени создания и бюджету.
И сейчас в тренде не только видеоподкасты, но и вертикальные нарезки: короткие фрагменты подкастов. Их можно грузить на все платформы с вертикальными видео. Есть площадки, где длительность нарезок может быть до нескольких минут, но удобнее делать такие видео стандартными — до 1 минуты.
Как преобразовать контент в другие форматы, чтобы получить от него максимум
Мы уже говорили, что для начала важно выбрать одну главную площадку. Она будет вашим локомотивом. Все остальные площадки вы можете использовать для масштабирования.
Покажу вариант масштабирования контента на примере записи интервью и подкастов. Этот пример вы сможете адаптировать под любой формат, актуальный для вас.
Итак, у вас есть готовая запись интервью — допустим, длительностью 1 час. Какие форматы можно сделать на ее основе и где их публиковать?
Длинные видео. Например, основная ваша площадка — YouTube. Вы можете продублировать свое исходное видео еще на 5 площадок без какой-либо дополнительной работы: VK Видео, Дзен, «Одноклассники», Facebook* и Rutube.
Подкасты. Далее из интервью извлекаем аудиодорожку — это может сделать монтажер. Аудиоформат вы можете разместить на всех подкаст-платформах. Например, Mave, iTunes, PodFM, Podster, Castbox и даже книжный сайт «ЛитРес». Это еще как минимум 6 площадок.
Аудио удобно размещать через RSS-ленту. Тогда вы сможете грузить выпуски, например, только на Mave, и с помощью RSS они автоматически появятся на всех площадках, которые вы присоединили ранее. Как это делается — Яндекс вам в помощь.
Вертикальные видео. Длинное видео можно нарезать на смысловые части (до 1 минуты) в вертикальном формате. Из одного интервью иногда получается до 20 коротких видео, которые можно разместить в VK Клипах, на Дзене, YouTube Shorts, в TikTok, Instagram, Yappi.
Дополнительные платформы. Это же видео вы можете встроить в Tenchat и создать отдельную запись. И разместить ссылку в вашем Telegram-канале.
Посты. Видео вы можете перевести в текст и сделать из него посты. Так вы снова сэкономите время на создание контента.
Кроме того, к постам вы можете прикреплять аудиодорожки из ваших выпусков. Например, я часто встречал, когда мои видео переводили в аудио и использовали как посты в Telegram-каналах. Я за это не платил.
Без особых затрат: получается более 15 площадок для контента
Все, что нужно — доплатить за нарезку вертикалок и размещение на других площадках. Вы в любом случае экономите время и деньги и охватываете основные платформы. И все это благодаря одному часовому подкасту, который вы запишете.
Тимоти Феррис — американский писатель и оратор — пошел еще дальше. За свою многолетнюю деятельность он записал сотни аудиоподкастов. Среди его гостей были очень известные и влиятельные люди из разных сфер.
Он собрал самые интересные выпуски, сделал саммари по каждому из них и издал в виде книги «Инструменты гигантов». По сути это сборник лучших советов из каждого подкаста. Книга стала американским бестселлером.
Если вы однажды создали и оплатили контент, то вы можете много лет использовать его в самых разных форматах.
Как делегировать работу с контентом и грамотно ставить задачи
Перевести контент в нужные форматы и сэкономить ваше время помогут специалисты — монтажеры, транскрибаторы, SMM-менеджеры.
Монтажер нарежет выпуск на короткие видео. Идеально, если это сделает тот, кто монтировал вам целый выпуск: он уже хорошо знает материал. Примерная стоимость — 500-1000 за ролик. Зависит от сложности монтажа.
Аудиодорожку вам также выгрузит монтажер, который монтировал интервью. Это делается в 2 клика и ничего не будет вам стоить. Все, что нужно — отделить аудиодорожку от видео. Просто предупредите монтажера заранее, что нужно это сделать.
Расшифровку в текстовый формат вы можете заказать через фриланс-сервисы — там есть исполнители, которые специализируются на такой работе. Я пользуюсь площадкой «Воркзилла».
Нейросети тоже могут это сделать, но они допускают ошибки и пропускают знаки препинания. За ними все равно приходится править, поэтому надежнее заказать ручную расшифровку. Стоимость работы — 400-700 рублей за часовой выпуск.
Делегируйте публикацию контента вашему СММ-щику. Название, описание и теги видео, если они требуются, можно полностью дублировать на разных платформах.
Все, что нужно — это открыть необходимые вкладки в браузере и загрузить один и тот же файл на платформы в соответствии с форматом. Выйдет не намного дольше по времени, чем публиковать видео только на одну платформу. Но так вы охватите сразу 15 почти с теми же усилиями.
А дальше пусть алгоритмы сделают свое дело. Они сами начнут продвигать ваш контент, если он информативный и качественный.
Со временем вы поймете, какие платформы для вас лишние. Но если у вас есть каналы на разных площадках, то, как минимум, вам не стоит бояться, что какой-то сервис заблокируют или он станет запрещенным. Потому что тогда аудитория массово пойдет на другую платформу, а весь ваш контент будет доступен и там.
А если вдруг появится новая платформа, то вы просто зальете на нее ваши уже готовые видео. Один раз заплатили за создание контента — и используйте его годами. Со статьями так не получится. За это я и люблю видео: самая выигрышная стратегия.
Желаю вам найти свою аудиторию на каждой из платформ. Желаю вам много просмотров и продаж.
* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, их деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России
Какими видеоплатформами вы чаще всего пользуетесь?
VK Видео и YouTube, конечно же.
Благодарю всех за прочтение этой статьи)