JetLend — краудлендинговая платформа. За несколько лет проект смог развиться от никому не известной «очередной платформы» до лидера рынка с объемом выданных кредитов, переваливших за 10 млрд, и более 100 тысяч инвесторов. Что помогало в сложные моменты и почему цинизм — необходимое качество для СЕО, — об этом и жизненных правилах, которые помогают развивать стартап, рассказывает сооснователь JetLend Роман Хорошев.
Меньше жалости и больше цинизма
Формирование команды профессиональных сотрудников — это не только про «наладить HR-систему и отбирать только топовых кандидатов с сотней регалий». Чтобы собрать вокруг себя dream team, нужно уметь вовремя увольнять персонал. А для этого просто необходимо быть неудобным и в меру циничным руководителем. Даже если этого не очень хочется.
Мне приходилось десятки раз расставаться с хорошими людьми, которые не справлялись со своими рабочими задачами. Было сложно, местами грустно, но если держать сотрудника только за его человеческие качества, то бизнес быстро утонет.
В работе придерживаюсь принципа up or out. Либо сотрудник работает эффективно и стабильно растет внутри компании, либо мы с ним прощаемся. Это довольно жесткий, но результативный способ собрать вокруг себя профессионалов. Внедрить такой радикальный подход к сотрудничеству проблематично, особенно для стартаперов. Ведь по природе своей мы часто кого-то жалеем, сочувствуем и стараемся не обидеть. И если в жизни это имеет место, то в бизнесе — надо забыть. Иначе не заметишь, как на шее уже сидят неэффективные сотрудники и тормозят движение.
Испытательный срок — не для раскачки
Испытательный срок обычно составляет три месяца, которые во многих компаниях проходят для сотрудника довольно расслабленно. Его почти не нагружают задачами и дают влиться в коллектив. Подход неплохой, но, по опыту, не очень действенный.
Мы стараемся нагружать нового коллегу с первого дня работы: сразу с головой погружаем в рабочий процесс и даем серьезные задачи. Многие не справляются уже на этом этапе, но те, у кого получается, остаются с нами надолго.
Бывает и такое, что испытательный срок прошел отлично, а потом сотрудник начал откровенно халтурить. Тогда тоже стоит быстро попрощаться, даже если позиция горит и придется срочно искать нового человека. Потому что, оставив у себя неэффективного сотрудника, мы потеряем больше денег и времени, чем если начнем оперативно искать замену.
Выбор эффективных, а не статусных сообществ
Во многих нишах есть профессиональные сообщества и ассоциации, действия которых объединяют других игроков рынка. Они собирают под своим «крылом» профильные компании с целью совместного роста, обмена опытом и коллективной защиты профессиональных интересов. Участие в подобных объединениях может быть интересно, но не всегда эффективно для бизнеса.
Я жду, что подобные сообщества будут решать проблемы бизнеса, помогать расти благодаря нетворкингу и общей деятельности. Участие в них для меня — это не про привилегии и статус. Мне важно, чтобы нетворкинг был, прежде всего, эффективным для бизнеса.
Вера в проект и умение идти напролом
Банальный принцип, но без него не обойтись. Когда мы начинали — в краудлендинг особо никто не верил. Многие скептично относились к идее самостоятельно выдавать кредиты в обход банков. В том числе и многие мои друзья.
Но я искренне верил и верю в проект. Я убежден, что банки как посредники не нужны и в ближайшем будущем краудлендинг заберет у них свою долю рынка. Это позволяло найти силы, чтобы не закрывать проект на самых первых стадиях.
Например, в первый год запуска наш бизнес-партнер, который должен был стать самым первым инвестором JetLend, в последний момент после всех тестов гипотез отказался от сотрудничества без объяснения причин. Он просто перестал выходить на связь. Это был мощный удар.
Ради проекта я собрал все свои сбережения, взял максимально возможные потребительские кредиты, уволился с престижной работы с хорошей зарплатой. Весь бизнес-план был рассчитан с учетом первых инвестиций. Я и подумать не мог, что после стольких встреч и обсуждений человек может так поступить.
Пришлось срочно искать инвестиции в других местах — через знакомых, у инвестфондов, у знакомых знакомых. Кроме дополнительных расходов пользы это не приносило.
В конечном итоге нашими первыми инвесторами в капитал стали первые инвесторы платформы, которые вложили свои деньги в JetLend на этапе тестов. Мы встретились с ними, и они поверили в нашу идею. До сих пор остаются в капитале.
Дело принципа
Принципиальная схема взаимоотношений в компании, включая партнеров.
Если попадаются «токсичные» партнеры (к счастью, сейчас такого нет), то ни о какой совместной работе не может быть и речи. Отношения сразу прекращаются, даже если это грозит личными финансовыми и эмоциональными потерями. Второго шанса не даю. За все время работы нам приходилось несколько раз в последний момент отменять сделки по продаже долей, когда мы понимали, что инвесторы токсичные. Возвращали деньги.
Принципиально жестко реагируем и на любые попытки мошенничества со стороны заемщиков. Сразу обращение в суд и заявление в правоохранительные органы о мошенничестве. Таким образом мы максимально защищаем средства инвестора и репутацию платформы.
Нельзя идти на уступки, если партнерство грозит разрушением проекта в будущем. Да, в моменте можно получить хорошие инвестиции или иллюзии хорошего будущего, если клюнуть на красивые обещания инвесторов об их связях. Но если я считаю эти отношения токсичными, которые могут нанести вред бизнесу, то от них сразу отказываюсь.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какими качествами должен обладать СЕО стартапа?