Сегодня присутствие ресторанного бизнеса в социальных сетях — уже необходимость: с развитием digital-платформ становится проще презентовать свое заведение, привлекать новых гостей и поддерживать лояльность постоянных клиентов. Возникает вопрос — зачем в таком случае ресторану нужен сайт, и нужен ли, если социальные сети способны закрыть большинство бизнесовых задач?
В этом материале Василиса Волкова, операционный директор и совладелица московского барного холдинга S.I.D.R. Group, рассказывает о том как и зачем ее команда перезапустила сайт проекта.
Сайт в 2024 году — полноценный digital-проект
Гостю в любом случае нужна систематизированная информация о вашем ресторане или баре за пределами соцсетей, особенно с учетом того, что аудитория некоторых из них значительно снизилась за последние пару лет. Общая информация о компании, новости, представление партнеров — это базовые блоки сайта, которые должны присутствовать у любого бизнеса.
Изначально у нас был как раз такой сайт, но он практически не генерировал лиды, а реклама была неэффективной. Мы поняли, что можем создать то, что будет отвечать нашим потребностям и заодно сэкономить бюджет на рекламу. Поэтому разрабатывая новый сайт, мы инвестировали в полноценный digital-проект, который бы решил наши бизнес-задачи. В первую очередь, это безусловная конвертация в лид. В нашем случае лид — бронирование, заявка на бронирование или обратный звонок, банкеты, мероприятия и коллаборации.
Как сайт помогает нам получать лиды
Сайт помогает нам привлекать лиды. Ниже рассказываем как.
Максимально автоматизирует все процессы. Например, на одном сайте можно сделать бронь в конкретном баре (у нас их шесть): это снижает трудозатраты сотрудников, получается, что клиент обслуживает себя самостоятельно.
Менеджер подключается в том случае, если ситуация требует индивидуального подхода. Например: перенести или отменить бронь.
Собирает данные для более эффективного продвижения. Мы отслеживаем все показатели относительно посетителя сайта: это пол, возраст, интересы, количество звонков, место звонка, какой путь проделал посетитель на сайте, как он пришёл на сайт.
Кстати, соцсети и сайт — отлично работающая связка инструментов. Например, когда вы коллаборируетесь с партнером Вконтакте, вы можете обменяться ссылками с UTM-метками, ведущими на сайт. Они позволяют отследить, из какого канала коммуникации пришел клиент.
Объединяет все инструменты в одном месте. Наш сайт позволяет создавать любые интеграции с инструментами, даже те, которых еще фактически нет, так как мы самостоятельно можем создавать API. Сейчас наш сайт интегрирован с CRM-системами для решения наших текущих задач и собственным аналитическим ПО, необходимым для более глубокой аналитики, чем предлагают готовые инструменты, программой лояльности, кассовым ПО и др.
Отсекает ненужную аудиторию. За счет дизайна и продуманного интерфейса мы также привлекаем своего гостя: наши заведения рассчитаны на молодую аудиторию от 23 лет с доходом в категории «средний» и «выше среднего».
Позволяет дополнить функционал. Мы сразу отказались от сайтов на движке вроде Tilda: они подходят только в том случае, если вы планируете менять сам контент — добавлять фотографии или переписывать тексты. Поскольку нам было важно постоянное расширение функционала, мы отказались от сайтов-конструкторов и написали все сами.
Выделяет среди конкурентов. Если вы просмотрите сайты ресторанов и баров, то обнаружите, что большинство из них похожи между собой. Во многом это из-за того, что рестораторы предпочитают использовать сайты-конструкторы, для которых не нужны навыки программирования, поэтому блоки сайтов разных компаний очень схожи. Если хотите отстроиться, лучше выделите дополнительный ресурс на создание сайта с нуля.
Что выбрать: лендинг или многостраничный сайт
Лендинг — это простой одностраничный сайт, и его будет достаточно, если у вас одно небольшое кафе и вы не планируете вести продажи через сайт. В лендингах тоже можно интегрировать CRM-системы, внедрить программу лояльности, но все инструменты будут иметь ограниченный функционал.
Если вы хотите рассказать про заведение и тут же замотивировать человека зарегистрироваться в бонусной программе, а затем что-то продать, то в плане юзабилити это будет не очень удобно. Лендинг — это одна страница, пользователь просто устанет листать до конца, даже при условии хорошей навигации.
С наполненностью сайта важно не переборщить. Пользователь заходит на сайт ресторана или бара не для того, чтобы вдохновиться вашими креативными решениями: он пришел, чтобы оформить бронь или посмотреть часы работы заведения, поэтому эта информация должна быть видна сразу. И только потом с помощью дизайна и приятного интерфейса мы захватываем внимание пользователя.
Как и где искать подрядчика. Инхаус или аутсорс?
В первую очередь — спросить знакомых, у кого уже был опыт, и желательно, чтобы их проект был по функционалу лучше, чем тот, который вы планируете сделать: так вы сможете оценить компетенции команды. Компании, которые делают действительно полезные и красивые сайты, закрывающие вдобавок бизнес-задачи, практически себя не рекламируют, потому что у них всегда есть некий постоянный портфель заказчиков.
Разработкой первой версии сайта занимались ребята из MUST HAVE agency. Сейчас у нас своя команда инхаус: мы потратили много сил и времени, чтобы ее собрать, но ни о чем не жалеем. Теперь команда всегда под рукой и это влияет на сроки исполнения задач, потому что все сосредоточены на одном проекте, а в ресторанном бизнесе очень важно реагировать быстро. В работе на аутсорсе все иначе: помимо вас есть еще пул других заказчиков и выполнение ваших задач не будет сиюминутным.
Например, мы можем оперативно создавать отдельные небольшие сайты под проект или коллаборацию: с командой инхаус у нас это заняло один день — с учетом мобильной версии, утверждения и запуска. Так, для коллаборации одного из баров холдинга с блогером мы создали одностраничный сайт, где представлена только основная информация с простой формой бронирования.
Во сколько это обойдется
Бюджет на создание сайта зависит от того, какую задачу нужно решить. Если просто рассказать о проекте и сделать одну форму бронирования, то для этого подойдет лендинг: цены начинаются от 5000 рублей у фрилансеров и от 30 000 у агентств.
Автоматизация процессов за счет сайта, оптимизация маркетинговых задач и затрат на рекламу выйдет дороже: минимальная сумма — от 350 000 рублей. Я бы не советовала экономить на сайте и команде: все-таки вы создаете полноценную digital-платформу, которая будет являться вашей визитной карточкой.
Расскажите, как сайт облегчает вашу работу с гостями?